К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГРАЖДАНАМИ СРЕДСТВ ВИДЕОЗАПИСИ, ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГРАЖДАНАМИ СРЕДСТВ ВИДЕОЗАПИСИ, ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
С каждым днем степень интеграции современных информационных технологий во всех сферах жизни общества прогрессивно возрастающий характер. В связи с этим возрастает необходимость совершенствования правового регулирования данного процесса. Однако огромное количество рассматриваемых технологий и правоотношений, которые они образуют, требуют своевременного правового регулирования со стороны государства. В связи с распространением среди граждан электронных мобильных устройств с функциями аудио- и видеозаписи увеличилось число случаев съемки и последующего размещения в глобальной сети Интернет действий должностных лиц, в том числе при осуществлении процессуальных действий предусмотренных нормой, закрепленной статьей 144 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК), а именно розыск индивидуального предпринимателя или гражданина, к которым требования предъявлены в целях защиты государственных и общественных интересов, через органы внутренних дел. В подобной ситуации законодателю необходимо реагировать на изменения общественных отношений .
Также следует отметить, что ограничение видеосъемки затрагивает не только нормативные правовые акты, но и Основной закон нашей страны. Так, статья 34 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов. Иными словами, данная норма регламентирует право на получение, хранение и распространение информации о деятельности государственных органов. Таким образом, сотрудники органов внутренних дел (далее – сотрудники ОВД), государственные служащие, министерства, если это не касается каких-то секретов, исходя из их обыденной жизни должны понимать, что граждане могут контролировать и фиксировать их действия. Прежде всего, потому, что данное право указано в Конституции Республики Беларусь [2].
Так, 17 мая 2021 года в Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» от 17 июля 2007 года (далее – Закон об ОВД) были внесены изменения, касающиеся использования гражданами средств видеозаписи, фото- и киносъемки в отношении сотрудников ОВД, а именно: к компетенции сотрудников органов внутренних дел было добавлено правомочие запрещать гражданам осуществление видеозаписи, фото- и киносъемки [1]. Данный факт противоречит норме, закрепленной в п. 11 ч. 2 ст. 176 ХПК, согласно которой судья Суда рассматривающего экономические дела (председательствующий в судебном заседании) обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, так как данный правовой механизм имеет негативное последствие при формировании доказательной базы, а именно: по причине того, что отсутствие видеозаписи, фото- и киносъемки в отношении сотрудников ОВД может привести к принятия неправильного решения по делу. При этом возможность наложения аналогичных ограничений на самих сотрудников ОВД Законом не предусмотрено [3,4].
Также для последующего освещения проблематики данного вопроса представляется необходимым отметить, что согласно ч. 1 ст. 5 Закона об ОВД деятельность сотрудников ОВД основывается на принципе гласности, то есть является открытой для граждан и средств массовой информации в той мере, в какой это не противоречит требованиям уголовно-процессуального законодательства, законодательства, определяющего порядок административного процесса, законодательства об оперативно-розыскной деятельности, о персональных данных, о защите государственных секретов, об информации, информатизации и защите информации [1].
Подводя итог всему вышеизложенному, можно утверждать следующее: для разрешения данного противоречия необходима разработка отдельного нормативно-правого акта, который содержал бы конкретные условия допустимости запрета на использования гражданами средств видеозаписи, фото- и киносъемки в отношении сотрудников органов внутренних дел в хозяйственном процессе Республики Беларусь либо конкретные условия недопустимости данного правового механизма, либо внесение соответствующих изменений в ХПК.
Также, считаем необходимым внести дополнения в Закон Республики Беларусь об ОВД, о том, что сотруднику ОВД прежде чем осуществить право на запрет использования гражданами средств видеозаписи, фото- и киносъемки в отношении сотрудников органов внутренних дел в хозяйственном процессе, необходимо вынести предупреждение, а в случае применения данного механизма развернуто разъяснить индивидуальному предпринимателю или гражданину, к которым требования предъявлены в целях защиты государственных и общественных интересов, а равно иным участникам хозяйственного процесса о причинах применения запрета.