СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НЕКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ТРУДА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ САРАТОВА В КОН. XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НЕКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ТРУДА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ САРАТОВА В КОН. XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
Характерной чертой чернорабочего было отсутствие прикрепленности к определенной территории. В феврале в городе могли появиться рабочие не только из уездов Саратовской губернии, но и из соседних. Среди них не редко встречались уроженцы Пензенской и Самарской губерний. Обычно это были старики-караульщики, пастухи или ремесленники деревенского типа. Лето они проводили в полевых работах, а зимой либо перебивались своим ремеслом в селениях, либо отправлялись на заработки в крупные города. Саратов был именно таким центром притяжения рабочей силы.
В 80-е – 90-е гг. XIX в. одновременно с работниками, приходившими в города на летние или зимние сезонные работы и возвращавшимися обратно по своим деревням, когда работы заканчивались, возрастает число крестьян, полностью порвавших с землей и переселявшихся в города вместе со своими семьями. Среди переселившихся преобладали малые семьи с одним работником. Основной причиной переселения выступал земельный кризис. К этому добавлялись те перспективы, которые способна была открыть городская жизнь. Условия жизни рабочих в городах, особенно для чернорабочих, не отличались сильным улучшениями. Хотя, стоит отметить, что даже немного дальше от городской черты в поселке Фабричном при мануфактуре находилась 1 церковь, 1 фельдшерский пункт и специальное помещение для жилья работников [6, с. 56].
В начале XX в. в промышленности Саратова значительно увеличивается использование женского и подросткового труда. Этому явлению было несколько причин. С одной стороны, возрастает число потомственных рабочих, которые полностью разорвали связь с деревней. Маленькие заработные платы, которые не позволяли работникам обеспечивать своих детей и жен, приводили к экономической необходимости устраиваться последних на работу. С другой стороны, промышленники были заинтересованы в привлечении женского труда, т. к. им традиционно можно было платить в меньших размерах, чем мужчинам. Женский труд применялся везде, где не требовалось физической силы. Обычно его применяли на табачном и кирпичном производствах. Позже добавились новые сферы. Много женщин работало на суконных фабриках и фабриках механического пошива обуви. На подсобных работах взрослые женщины и девушки 15–17 лет были задействованы на пивоваренных и стекольных производствах. Одновременно с этим, мукомольные, маслобойные, цементное и другие перерабатывающие производства оставались преимущественно мужскими [4, с. 154].
Необходимость в заработке толкала заниматься ремеслом без должной квалификации. Таких работников быстро раскрывали и увольняли. Дровосек, потерявший или продавший свой топор, мог пойти выполнять роль пекаря, а пахарь – кузнеца. Найти постоянную работу могли далеко не все. Обычно это исключения, которые обладали развитым умом, здоровьем и высокой работоспособностью. Большинство в городе ждало наступления потепления и возможности добраться обратно до родной деревни [3, с. 15].
В дореформенный период основными сословиями, занимавшиеся предпринимательской деятельностью были дворянство и православное купечество. Реформа 1861 г., которое привнесло положение «О пошлинах на право торговли и других промыслов» сделало предпринимательскую деятельность «свободною для всех состояний» [5, с. 5].
С одной стороны, лишенное своих монополий дворянство оказалось неконкурентоспособным на рынке и не смогло приспособиться к новым условиям. С другой стороны, это время характеризуется началом периода становления новой экономической элиты губернии в целом и в частности Саратова: Гудковых, Шумилиных, Шмидтов, Борелей и Зейфертов.
Интересно так же, что большое количество новых предпринимателей относилось к выходцам из немецких колоний. Все они (за исключением К.А. Штафа) входили в Евангелическо-лютеранский церковный совет [1, с. 136]. В успехе этих людей определённо сыграла свою роль протестантская этика ведения хозяйства. В их религиозную философию была включена коммерческая деятельность, и она даже считалась «богоугодным» делом.
Но основной же частью купечества в те годы в Саратове являлись представители православия и старообрядчества [2, с. 19]. Они продолжали жить по старым нормам и устоям. У них было старое домашнее образование и стремление отгородиться от всяческого рода новшеств [2, с. 48]. Философская этика православная ограничивалась удовлетворением своих жизненных потребностей. Но это лишь в быту.