СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ПРИ ВЕДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ПРИ ВЕДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
Надзор за исполнением законодательства при ведении административного процесса в Республике Беларусь является составной частью надзора за исполнением законодательства. Увеличение числа совершаемых административных правонарушений и значительное число субъектов, реализующих государственную политику в этой сфере, вызывает необходимость совершенствования правового регулирования данного надзорного направления деятельности прокуратуры.
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г., № 92-З предоставляет прокурору широкие полномочия при участии в рассмотрении дел об административных правонарушениях, что позволяет ему принимать активное участие на всех стадиях административного процесса.
Реализация прокурором полномочий в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях связана с рядом проблем, которые в различной степени проявляются на отдельных стадиях производства и обусловлены пробелами действующего законодательства.
Так, административно-процессуальное законодательство Республики Беларусь не содержит полномочия прокурора на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении. В связи с этим, актуальным представляется вопрос рассмотрения опыта зарубежных стран в сфере участия органов прокуратуры на данном этапе административного процесса.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., № 195-ФЗ наделяет органы прокуратуры широкими правами на стадии рассмотрения дела, что способствует наиболее полной реализации прав и законных интересов участников административного процесса. В этой связи ст. 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет право прокурора на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, представление доказательств, заявление ходатайств, дачу заключения, по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела [4].
Теоретической базой, подтверждающей необходимость подобных полномочий прокурора на данной стадии, послужили мнения известных российских ученых-юристов. Например, Ю.Е. Винокуров отмечает, что прокурор, реализуя право на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, выступает в роли представителя надзорного органа, дающего правовую оценку различным юридическим фактам, что, безусловно, не презюмирует характер выносимого судьей решения по делу, но помогает разрешить спорные с юридической точки зрения вопросы, а также не допустить принятие незаконных решений [1, с. 329].
Также, согласно ч. 2 ст. 759 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г., № 235-V прокурор имеет право непосредственно принимать участие в производстве по делам об административных правонарушениях, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, излагать суду, иному органу (должностному лицу) свою позицию по делу [3].
Следует обратить внимание на то, что законодательное закрепление полномочий прокурора на стадии рассмотрения административных правонарушений представляется необходимым не с целью обеспечения его участия в рассмотрении как можно большего числа дел об административных правонарушениях, так как это невозможно исходя из многочисленных полномочий прокурора и огромного числа дел об административных правонарушениях. Периодическое участие прокурора в административном процессе, а также сама возможность такого участия будет обеспечивать повышение качества рассмотрения дел об административных правонарушениях и способствовать вынесению мотивированных постановлений органами государственного управления, защите прав и законных интересов физических и юридических лиц.
С целью более полной и рациональной реализации прокурором полномочий на стадии рассмотрения административного дела, целесообразным будет установить перечень административных дел, по которым участие прокурора в стадии рассмотрения будет являться обязательным. Так, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ среди таких административных дел выделяет следующие: административные дела об оспаривании нормативного правового акта (ч. 4 ст. 213), о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 243), о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ч. 3 ст. 268), об административном надзоре (ч. 3 т. 272), о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке (ч. 3 ст. 277), о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 280), о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 282), о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (ч. 3 ст. 285.2) [2].
Процессуальный кодекс об административных правонарушениях Республики Таджикистан от 22.07.2013 г., № 1180 не закрепляет конкретных категорий административных дел, по которым участие прокурора в стадии рассмотрения является обязательным, однако согласно ч. 2 ст. 36 прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, или возбужденного по инициативе прокурора. Данная норма иллюстрирует целесообразность участия прокурора при вышеуказанных обстоятельствах [5].
Исходя из зарубежного опыта и подобных норм, закрепленных в гражданском праве Республики Беларусь (относительно дел об усыновлении ребенка), можно выделить следующие категории административных дел, в рассмотрении которых участие прокурора представляется нам обязательным: о незаконных действиях по усыновлению (удочерению) детей; о нарушении законодательства о выборах, референдуме, реализации права законодательной инициативы граждан; о невыполнении обязанностей по воспитанию детей; об уклонении родителей от трудоустройства по судебному постановлению либо работ; о нарушении должностным лицом местного исполнительного и распорядительного органа постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также административные правонарушения, совершенные несовершеннолетними.
Таким образом, учитывая зарубежный опыт по данному вопросу, можно прийти к выводу о необходимости внесения изменений в главу 4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях путем введения нормы, которая бы закрепляла полномочия прокурора на участие в административном процессе: представление доказательств и участие в их исследовании; изложение органу, ведущему административный процесс, своего мнения о виновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, а также полномочия по другим вопросам, возникающим в процессе рассмотрения дела.
Кроме того, с целью наиболее полной реализации данных полномочий, следует внести изменения в главу 12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях путем дополнения статьи 12.5 пунктом, устанавливающим ссылки на категории административных дел, при рассмотрении которых участие прокурора является обязательным.
Закрепление данных норм будет способствовать более детальному регулированию прав и обязанностей прокурора в административном процессе, что позволит повысить эффективность защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.