АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Конференция: CCCXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCCXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Понятие административной ответственности, ее правовая природа является одной из основных категорий в теории права. Правонарушения среди несовершеннолетних представляют собой одну из наиболее острых социальных проблем. Подростковый возраст, характеризуясь психологической перестройкой, нравственной неустойчивостью, склонностью к импульсивным поступкам и влиянию окружения, делает эту группу особенно уязвимой в любом обществе. Задачами современного периода является поиск путей снижения количества правонарушений несовершеннолетних, а также повышение эффективности их предупреждения. Одним из таких путей является совершенствование института административной ответственности несовершеннолетних [1].
Административная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, обладающим как общими, так и особенными чертами. Несмотря на значительное количество научных работ, посвящённых её применению, единого определения этого понятия в научной среде до сих пор не выработано [2].
Административная ответственность несовершеннолетних представляет собой форму юридической ответственности, обладающую всеми её основными признаками. Она заключается в применении предусмотренных законом административных наказаний к лицам, не достигшим совершеннолетия, со стороны уполномоченных государственных органов или должностных лиц.
Исследуя административное взыскание как форму реализации административной ответственности, стоит проанализировать мнения ученых по данному вопросу. О.И. Чуприс отмечает, что «государственное принуждение вообще и административно-правовое принуждение в частности являются одним из важнейших средств воздействия на общественные отношения».
Т.В. Телятицкая рассматривая особенности административного принуждения, приходит к выводу, что «административное принуждение – вид управленческой деятельности, состоящей в воздействии на субъектов публичных общественных отношений независимо от их воли и желания путем применения либо исполнения закрепленных в законах административно-правовых норм с целью безусловного воплощения данными субъектами требований правовых норм». С.Г. Василевич определяет административное взыскание предусмотренной Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях мерой ответственности за административное правонарушение [2].
Проанализировав мнения ученых, стоит сделать вывод, что основной целью административной ответственности является охрана закрепленных законодательными актами прав и свобод субъектов общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества.
С принятием в 2003 г. Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) Республики Беларусь впервые на территории стран СНГ был установлен пониженный возраст административной ответственности: за некоторые составы правонарушений ответственность наступает с 14 лет, но при наличии определенных условий. Вопрос о необходимости существования такой нормы до сих пор считается спорным, но статистика совершения правонарушений несовершеннолетними свидетельствовала о необходимости существования такой нормы, т. к. существовавшие меры профилактики на тот момент обладали низкой эффективностью [5].
Субъектами административной ответственности в качестве несовершеннолетних признаются лица в возрасте от 14 до 18 лет, при условии, что на момент совершения правонарушения им не исполнилось 18 лет. Общий возраст привлечения к ответственности установлен в 16 лет. Лица в возрасте от 14 до 16 лет могут быть привлечены лишь за ограниченный круг умышленных деяний, включая: умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушения защитного предписания, оскорбление, мелкое хищение, умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества, жестокое обращение с животным или избавление от животного, мелкое хулиганство [3].
Установив административную ответственность с 14 лет, законодатель исходит из того, что в этом возрасте несовершеннолетний уже способен осознавать характер и последствия лишь отдельных своих действий. Малолетние же в силу психической незрелости часто не могут в полной мере осознавать общественную опасность своих поступков или контролировать их, поэтому не являются субъектами административного правонарушения и не несут за них ответственности.
Несовершеннолетние отличаются неустойчивой социальной направленностью, ограниченным жизненным опытом, недостаточно развитыми волевыми качествами и часто неспособны контролировать своё поведение в сложных ситуациях. Поэтому сокращение перечня административных правонарушений в КоАП, за которые ответственность наступает с 14 лет, является оправданным [4].
Не подлежат административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством, оно во время совершения деяния не могло осознавать его фактический характер и противоправность.
К лицу, совершившему административное правонарушение в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, административные взыскания применяются на общих основаниях с учетом следующих особенностей:
1) в отношении него не могут применяться такие виды административных взысканий, как общественные работы и административный арест;
2) размер налагаемого на него штрафа не может превышать двух базовых величин, а в случае наложения на него штрафа в соответствии с санкцией, предусмотренной для индивидуального предпринимателя, — четырех базовых величин (независимо от размера штрафа, предусмотренного в санкции); в случае если санкция предусматривает административное взыскание только в виде штрафа, а у несовершеннолетнего отсутствуют заработок, стипендия или иной доход, к нему применяются меры воспитательного воздействия;
3) лишение права заниматься определенной деятельностью может налагаться на срок не более одного года [4].
При назначении административного взыскания несовершеннолетнему, наряду с общими смягчающими и отягчающими обстоятельствами, в обязательном порядке учитываются: условия жизни и воспитания; уровень интеллектуального, волевого и психического развития, иные личностные особенности; влияние на поведение родителей (законных представителей), родственников и иных старших лиц; характеристика с места учебы или работы, приобщаемая к материалам дела.
Совершение административного правонарушения несовершеннолетним как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими обстоятельствами. В судебном заседании после вынесения решения по делу суд обязан разъяснить несовершеннолетнему содержание положений законодательства, в связи с нарушением которых на него налагается административное взыскание.
Важной особенностью является возможность освобождения несовершеннолетних от административной ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 9.3 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, может быть освобождено от административной ответственности с вынесением ему предупреждения. Однако, как отмечает А.А. Косенко, в ст. 9.3 прямо указано, что предупреждение и, следовательно, освобождение от административной ответственности могут применяться вне зависимости от категории правонарушения, в то время как в ст. 8.3 КоАП закреплены условия освобождения только в отношении правонарушений, относящихся к категориям проступков и значительных правонарушений, что создает правовую коллизию.
Применение к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия вместо административной ответственности может включать: объяснение норм законодательства; обязанность принести извинения пострадавшей стороне; обязанность возместить причинённый ущерб; введение ограничений в сфере досуга [4].
Мера «ограничение досуга» предполагает установление специального режима использования свободного времени на срок до 30 суток. Она может включать запрет на посещение определённых мест, ограничение времени нахождения вне дома или обязанность регулярной отметки в уполномоченном органе.
Однако правовое регулирование данной меры требует доработки. В частности, не определён государственный орган, осуществляющий контроль за поведением подростка, и отсутствует действенный механизм обеспечения исполнения указанных ограничений. Следовательно, административная ответственность несовершеннолетних в Беларуси — это особый правовой механизм, построенный на принципах гуманизма и воспитательного воздействия. Выделив для него отдельную главу в КоАП, законодатель установил пониженный возраст ответственности только для ограниченного перечня правонарушений, запретил наиболее строгие взыскания, ограничил размеры штрафов и закрепил обязательность учёта личности подростка. Важным нововведением стало предоставление возможности избежать наказания посредством применения воспитательных мер.
Тем не менее, для повышения действенности этого института необходимы дальнейшие шаги: конкретизация процедур применения воспитательных мер и усиление процессуальных гарантий прав несовершеннолетних в ходе административного производства.





