Статья:

Борьба с коррупцией или её имитация

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Макарова М.А. Борьба с коррупцией или её имитация // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 11(32). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/32/36853 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Борьба с коррупцией или её имитация

Макарова Марина Андреевна
магистрант, Вятского государственного университета, РФ, г. Киров

 

Тема коррупции в нашей стране является одной из самых горячо обсуждаемых среди граждан, а выдвижение версий о качестве и неэффективной борьбе органов власти со столь ненавистным недугом, уже стали обычным делом для каждого из нас. Зачастую, почти каждый гражданин считает своим прямым «долгом» определить, почему же специально уполномоченные на то органы столь неэффективны в выполнении возложенных на них обязанностей. Вообще наличие коррупции в государстве подрывает не только авторитет власти, но и верховенства закона и политической стабильности, нарушающее народное единство и затрудняющее экономическое развитие нашей страны. Но если сделать отсылку к истории, то можно определить, что такое явление, как взяточничество, существовало на всем историческом пути развития России.

Не смотря тот факт, что на сегодняшний день борьба с коррупцией является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, граждане относятся достаточно скептически ко всем попыткам побороть данное явление. Вероятнее всего это связанно, с огромным количеством потраченного в пустую на это времени и денежных средств. Общество перестало верить в то, что существование нашего государства возможно без взятки. Человек в нашем государстве, можно сказать, что рождается уже с мыслю о том, что коррумпированность определенных слоёв населения, это привычное и нормальное дело. Мы до такой степени привыкли к этому недугу, что перестали удивляться, поистине ужасным вещам, а порой даже не замечаем этого.

Когда главу нашего города Белых Н.Ю. обвинили в получении взятки, это не было шоком для граждан, люди пожимая плечами говорили, что в этом нет ничего странного. В обществе бытует мнение, что «под раздачу» попадают люди, которые «не сумели убежать», оказались удобными жертвами. То есть главные коррупционеры в данном случае ответственности как раз избегают. При том, что сегодня технологии слежения настолько шагнули вперёд, что при желании можно было бы выявить факты коррупции в среде высокопоставленных лиц, не прибегая ни к каким провокациям. Пресненский суд Москвы приговорил Белых Н.Ю. к восьми годам колонии строгого режима за получение взятки в особо крупном размере, суд также назначил ему штраф в размере свыше 48 миллионов рублей, но не взирая на приговор, на состоянии борьбы с коррупцией это никак не скажется. Таким образом, мы имеем не столько борьбу с коррупцией, сколько её имитацию.

Коррупция - бич нашего общества, и борьбу с ней Президент РФ В.В.Путин назвал главной и принципиальной задачей. С этой целью принят план Верховного суда по противодействию коррупции на 2018-2019 годы. Между тем многие положения данного плана столь спорны и несовершенны, что он вряд ли сможет оправдать возложенные на него надежды, но время покажет. Согласно разрабатываемому национальному плану противодействия коррупции на 2018-2019 годы, впредь каждое уволенное лицо, не оправдавшее возложенного на него доверия, окажется внесено в специальный информационный перечень. Его создание предусматривается новой статьей №15, которая уже появилась в федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Чиновники будут включаться в реестр сроком на 5 лет, а сам он совсем скоро заработает на базе официальных Интернет-ресурсов Правительства.

Теперь им понадобится предоставлять максимально полные сведения о материальном состоянии коллег и учитывать в справках «презенты», ценности, полученное в наследство имущество и другие доходы, которые были переданы последним на безвозмездной основе. Такое нововведение, упомянутое в Указе Президента РФ от 19.09.2017 №431, по-видимому, связано с опасением властей потерять в результате разворовывания около 440 млрд. рублей, которые планируют высвободить в ходе реструктуризации долга.

Качественно расширятся полномочия надзорных и контролирующих организаций. Так, Управление Президента по вопросам коррупции (УПК) теперь сможет напрямую заказывать выписки с информацией, касающейся финансовой деятельности физических и юридических лиц, у Росфинмониторинга, в то время как раньше орган мог осуществлять эту процедуру лишь через посредников. Сегодня представители ведомства также занимаются подготовкой специальных «методичек» – унифицированных материалов консультативного характера, призванных помочь главам регионов, особенно тем, которые только заняли свои посты, разработать грамотную систему мероприятий для правильной реализации общенационального проекта по искоренению взяточничества.

Многие современные историки считают коррупцию настоящим культурным феноменом человечества, а потому не видят смысла во всех мерах по борьбе с нею.

Ш. Монтескье отмечал: «...известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела». С точки зрения логики в этом утверждении есть зерно правды, однако очень часто коррупцию воспринимают как чисто российскую традицию, хотя на самом деле она имеет всемирный характер. Если заинтересоваться историей коррупции в мире, то можно найти первые упоминания о ней еще в записях, датируемых десятками тысячелетиями до наступления нашей эры. А значит, отчасти данный факт подтверждает теорию ученых, о которой мы уже упомянули. Поэтому можно смело проводить параллель между историей коррупции в России и тем же процессом в других странах. [6, с. 68]

Впервые цивилизованное человечество столкнулось с явлением коррупции в самые древнейшие времена, позже находим ее признаки по существу повсеместно. Погружаясь в историю коррупции, многие называют ее «взяточничество». Однако на самом деле этот термин имеет гораздо более широкую трактовку. Если рассмотреть его в этом смысле, то становится понятно, насколько серьезной «болезнью» человечества является данное явление. После изучения нескольких разных словарей можно сказать, что коррупция – это действия, производящиеся для извлечения выгоды из своего служебного положения. То есть мы имеем в виду не только взятку деньгами или злоупотребление своими полномочиями, но и любое облачение своего положения в выгоду. Чаще всего она, конечно, измеряется в денежном эквиваленте. [7, с. 170]

Одно из древнейших упоминаний о коррупции встречается еще в клинописях древнего Вавилона. Как следует из расшифрованных текстов, относящихся к середине третьего тысячелетия до нашей эры, уже тогда перед шумерским царем Урукагином весьма остро стояла проблема пресечения злоупотреблений судей и чиновников, вымогавших незаконные вознаграждения. [7, с. 170]

С развитием человечества менялась и коррупция. Появление зачатков судебной системы ознаменовало возникновение ее нового вида. Теперь судьи, обладающие огромной властью и по роду своей деятельности обязанные быть максимально беспристрастными, получили возможность разрешать споры вне правового поля. Продажные судьи были настоящим бичом Европы, ведь доказать что-либо в суде могли только очень обеспеченные люди. Интересно, что даже основные религиозные культы планеты серьезно осуждают подобное поведение и обещают за него настоящую кару небесную.

Прославленный нарком путей и сообщения Феликс Дзержинский в циркулярном письме отмечал: «Всем известно, каких размеров достигло взяточничество во всех областях хозяйственной деятельности Республики и что особенно широкое распространение этого зла отмечается именно на транспорте. Мы должны отдавать себе отчет в том, что взятка имеет глубоко классовый характер, что она есть проявление мелкобуржуазной частнокапиталистической стихии, направленное против основ ныне существующего строя». По личным указаниям Железного Феликса, каждый пойманный на взятке чиновник его ведомства, практически без суда и следствия подвергался расстрелу. [5, с. 108]

Только так Дзержинскому всего в течение года удалось навести порядок. Так может современной России недостает именного этого, возможно необходимо лишь ужесточить меры наказания за те или иные преступления коррупционного характера. Поможет ли это в действительности, сложно сказать, но количество взяток точно сократиться. Ведь наказывать в действительности, нужно не только человека, который берет взятку, но и тот, кто её решается дать. [5, с. 108]

Известен один закономерный момент, когда должностное лицо систематически начинает брать взятки, со временем ему становиться мало и он начинает просить все больше и больше, а люди, которые ему раньше преподносили «дань на блюде» сейчас начинают негодовать: «Мол, как так можно, ему все носим и носим, он никак не насытиться». Но ведь вы сами «подкармливаете» этого государственного деятеля, вырабатывая своими действиями у него привычку к «легким деньгам» за работу, которую он итак должен выполнять на безвозмездной основе. Если бы своевременно сообщалось в компетентные органы, не было бы такого беспорядка. Представьте только, если бы люди вовсе перестали по первому желанию чиновника или другого представителя власти, платить за те или иные услуги, а сразу обращались бы в уполномоченные органы. То есть хочется сказать, прежде чем ругать государственных деятелей задумайтесь, а кто спровоцировал и побудил их на это. Конечно, мы не оправдываем его, но хочется донести до общества, что пытаясь побороть коррупцию в стране, нужно в первую очередь начать с себя, пытаться искоренить эту пагубную привычку, отложившуюся уже на подсознании каждого гражданина нашей страны и что за любую услугу нужно платить.

Обобщая и излагая историю коррупции кратко, нельзя говорить о том, что мы уже проиграли бой данному явлению и стоит смириться с ним окончательно. То тут, то там периодически вспыхивают настоящие скандалы, разоблачающие коррупционные действия подчас очень важных персон.

На сегодняшний день мы можем говорить о том, что борьба с коррупцией все же ведется. Постепенно ужесточаются законы в отношении взяточников, а в судебное производство уходят реальные уголовные дела. Сроки получают министры и более мелкие чиновники. А президент регулярно объявляет о принятых программах по борьбе со взятками и воровством. Поможет ли это победить коррупцию окончательно? Думаем, что нет. За всю историю развития коррупции в России этого еще никому не удалось сделать. Однако мы надеемся, что с течением времени наша столица все же покинет "почетное" сто тридцать пятое место в Индексе восприятия коррупции, которое она заняла по итогам 2017 года.

Для предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы нашей страны, необходимо проводить антикоррупционные реформы - комплекс мер, осуществляемых государством и закрепленных законодательно, направленных на изменение условий, в которых возникает коррупция, и ограничение действия факторов, способствующих появлению и распространению различных форм коррупции. Борьба с коррупцией требует комплексного системного подхода.

В нашей стране введено огромное количество различных мер и создано компетентных служб, с помощью которых государство хочет побороть коррупцию и искоренить её вообще. Но на наш взгляд государству не достает обособленного, автономного органа, которых будет находится над всеми органами государственной власти и выполнять только работу относящуюся к преступлениям коррупционной направленности.

Основной смысл существования такого органа будет заключаться в истреблении взяточничества. Каждый сотрудник, который будет входить в эту организацию, должен будет обладать неприкосновенностью и возможностью, в любой момент, при выявлении преступления, применить меры процессуального принуждения в отношении должностного лица, не дожидаясь решения прокуратуры или суда. После чего уполномоченный орган полностью занимается расследованием и берет на себя доказывание причастности должностного лица, подвергнутого мерам процессуального принуждения. С помощью этого органа у коррупционеров будет меньше шансов скрыть улики и следовательно избежать наказания. Это относиться и к сотрудникам полиции, прокуратуры, суда и к другим службам. Такой орган сможет наладить нестабильное состояние в нашей стране, относительно коррупции. Ведь зачастую лицо, которое замешано во взяточничестве, покрывается своими же соратниками по службе, благодаря отношениям, которые складывались годами, должностные лица пытаются поддержать друг друга, в виде сокрытия признаков преступлений. Введения же данного органа, будет «разрубать на корню» все подозрения в соучастии, так как этот орган, будет абсолютно автономен и непредвзят.

Подводя итог, нашей статье можно сделать вывод, что коррупция своими корнями уходит очень далеко, проблема была всегда, но сейчас она стала проявлять себя в более устрашающих формах и колоссальных размерах, без промедления необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения ее проявлений, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, чтобы в конечном итоге свести ее до приемлемого социально терпимого уровня. Поскольку наше общество постоянно развивается, законодательство и представители органов власти, просто обязаны соответствовать каждой эпохе развития и профессионально справляться с возложенными на них функциями. В случае неэффективности своей деятельности или несовершенства законодательных норм, органы власти и законодательство должно изменяться, создаваться новые компетентные органы власти, под силу которым будет выполнение своей работы. Поэтому мы считаем правильным введение автономного органа по борьбе с коррупционными преступлениями в нашей стране.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ //- М.: Омега, 2018г.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // М.: Юрист, 2018 г.
3. Конституция Российской Федерации: по состоянию на 2018г.// - М.: Эксмо, 2018г.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 2 т. Том 1. Разделы I—VIII / отв. ред. В. М. Лебедев. — 15-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017г. — 666 с.
5. Аминов Д. И., Гладких В. И., Соловьев К. С. - Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления. // - М., 2002. — С. 108. 
6. Козельская Н. Л. - Влияние коррупции на экономику // Право и экономика. 2016. № 4. // - С. 69. 
7. Костенников М.В., Куракин А.В. - Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы //- М.: Омега, - 2012. С.172.