Статья:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(233)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Трыков Д.Е. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 10(233). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/233/124378 (дата обращения: 27.02.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Трыков Денис Евгеньевич
студент, филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА, РФ, г. Калининград
Панькина Инга Юрьевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА, РФ, г. Калининград

 

Введение

Посреди разных юридически значимых способов предотвращения правонарушений особое место занимают административные способы, а именно привлечение к ответственности физических и юридических лиц, совершивших административные правонарушения.

Административная ответственность занимает отдельное значимое место в системе юридической ответственности. Она имеет свои особенности, свой специфический состав и, одновременно, что-то общее с иными видами ответственности.

Одной из главных особенностей административной ответственности является то, что она включает довольно большой объем регулируемых общественных взаимоотношений. Меры административного понуждения и административной ответственности необходимы, в том числе, для защиты прав личности, свобод человека, благоприятного окружения, нравственных интересов, охраны окружающей среды и общественной безопасности, частной собственности, защиты установленных законом интересов физических и юридических лиц в области экономики, а также от других административных правонарушений.

Административная ответственность выполняет важную роль стимулятора правильного поведения, а также воспитывает нравственное и правовое чувство долга перед обществом и государством, повышению общественной и политической активности каждого гражданина. Помимо этого, сам институт административной ответственности исполняет профилактическую функцию в предотвращении правонарушений, так как предмет посягательства в большинстве административных преступлений, как и уголовных, одинаков: права и свободы человека, собственность, общеустановленный порядок, порядок управления и прочие административно-правовые взаимоотношения.

Понятие административной ответственности

Административная ответственность – это обособленный вид юридической ответственности, который наступает при совершении гражданином нарушения законодательства об административных правонарушениях (административного нарушения).

Административная ответственность – это реакция государства на совершение предусмотренных в законодательном порядке административных правонарушений и основывается на применении определенными органами государственной власти или должностными лицами административных наказаний за совершенные правонарушения.

Административная ответственность имеет общие признаки юридической ответственности (наступает при наличии правонарушения, регулируется нормами права, выполняет функцию государственно-правового принуждения, наступление последствий для виновного лица).

В общем главные черты административной ответственности выглядят так:

а) административная ответственность устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Как следствие, она имеет свою отдельную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности формируют самостоятельный институт административного права;

б) основанием для наступления административной ответственности выступает административное правонарушение. В целях привлечении к административной ответственности необходимым условием является наличие состава административного проступка, то есть совокупность специфических признаков, которыми отличается административный проступок от преступлений, дисциплинарных проступков и иных неправомерных действий, которые вызывают последствия имущественного характера;

в) субъектам административной ответственности может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Физическое лицо субъектом административной ответственности может выступать в качестве гражданина, должностного лица, несовершеннолетнего, и так далее. Ответственность государственных служащих наступает по общим правилам;

г) за совершенное административное правонарушение применяется административное взыскание, в отдельных случаях – другие меры воздействия, например, дисциплинарные.

д) административное наказание применяется довольно большим числом уполномоченных государственных органов и должностных лиц;

е) административные наказания могут быть применены государственными органами и должностными лицами ко всем лицам, независимо от подчиненности;

ж) привлечение лица к административной ответственности не подразумевает наличие судимости или увольнение данного лица. Лицо считается имеющим административное наказание в течение определенного срока;

з) административная ответственность применяется в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Освобождение от привлечения к административной ответственности

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен ряд оснований освобождения от административной ответственности.

Так, не признается административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значимым, чем предотвращенный вред.

Кодекс об административных правонарушениях не устанавливает критериев крайней необходимости.

Также, от административной ответственности освобождается лицо, находящееся во время совершения противоправных действий (бездействия) в невменяемом состоянии и не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного психического состояния.

Следует заметить, что в данном понятии указываются два критерия невменяемости: медицинский и юридический.

Юридический критерий невменяемости состоит в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия).

Уполномоченный государственный орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны определить в каком состоянии находилось лицо в момент совершения правонарушения. В указанных целях назначается психиатрическая экспертиза.

Также Кодекс об административных правонарушениях предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

В данном случае государственный орган или должностное лицо, которые уполномочены рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Заключение

Подводя итоги можно сказать, что административная ответственность является мерой административного принуждения.

Для нее характерно множество правовых норм, которые регулируют разные стороны повседневной деятельности органов государственного управления. Административная ответственность носит всеобщий характер, то есть устанавливаемые ей нормы и правила обязательны для всех лиц.

Административная ответственность как правовой институт держится на общих принципах и имеет свои особенности, которые отличают ее от других видов юридической ответственности.

 

Список литературы:
1. Административное право России: учебник/ Отв. ред. Попов Л.Л.: 2-е изд., - М., Проспект, 2010. 
2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ИКД «Зеркало-М», 2003. 
3. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов. - М.: Эксмо, 2009. 
4. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. 
5. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристь, 2001.