Статья:

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Матченко А.А. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 2(225). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/225/122717 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Матченко Артём Александрович
магистрант, ОУ ВО Южно-Уральский Технологический университет, РФ, г. Челябинск
Койшина Е.А.
научный руководитель, канд. социол. наук, доцент кафедры «Экономика и управление», ОУ ВО Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. Развитие малого бизнеса в России является стратегическим направлением развития экономики. Благодаря развитию малого бизнеса происходит формирование благоприятной экономической среды, увеличивается конкуренция среди товаропроизводителей, появляются новые рабочие места, происходит развитие рыночных отношений в целом. Однако развитие малого бизнеса неизбежно сопровождается рядом проблем, среди которых - недостаток финансирования, коррупция, нестабильность в налогообложении и другие. Несмотря на важность малых и средних предприятий (МСП), они сталкиваются со значительными проблемами, которые препятствуют их развитию.

 

В Российской Федерации предпринимательская деятельность регламентируется Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской  Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021), согласно которому под субъектами малого среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в  том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства  [1].

Отличительные черты малого, среднего и крупного бизнеса приведены в таблице (табл.  1).

Таблица 1

Отличительные черты между типами  ведения предпринимательской  деятельности

Отличительные черты

Малый

Средний

Крупный

Широта охвата

Одно предприятие

Сеть фирм в городе или регионе

Сеть в разный областях страны или международная

Трудности получения кредита

Любая сумма

Большие финансы

Отсутствуют

Способность к адаптации

Легко подстраиваются под изменения

Адаптируется трудно и медленно

Часто само становится инициатором внесения изменения

Количество работников

Не более 100 человек

От 100 до 250 человек

Свыше 251 человека

Годовой доход

До 20-х миллионов рублей

До 800 миллионов рублей

 До 2-х миллиардов рублей

Источник: составлено автором

 

Если изучить более подробнее доли микро, малого и среднего и среднего предпринимательства (рис. 1), то мы увидим не стабильные скачки доли микропредпринимательства именно в серединах периода. Связано это функционированием многих микропредприятий не более 1 года. За 2021 год наблюдается небольшая тенденция их роста, но к концу 2022 года отмечено резкое падение данной сферы бизнеса. А вот доля субъектов малого и среднего и среднего предпринимательства имеет тенденцию стабильного уменьшения их количества. 

По размещенным данным структура МСП на начало 2022 года выглядела следующим образом: 6041195 субъектов МСП в целом, из которых микропредприятий 5771626 единиц, 250758 субъектов малого и среднего и 18811 среднего предпринимательства.

 

Рисунок 1.  Количество субъектов малого и среднего и среднего предпринимательства России, единиц

 

Если пересчитать имеющиеся данные, то структура МСП на начало 2022 года выглядит следующим образом: процент микропредприятий в общей доле субъектов МСП составляет 96%, малого и среднего 4%, среднего предпринимательства 0,3% (Рис. 2) [9]

 

Рисунок 2. Распределение доли рынка малого и среднего и среднего уровня предпринимательства по состоянию на 10.01.2022

 

Если рассматривать динамику численности занятого населения в сфере МСП с начала 2020 года с разбивкой на полугодия, то можно заметить, что 2021 год стал переломным в данной сфере. Средняя численность занятых в сфере микро и малого и среднего предпринимательства практически сравнялось. Далее в последующие периоды наблюдается сокращение численности занятого населения в сфере малого и среднего предпринимательства и рост доли занятых в микробизнесе (рис. 3). Среднесписочное количество занятых в среднем предпринимательстве так же имеет тенденцию уменьшения с 2021 года в России.

 

Рисунок 3. Среднесписочная численность занятых в сфере малого и среднего и среднего предпринимательства, человек

 

Согласно постановлению Федеральному собранию от Президента Путина В.В. к 2025г. данные показатели должны достичь 40%, а рост числа занятых в МСП до 25 млн. человек.

Малый бизнес положительно влияет на развитие экономики, так как способен гибко реагировать на изменения внутреннего рынка и его потребностей в условиях экономического кризиса, не требует больших капитальных вложений, отличается стабильностью финансовых взаимоотношений, а так же увеличивает благосостояние людей, выводя их в категорию среднего класса.

Владельцы малого бизнеса говорят, что развитию их бизнеса препятствует ряд ключевых факторов:

  1. Отсутствие рынка или рыночного спроса;
  2. Нехватка финансов;
  3. Нехватка квалифицированных сотрудников;
  4. Отсутствие сильной Управленческой или Консультативной команды;
  5. Текущая рыночная или политическая неопределенность;
  6. Правовые или нормативные вопросы;
  7. Практическое отсутствие доступа к необходимым технологиям [5, c.93].

При правильной поддержке малые и средние предприятия могли бы значительно ускорить экономический рост. Правительства могут помочь воспользоваться этой возможностью.

Медленный рост производительности труда является одной из самых больших угроз общему экономическому росту как в развитых, так и в развивающихся странах, что имеет серьезные последствия для благосостояния граждан, такие как снижение темпов роста доходов, усиление неравенства и проблемы с погашением кредитов. 

Малые и средние предприятия (МСП) потенциально представляют собой наиболее динамичные фирмы в странах с формирующейся экономикой. Эмпирические данные со всего мира показывают, что повсеместное распространение МСП привлекло внимание всего мира. Первоначальная идея, сформированная в конце 19-го века, о том, что крупные фирмы являются наибольшей поддержкой экономики, была оспорена с 1950-х годов. В настоящее время нельзя недооценивать значительную роль МСП в экономике. Например, многочисленными исследователями доказана роль МСП в создании рабочих мест и показано, что МСП с менее чем 250 сотрудниками являются двигателем роста во многих странах. Бек, Демиргук-Кунт и Левин добавили, что МСП составляют более 60% от общей занятости в обрабатывающей промышленности в большинстве развивающихся стран. Согласно данным статистики, МСП представляли 99,4% всех предприятий в России в 2021 году, и на их долю приходилось 59% ВВП России и 60% общего объема продаж. Все эти цифры отражают важность МСП как в развитых, так и в развивающихся странах [4, c.332]. 

В более общем плане, исследователи разделили препятствия на две группы: внешние и внутренние. Из 30 выбранных препятствий финансы оказались наиболее важными. Другими значимыми факторами являются “управленческие навыки”, “местоположение”, “технологии”, “коррупция”, “правила”.

Малые и средние предприятия вносят свой вклад в решение проблемы производительности. В рамках одного и того же сектора или в странах аналогичного размера разрыв в производительности между крупными компаниями и МСП может варьироваться в два и более раз. В строительстве, например, исследование McKinsey показало, что разрыв в производительности труда между МСП и крупными компаниями составляет 26 процентов во Франции, 41 процент в Германии и 54 процента в Италии. В секторе услуг общественного питания и размещения разрыв меньше в Италии и составляет 29 процентов по сравнению с 39 процентами во Франции и 41 процентом в Германии. Эти различия в производительности достигают 60 процентов в Турции и 80 процентов в Греции во многих секторах. И значительная доля населения мира работает на МСП – от 50 до 90 процентов рабочей силы, в зависимости от страны [4, c.332].

Благодаря благоприятной для бизнеса среде и открытым рынкам крупные компании могут процветать; в то же время у МСП есть широкий спектр неудовлетворенных потребностей. Ограниченный размер многих МСП означает, что им трудно получить доступ к возможностям и ресурсам, которые сделали бы их более продуктивными, включая талантливых людей, обладающих новейшими знаниями в области технологий, финансов и управленческой практики.

Кроме того, многие МСП являются молодыми предприятиями, что в сочетании с их небольшим масштабом делает их более слабым партнером для многих стандартных участников рынка не только с точки зрения доступа к финансированию, но и для клиентов, которые могут воспринимать мелких поставщиков как слишком рискованных. Нестандартные участники рынка, такие как краудфандинговые платформы и венчурные фонды, все еще находятся на ранней стадии развития во многих странах и часто не могут удовлетворить потребности МСП [2, c.264]. Из-за пандемии COVID-19, с каждым днем владельцы малого бизнеса становятся все более осторожными в условиях экономической и финансовой неопределенности, что заставляет их чувствовать себя менее уверенными в условиях своего бизнеса. Они также изо всех сил пытаются идти в ногу с постоянно меняющимися технологиями и не имеют инструментов, необходимых для повышения их эффективности, таким образом, и то, и другое мешает им достичь роста, которого они хотят и в котором нуждаются.  Учитывая проблемы, с которыми сталкиваются МСП, и масштабы возможностей, большинство стран создали национальные агентства, полностью или в основном ориентированные на поддержку их роста. Однако функционирование этих государственных учреждений является сложной задачей по тем же причинам, по которым рынки боролись за удовлетворение потребностей МСП: их небольшие масштабы и разнообразие обстоятельств.

Многочисленные исследования, анализ и опыт работы с МСП и агентствами по развитию МСП свидетельствуют о том, что правительства и неправительственные организации (НПО), стремящиеся удовлетворить неудовлетворенные потребности МСП, выиграют от двух действий: во-первых, понимания и улучшения экосистемы МСП и, вовторых, применения целенаправленного подхода к обслуживанию различных подсегментов МСП.

Таким образом, на сегодняшний день, владельцы компаний должны быть сосредоточены на продвижении трех характеристик здоровой и хорошо функционирующей экосистемы МСП: повышение деловой уверенности МСП, обеспечение роста МСП-в целом и для высоких показателей—и повышение конкурентоспособности МСП. Установление этих трех характеристик требует подхода к сегментированному исполнению. Поэтому важно, чтобы государственные учреждения разрабатывали свое меню услуг после определения подсегментов, распространенных в их стране, и различий в их потребностях.

 

Список литературы:
1. Басарева В.Г. Малый бизнес России: теоретические основы исследования, моделирование, концепция государственного регулирования / под ред. А.С. Новоселова. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2022. – 296 с. 
2. Пурыжова Л. В. Оценка эффективности предпринимательской деятельности: основные подходы // Молодой ученый. — 2022. — №10.2. — С. 76-78. — URL https://moluch.ru/archive/90/19040/  
3. Хохлова Г.И., Бибарсов К.Р. Анализ мер государственной поддержки деятельности малого и среднего и среднего бизнеса в России [Электронный ресурс]: Вестник ИГТУ – № 10. – 2019 // https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-mer-gosudarstvennoy-podderzhkideyatelnosti-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii 
4. Храпунов В. В. Теория государственного регулирования экономико-территориальных отношений и территориального развития. СПб., 2020. – 644с. 
5. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и Мир. Аналитика Института экономики роста им. Столыпина П.А. [Электронный ресурс]: http://stolypin.institute/novosti/sektor-malogo-i-srednegopredprinimatelstva-rossiya-i-mir/