ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)
ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Аннотация. Развитие малого бизнеса в России является стратегическим направлением развития экономики. Благодаря развитию малого бизнеса происходит формирование благоприятной экономической среды, увеличивается конкуренция среди товаропроизводителей, появляются новые рабочие места, происходит развитие рыночных отношений в целом. Однако развитие малого бизнеса неизбежно сопровождается рядом проблем, среди которых - недостаток финансирования, коррупция, нестабильность в налогообложении и другие. Несмотря на важность малых и средних предприятий (МСП), они сталкиваются со значительными проблемами, которые препятствуют их развитию.
В Российской Федерации предпринимательская деятельность регламентируется Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021), согласно которому под субъектами малого среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [1].
Отличительные черты малого, среднего и крупного бизнеса приведены в таблице (табл. 1).
Таблица 1
Отличительные черты между типами ведения предпринимательской деятельности
Отличительные черты |
Малый |
Средний |
Крупный |
Широта охвата |
Одно предприятие |
Сеть фирм в городе или регионе |
Сеть в разный областях страны или международная |
Трудности получения кредита |
Любая сумма |
Большие финансы |
Отсутствуют |
Способность к адаптации |
Легко подстраиваются под изменения |
Адаптируется трудно и медленно |
Часто само становится инициатором внесения изменения |
Количество работников |
Не более 100 человек |
От 100 до 250 человек |
Свыше 251 человека |
Годовой доход |
До 20-х миллионов рублей |
До 800 миллионов рублей |
До 2-х миллиардов рублей |
Источник: составлено автором
Если изучить более подробнее доли микро, малого и среднего и среднего предпринимательства (рис. 1), то мы увидим не стабильные скачки доли микропредпринимательства именно в серединах периода. Связано это функционированием многих микропредприятий не более 1 года. За 2021 год наблюдается небольшая тенденция их роста, но к концу 2022 года отмечено резкое падение данной сферы бизнеса. А вот доля субъектов малого и среднего и среднего предпринимательства имеет тенденцию стабильного уменьшения их количества.
По размещенным данным структура МСП на начало 2022 года выглядела следующим образом: 6041195 субъектов МСП в целом, из которых микропредприятий 5771626 единиц, 250758 субъектов малого и среднего и 18811 среднего предпринимательства.
Рисунок 1. Количество субъектов малого и среднего и среднего предпринимательства России, единиц
Если пересчитать имеющиеся данные, то структура МСП на начало 2022 года выглядит следующим образом: процент микропредприятий в общей доле субъектов МСП составляет 96%, малого и среднего 4%, среднего предпринимательства 0,3% (Рис. 2) [9]
Рисунок 2. Распределение доли рынка малого и среднего и среднего уровня предпринимательства по состоянию на 10.01.2022
Если рассматривать динамику численности занятого населения в сфере МСП с начала 2020 года с разбивкой на полугодия, то можно заметить, что 2021 год стал переломным в данной сфере. Средняя численность занятых в сфере микро и малого и среднего предпринимательства практически сравнялось. Далее в последующие периоды наблюдается сокращение численности занятого населения в сфере малого и среднего предпринимательства и рост доли занятых в микробизнесе (рис. 3). Среднесписочное количество занятых в среднем предпринимательстве так же имеет тенденцию уменьшения с 2021 года в России.
Рисунок 3. Среднесписочная численность занятых в сфере малого и среднего и среднего предпринимательства, человек
Согласно постановлению Федеральному собранию от Президента Путина В.В. к 2025г. данные показатели должны достичь 40%, а рост числа занятых в МСП до 25 млн. человек.
Малый бизнес положительно влияет на развитие экономики, так как способен гибко реагировать на изменения внутреннего рынка и его потребностей в условиях экономического кризиса, не требует больших капитальных вложений, отличается стабильностью финансовых взаимоотношений, а так же увеличивает благосостояние людей, выводя их в категорию среднего класса.
Владельцы малого бизнеса говорят, что развитию их бизнеса препятствует ряд ключевых факторов:
- Отсутствие рынка или рыночного спроса;
- Нехватка финансов;
- Нехватка квалифицированных сотрудников;
- Отсутствие сильной Управленческой или Консультативной команды;
- Текущая рыночная или политическая неопределенность;
- Правовые или нормативные вопросы;
- Практическое отсутствие доступа к необходимым технологиям [5, c.93].
При правильной поддержке малые и средние предприятия могли бы значительно ускорить экономический рост. Правительства могут помочь воспользоваться этой возможностью.
Медленный рост производительности труда является одной из самых больших угроз общему экономическому росту как в развитых, так и в развивающихся странах, что имеет серьезные последствия для благосостояния граждан, такие как снижение темпов роста доходов, усиление неравенства и проблемы с погашением кредитов.
Малые и средние предприятия (МСП) потенциально представляют собой наиболее динамичные фирмы в странах с формирующейся экономикой. Эмпирические данные со всего мира показывают, что повсеместное распространение МСП привлекло внимание всего мира. Первоначальная идея, сформированная в конце 19-го века, о том, что крупные фирмы являются наибольшей поддержкой экономики, была оспорена с 1950-х годов. В настоящее время нельзя недооценивать значительную роль МСП в экономике. Например, многочисленными исследователями доказана роль МСП в создании рабочих мест и показано, что МСП с менее чем 250 сотрудниками являются двигателем роста во многих странах. Бек, Демиргук-Кунт и Левин добавили, что МСП составляют более 60% от общей занятости в обрабатывающей промышленности в большинстве развивающихся стран. Согласно данным статистики, МСП представляли 99,4% всех предприятий в России в 2021 году, и на их долю приходилось 59% ВВП России и 60% общего объема продаж. Все эти цифры отражают важность МСП как в развитых, так и в развивающихся странах [4, c.332].
В более общем плане, исследователи разделили препятствия на две группы: внешние и внутренние. Из 30 выбранных препятствий финансы оказались наиболее важными. Другими значимыми факторами являются “управленческие навыки”, “местоположение”, “технологии”, “коррупция”, “правила”.
Малые и средние предприятия вносят свой вклад в решение проблемы производительности. В рамках одного и того же сектора или в странах аналогичного размера разрыв в производительности между крупными компаниями и МСП может варьироваться в два и более раз. В строительстве, например, исследование McKinsey показало, что разрыв в производительности труда между МСП и крупными компаниями составляет 26 процентов во Франции, 41 процент в Германии и 54 процента в Италии. В секторе услуг общественного питания и размещения разрыв меньше в Италии и составляет 29 процентов по сравнению с 39 процентами во Франции и 41 процентом в Германии. Эти различия в производительности достигают 60 процентов в Турции и 80 процентов в Греции во многих секторах. И значительная доля населения мира работает на МСП – от 50 до 90 процентов рабочей силы, в зависимости от страны [4, c.332].
Благодаря благоприятной для бизнеса среде и открытым рынкам крупные компании могут процветать; в то же время у МСП есть широкий спектр неудовлетворенных потребностей. Ограниченный размер многих МСП означает, что им трудно получить доступ к возможностям и ресурсам, которые сделали бы их более продуктивными, включая талантливых людей, обладающих новейшими знаниями в области технологий, финансов и управленческой практики.
Кроме того, многие МСП являются молодыми предприятиями, что в сочетании с их небольшим масштабом делает их более слабым партнером для многих стандартных участников рынка не только с точки зрения доступа к финансированию, но и для клиентов, которые могут воспринимать мелких поставщиков как слишком рискованных. Нестандартные участники рынка, такие как краудфандинговые платформы и венчурные фонды, все еще находятся на ранней стадии развития во многих странах и часто не могут удовлетворить потребности МСП [2, c.264]. Из-за пандемии COVID-19, с каждым днем владельцы малого бизнеса становятся все более осторожными в условиях экономической и финансовой неопределенности, что заставляет их чувствовать себя менее уверенными в условиях своего бизнеса. Они также изо всех сил пытаются идти в ногу с постоянно меняющимися технологиями и не имеют инструментов, необходимых для повышения их эффективности, таким образом, и то, и другое мешает им достичь роста, которого они хотят и в котором нуждаются. Учитывая проблемы, с которыми сталкиваются МСП, и масштабы возможностей, большинство стран создали национальные агентства, полностью или в основном ориентированные на поддержку их роста. Однако функционирование этих государственных учреждений является сложной задачей по тем же причинам, по которым рынки боролись за удовлетворение потребностей МСП: их небольшие масштабы и разнообразие обстоятельств.
Многочисленные исследования, анализ и опыт работы с МСП и агентствами по развитию МСП свидетельствуют о том, что правительства и неправительственные организации (НПО), стремящиеся удовлетворить неудовлетворенные потребности МСП, выиграют от двух действий: во-первых, понимания и улучшения экосистемы МСП и, вовторых, применения целенаправленного подхода к обслуживанию различных подсегментов МСП.
Таким образом, на сегодняшний день, владельцы компаний должны быть сосредоточены на продвижении трех характеристик здоровой и хорошо функционирующей экосистемы МСП: повышение деловой уверенности МСП, обеспечение роста МСП-в целом и для высоких показателей—и повышение конкурентоспособности МСП. Установление этих трех характеристик требует подхода к сегментированному исполнению. Поэтому важно, чтобы государственные учреждения разрабатывали свое меню услуг после определения подсегментов, распространенных в их стране, и различий в их потребностях.