Статья:

Основные факторы, влияющие на прибыль организации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(45)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Куликова Е.В. Основные факторы, влияющие на прибыль организации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 24(45). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/45/42554 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные факторы, влияющие на прибыль организации

Куликова Елена Викторовна
магистрант ФГБОУВО РГУ им. А. Н. Косыгина, Россия, г. Москва

 

Необходимым является рассмотреть внешние и внутренние факторы, которые оказывают влияние на прибыль компании.

Условия экономического характера бывают внешними и внутренними. Под их воздействием происходит изменение абсолютного размера и относительного уровня прибыли компании.

К внутренним условиям относят факторы, которые находятся в зависимости от функционирования данной компании и характеризуют разные стороны деятельности ее персонала. В свою очередь, внутренние факторы подразделяют на факторы внепроизводственные и производственные.

Внепроизводственные факторы в себя включают снабженческо-сбытовую деятельность, вместе с тем связаны в основе своей с природоохранной, претензионной, коммерческой, и иного рода подобными видами деятельности коммерческой организации [5].

Производственные факторы отражают присутствие и использование важных частей производственного процесса, которые принимают участие в формировании прибыли: это предметы труда, средства труда, и сам труд.

К внешним факторам относят такого рода факторы, которые не находятся в зависимости от самой фирмы, но некоторые из них существенно оказывают влияние на прибыль, к ним можно отнести такие как: инфляция; кредитование; налогообложение предприятий; изменения в законодательствах и нормативных документах в области ценообразования.

Для достижения собственных целей компании наблюдают за внешней и внутренней обстановкой на рынке, чтобы вовремя обнаружить и использовать ее возможности благоприятного характера, а вместе с тем избежать угроз и препятствий, которые могут возникать.

Исследование внешней и внутренней среды функционирования компании на перспективу в дальнейшем предоставит возможность изыскать действенные ответы на вызовы данной среды. Такого рода процесс называют анализ факторов внешней и внутренней среды.

В качестве основного направления по проведению анализа факторов внешней среды выступает сбор информационных сведений о технологических, социальных, политических и экономических событиях в изменении среды функционирования организаций [1].

После сбора необходимых сведений их оценивают финансисты компании, в качестве задачи которых выступает проведение расчета начальных показателей эффективности действия согласно выявленным угрозам и возможностям. Текущие и прогнозируемые экономические условия могут достаточно сильно оказать воздействие на цели компании.

Некоторые факторы необходимым является диагностировать и проводить оценку постоянно: уровень занятости; инфляционные темпы или темпы дефляции; международный платежный баланс; уровень стабильности валюты и ставки налогов. Все они могут нести для фирмы либо угрозу, либо новые возможности, причем то, что для одной компании будет угрозой, другой будет восприниматься как некоторый потенциал.

В условиях рыночной экономики коммерческая деятельность, чтобы считаться эффективной, не должны быть без внимания к процентным ставкам на все операции денежного характера. При помощи уровня процентных ставок про­водится регулирование и контроль всех или большого количества операций и сделок на рынке товаров и услуг. Покупатели для приобретения товаров часто берут в долг. Вероятность будет падать, если они будут поступать так, если есть высокие ставки процента [3]. Компании, которые рассматривают планы на расширение своих мощностей, которые обеспечиваются финансовыми ресурсами за счет получения ссуд, очевидным является, будут держать под надзором уровень ставки процента и воздействие ставки на цену капи­тала. В связи с этим ставка процента оказывает прямое воздействие на  привлекательность потенциаль­ного характера разных стратегий.

В каждом государстве составляется «собственный» уровень инфляции на определенный период, зачастую при этом не принимаются во внимание возможные последствия для небольших по капиталообороту субъектов рынка. Следовательно, организация должна быть готова к ликвидации этих последствий и к дальнейшему составлению плана собственной деятельности на рынке товаров и услуг.

Прибыль как результирующий показатель хозяйственной деятельности предприятия зависит от цены продукции и затрат на ее производство.

В связи с этим прибыль теснейшим образом связана с неопределенно­стью будущих экономических явлений, которые нельзя предсказать с достовер­ностью, а только с той или иной степенью вероятности. В свою очередь неоп­ределенность в процессе принятия того или иного решения всегда таит в себе риск. Например, если почувствовать, что в скором времени цена на товар под­нимется, то можно заработать немалые деньги, купив его по значительно более низким ценам. Напротив, если догадка окажется неверной, можно понести убы­ток. Это дает повод рассматривать прибыль как своеобразную плату за риск, так как неопределенность всегда порождает несоответствие между тем, что ожидается, и тем, что на самом деле происходит.

Факторы, которые определяют величину прибыли, делятся на зависящие и независящие от субъекта экономики.

К зависящим факторам можно отнести такого рода: уровень хозяйствования в компании; компетентность руководства и менеджеров; конкурентоспособ­ность продукции; организация производства и труда на предприятии; объем реализации продукции, ее ассортимент и качество; себестоимость продукции; уровень цен на реализованную продукцию [5].

Независящие факторы определяются: конъюнктурой рынка; уровнем цен на потребленные материальные ресурсы; нормами амортизационных от­числений.

Взаимосвязь названных факторов с прибылью является прямой, за исключением себестоимости, уменьшение размера которой приводит к увеличению прибыли. Внешние факторы выступают в качестве составляющих элементов прибыли. Факторы второго по­рядка оказывают непосредственное влияние на изменение прибыли от продажи и соот­ветственно на совокупный размер прибыли.

К зависящим факторам, которые оказывают воздействие на изменение прибыли и рентабельности деятельности компании, относят факторы ресурсного характера (размер и состав ресурсов, их состояние, эксплуатационные условия их и т. д.), а вместе с тем факторы, которые связаны с развитием технологического процесса в торговой компании. Среди них можно выделить такого рода факторы:

- Объем продажи. При неизменной доле прибыли в цене товара рост объема продажи товаров предоставляет возможность получать большую сумму прибыли. Данное обстоятельство способствует росту уровня рентабельности использования неиз­менных ресурсов торговой фирмы.

- Товарная структура выручки от продажи. Расширение торгового ассортимента, в том числе внутригруппового, влечет за собой рост объема выручки. Увели­чение в выручке доли товаров с высоким уровнем рентабельности влечет за собой повышение объема выручки компании в общем.

- Организация товародвижения. Продвижение  товаров в торговую сеть ускоренного характера способствует, с одной стороны, росту размера выручки, а с другой – снижению уровня затрат. В результате масса и уровень получаемой прибыли повышаются.

- Организация торгово-технологического процесса продажи товаров. В качестве важного фактора роста прибыли  и уровня рентабельности выступает использо­вание в деятельности торговых компаний прогрессивных методов реализации това­ров: самообслуживания, продажи товаров по образцам и каталогам и т. п. Ис­пользование  форм и методов продажи товаров прогрессивного характера, с одной сто­роны, влечет рост объема выручки, а с другой стороны, - уменьшение его издержкоемкости, что положительным образом оказывает воздействие на изменение прибыль торговой компании.

- Численность и состав работников. Достаточный размер численности работ­ников при определенном уровне технической вооруженности труда предоставляет возможность в полной степени реализовать программу торговой компании по получению нужного размера прибыли.

- Уровень производительности труда работников компании. Повышение уровня производи­тельности труда при прочих достаточно равных условиях за собой влечет повышение массы прибыли и рост уровня рентабельности деятельности торговых фирм.

- Развитие и состояние торговой сети, дислокация ее. Если все подразделения крупной торговой компании расположены в местах  наибольшего скопления потребителей, на магистралях транспортных, в местах отдыха и т.д., то у них есть большие  воз­можности роста прибыли и рентабельности собственной финансово-хозяйствен­ной деятельности.

- Фондоотдача. С ростом показателя   фондоотдачи повышается вы­ручки от продажи в расчете на один рубль средств, которые вложены в основ­ные фонды. Исходя из этого, возрастает и показатель фондорентабельности.

- Сумма оборотных средств и скорость обращения оборотных средств, которые находятся в распоряжении субъекта хозяйствования. Чем большая сумма оборотных средств находится в распоряжении субъекта хозяй­ствования, тем большую массу прибыли он получает в результате одного их оборота.

- Порядок установления цены. От размера прибыли, которая включается в цену товара, находится в зависимости сумма получаемой торговой компанией прибыли. Не­обходимым является вместе с тем принимать во внимание воздействие размера перекрестной эластичности на сумму продажи товаров и размер прибыли [4].

- Организация работы по возвращению в компанию задолженности дебиторов. Своевременность возврата такой задолженности влечет за собой уско­рение оборачиваемости оборотного капитала, а, в связи с этим, к росту величины прибыли.

- Осуществление режима экономии. Проведение режима экономии дает возможности относительно уменьшать уровень текущих расходов субъектов хозяй­ствования и повышать сумму получаемой прибыли, а вместе с тем повысить не только значение показателя рентабельности использованных ресурсов, но и иных ее показателей.

- Имидж компании. Хорошая деловая репутация хозяйствующего субъекта дает ему возможность получать дополнительную прибыль, повышать  рентабельность собственной финансово-хозяйственной деятельности, что, в свою оче­редь, дает возможность в дальнейшем возрасти деловой репутации.

К независящим от субъекта хозяйствования (внешним) факторам, которые формируют прибыль и рентабельность субъекта хозяйствования, можно отнести следующие факторы.

- Емкость рынка. От емкости рынка находится в зависимости объем реализации субъек­тов хозяйствования.

- Развитие конкуренции. Развитие конкуренции воздействует отрица­тельным образом на сумму и уровень прибыли, так как оно приводит к усреднению нормы прибыли.

- Уровень цен, которые устанавливают поставщики компании. В условиях конкуренции увеличение уровня цен поставщиков не всегда ведет к адекватному роста цен продажи. Часть такого повышения  субъекты хо­зяйствования вынуждены компенсировать, уменьшая долю собственной при­были в конечной цене продукции (работ, услуг).

- Цены на услуги предприятий транспорта, коммунального хозяй­ства, ремонтных и другого рода рыночных субъектов. Рост цен и тарифов на услуги данных субъектов рынка делает выше уровень текущих расходов хозяй­ствующих субъектов, снижает прибыль и уменьшает уровень рентабельности финансово-хозяйственной деятельности [2].

- Регулирование государством деятельности компаний и пр. Большое  влияние  на процесс формирования прибыли, ее величину в настоя­щее время оказывает государство. Оно по своему усмотрению регулирует при­быль предприятий, используя различные экономические рычаги.

Государственные органы могут устанавливать предельные размеры торговых надбавок  или предельные размеры розничных цен. Государство определяет состав затрат, включаемых в коммерческие расходы. Может искусственно уменьшить размер прибыли или, наоборот, увеличивать его.

В качестве основной цели управления прибылью торговых компаний выступает обеспечение уровня максимизации благосостояния ее собственников в текущем и перспективном периоде. Данная важная цель призванной является обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия. Экономический анализ прибыли выступает в качестве основного звена управления ею.

Основной задачей факторного анализа является оценка степени воздействия зависящих и независящих от торговой компании факторов на изменение суммы и уровня прибыли.

Можно отметить, что все факторы, которые оказывают влияние на изменение объема продаж (выручку от продажи) и размера себестоимости продаваемых товаров, сказываются на сумме прибыли от продаж и прибыли до налогообложения.

Нужно заметить, что можно провести оценку не только абсолютного влияния факторов, но и относительного, которое характеризует изменение в режиме хозяйствования предприятия.

 

Список литературы:
1. Алтухова М.В. Пример анализа прибыльности и рентабельности // Справочник экономиста. – 2012. - №1. – С.2-4.
2. Бадмаева Д.Г., Бычкова С.М. Бухгалтерский учет и анализ. – СПб.: Эксмо, 2014. – С. 512.
3. Давыдова Л.В., Злобин Б.К. Методика комплексного анализа и оценки совокупного влияния инфляции на финансовые результаты деятельности предприятия // Экономический анализ: теория и практика.  – 2012. – №18. – С.12–16.
4. Карпова Н.В. Формирование финансовых результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли // Все для бухгалтера. – 2014. - №2. – С.10-13.
5. Климова Н.В. Оценка влияния факторов на показатели прибыли и рентабельности // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. - №20. – С.10-13.