Основные факторы, влияющие на прибыль организации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(45)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(45)
Основные факторы, влияющие на прибыль организации
Необходимым является рассмотреть внешние и внутренние факторы, которые оказывают влияние на прибыль компании.
Условия экономического характера бывают внешними и внутренними. Под их воздействием происходит изменение абсолютного размера и относительного уровня прибыли компании.
К внутренним условиям относят факторы, которые находятся в зависимости от функционирования данной компании и характеризуют разные стороны деятельности ее персонала. В свою очередь, внутренние факторы подразделяют на факторы внепроизводственные и производственные.
Внепроизводственные факторы в себя включают снабженческо-сбытовую деятельность, вместе с тем связаны в основе своей с природоохранной, претензионной, коммерческой, и иного рода подобными видами деятельности коммерческой организации [5].
Производственные факторы отражают присутствие и использование важных частей производственного процесса, которые принимают участие в формировании прибыли: это предметы труда, средства труда, и сам труд.
К внешним факторам относят такого рода факторы, которые не находятся в зависимости от самой фирмы, но некоторые из них существенно оказывают влияние на прибыль, к ним можно отнести такие как: инфляция; кредитование; налогообложение предприятий; изменения в законодательствах и нормативных документах в области ценообразования.
Для достижения собственных целей компании наблюдают за внешней и внутренней обстановкой на рынке, чтобы вовремя обнаружить и использовать ее возможности благоприятного характера, а вместе с тем избежать угроз и препятствий, которые могут возникать.
Исследование внешней и внутренней среды функционирования компании на перспективу в дальнейшем предоставит возможность изыскать действенные ответы на вызовы данной среды. Такого рода процесс называют анализ факторов внешней и внутренней среды.
В качестве основного направления по проведению анализа факторов внешней среды выступает сбор информационных сведений о технологических, социальных, политических и экономических событиях в изменении среды функционирования организаций [1].
После сбора необходимых сведений их оценивают финансисты компании, в качестве задачи которых выступает проведение расчета начальных показателей эффективности действия согласно выявленным угрозам и возможностям. Текущие и прогнозируемые экономические условия могут достаточно сильно оказать воздействие на цели компании.
Некоторые факторы необходимым является диагностировать и проводить оценку постоянно: уровень занятости; инфляционные темпы или темпы дефляции; международный платежный баланс; уровень стабильности валюты и ставки налогов. Все они могут нести для фирмы либо угрозу, либо новые возможности, причем то, что для одной компании будет угрозой, другой будет восприниматься как некоторый потенциал.
В условиях рыночной экономики коммерческая деятельность, чтобы считаться эффективной, не должны быть без внимания к процентным ставкам на все операции денежного характера. При помощи уровня процентных ставок проводится регулирование и контроль всех или большого количества операций и сделок на рынке товаров и услуг. Покупатели для приобретения товаров часто берут в долг. Вероятность будет падать, если они будут поступать так, если есть высокие ставки процента [3]. Компании, которые рассматривают планы на расширение своих мощностей, которые обеспечиваются финансовыми ресурсами за счет получения ссуд, очевидным является, будут держать под надзором уровень ставки процента и воздействие ставки на цену капитала. В связи с этим ставка процента оказывает прямое воздействие на привлекательность потенциального характера разных стратегий.
В каждом государстве составляется «собственный» уровень инфляции на определенный период, зачастую при этом не принимаются во внимание возможные последствия для небольших по капиталообороту субъектов рынка. Следовательно, организация должна быть готова к ликвидации этих последствий и к дальнейшему составлению плана собственной деятельности на рынке товаров и услуг.
Прибыль как результирующий показатель хозяйственной деятельности предприятия зависит от цены продукции и затрат на ее производство.
В связи с этим прибыль теснейшим образом связана с неопределенностью будущих экономических явлений, которые нельзя предсказать с достоверностью, а только с той или иной степенью вероятности. В свою очередь неопределенность в процессе принятия того или иного решения всегда таит в себе риск. Например, если почувствовать, что в скором времени цена на товар поднимется, то можно заработать немалые деньги, купив его по значительно более низким ценам. Напротив, если догадка окажется неверной, можно понести убыток. Это дает повод рассматривать прибыль как своеобразную плату за риск, так как неопределенность всегда порождает несоответствие между тем, что ожидается, и тем, что на самом деле происходит.
Факторы, которые определяют величину прибыли, делятся на зависящие и независящие от субъекта экономики.
К зависящим факторам можно отнести такого рода: уровень хозяйствования в компании; компетентность руководства и менеджеров; конкурентоспособность продукции; организация производства и труда на предприятии; объем реализации продукции, ее ассортимент и качество; себестоимость продукции; уровень цен на реализованную продукцию [5].
Независящие факторы определяются: конъюнктурой рынка; уровнем цен на потребленные материальные ресурсы; нормами амортизационных отчислений.
Взаимосвязь названных факторов с прибылью является прямой, за исключением себестоимости, уменьшение размера которой приводит к увеличению прибыли. Внешние факторы выступают в качестве составляющих элементов прибыли. Факторы второго порядка оказывают непосредственное влияние на изменение прибыли от продажи и соответственно на совокупный размер прибыли.
К зависящим факторам, которые оказывают воздействие на изменение прибыли и рентабельности деятельности компании, относят факторы ресурсного характера (размер и состав ресурсов, их состояние, эксплуатационные условия их и т. д.), а вместе с тем факторы, которые связаны с развитием технологического процесса в торговой компании. Среди них можно выделить такого рода факторы:
- Объем продажи. При неизменной доле прибыли в цене товара рост объема продажи товаров предоставляет возможность получать большую сумму прибыли. Данное обстоятельство способствует росту уровня рентабельности использования неизменных ресурсов торговой фирмы.
- Товарная структура выручки от продажи. Расширение торгового ассортимента, в том числе внутригруппового, влечет за собой рост объема выручки. Увеличение в выручке доли товаров с высоким уровнем рентабельности влечет за собой повышение объема выручки компании в общем.
- Организация товародвижения. Продвижение товаров в торговую сеть ускоренного характера способствует, с одной стороны, росту размера выручки, а с другой – снижению уровня затрат. В результате масса и уровень получаемой прибыли повышаются.
- Организация торгово-технологического процесса продажи товаров. В качестве важного фактора роста прибыли и уровня рентабельности выступает использование в деятельности торговых компаний прогрессивных методов реализации товаров: самообслуживания, продажи товаров по образцам и каталогам и т. п. Использование форм и методов продажи товаров прогрессивного характера, с одной стороны, влечет рост объема выручки, а с другой стороны, - уменьшение его издержкоемкости, что положительным образом оказывает воздействие на изменение прибыль торговой компании.
- Численность и состав работников. Достаточный размер численности работников при определенном уровне технической вооруженности труда предоставляет возможность в полной степени реализовать программу торговой компании по получению нужного размера прибыли.
- Уровень производительности труда работников компании. Повышение уровня производительности труда при прочих достаточно равных условиях за собой влечет повышение массы прибыли и рост уровня рентабельности деятельности торговых фирм.
- Развитие и состояние торговой сети, дислокация ее. Если все подразделения крупной торговой компании расположены в местах наибольшего скопления потребителей, на магистралях транспортных, в местах отдыха и т.д., то у них есть большие возможности роста прибыли и рентабельности собственной финансово-хозяйственной деятельности.
- Фондоотдача. С ростом показателя фондоотдачи повышается выручки от продажи в расчете на один рубль средств, которые вложены в основные фонды. Исходя из этого, возрастает и показатель фондорентабельности.
- Сумма оборотных средств и скорость обращения оборотных средств, которые находятся в распоряжении субъекта хозяйствования. Чем большая сумма оборотных средств находится в распоряжении субъекта хозяйствования, тем большую массу прибыли он получает в результате одного их оборота.
- Порядок установления цены. От размера прибыли, которая включается в цену товара, находится в зависимости сумма получаемой торговой компанией прибыли. Необходимым является вместе с тем принимать во внимание воздействие размера перекрестной эластичности на сумму продажи товаров и размер прибыли [4].
- Организация работы по возвращению в компанию задолженности дебиторов. Своевременность возврата такой задолженности влечет за собой ускорение оборачиваемости оборотного капитала, а, в связи с этим, к росту величины прибыли.
- Осуществление режима экономии. Проведение режима экономии дает возможности относительно уменьшать уровень текущих расходов субъектов хозяйствования и повышать сумму получаемой прибыли, а вместе с тем повысить не только значение показателя рентабельности использованных ресурсов, но и иных ее показателей.
- Имидж компании. Хорошая деловая репутация хозяйствующего субъекта дает ему возможность получать дополнительную прибыль, повышать рентабельность собственной финансово-хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, дает возможность в дальнейшем возрасти деловой репутации.
К независящим от субъекта хозяйствования (внешним) факторам, которые формируют прибыль и рентабельность субъекта хозяйствования, можно отнести следующие факторы.
- Емкость рынка. От емкости рынка находится в зависимости объем реализации субъектов хозяйствования.
- Развитие конкуренции. Развитие конкуренции воздействует отрицательным образом на сумму и уровень прибыли, так как оно приводит к усреднению нормы прибыли.
- Уровень цен, которые устанавливают поставщики компании. В условиях конкуренции увеличение уровня цен поставщиков не всегда ведет к адекватному роста цен продажи. Часть такого повышения субъекты хозяйствования вынуждены компенсировать, уменьшая долю собственной прибыли в конечной цене продукции (работ, услуг).
- Цены на услуги предприятий транспорта, коммунального хозяйства, ремонтных и другого рода рыночных субъектов. Рост цен и тарифов на услуги данных субъектов рынка делает выше уровень текущих расходов хозяйствующих субъектов, снижает прибыль и уменьшает уровень рентабельности финансово-хозяйственной деятельности [2].
- Регулирование государством деятельности компаний и пр. Большое влияние на процесс формирования прибыли, ее величину в настоящее время оказывает государство. Оно по своему усмотрению регулирует прибыль предприятий, используя различные экономические рычаги.
Государственные органы могут устанавливать предельные размеры торговых надбавок или предельные размеры розничных цен. Государство определяет состав затрат, включаемых в коммерческие расходы. Может искусственно уменьшить размер прибыли или, наоборот, увеличивать его.
В качестве основной цели управления прибылью торговых компаний выступает обеспечение уровня максимизации благосостояния ее собственников в текущем и перспективном периоде. Данная важная цель призванной является обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия. Экономический анализ прибыли выступает в качестве основного звена управления ею.
Основной задачей факторного анализа является оценка степени воздействия зависящих и независящих от торговой компании факторов на изменение суммы и уровня прибыли.
Можно отметить, что все факторы, которые оказывают влияние на изменение объема продаж (выручку от продажи) и размера себестоимости продаваемых товаров, сказываются на сумме прибыли от продаж и прибыли до налогообложения.
Нужно заметить, что можно провести оценку не только абсолютного влияния факторов, но и относительного, которое характеризует изменение в режиме хозяйствования предприятия.