ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ МО Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ МО Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В условиях рыночной и социальной нестабильности основную роль, направленную на решение проблем социально. Определяющая роль инвестиций проявляется в повышении доходности территорий, инвестиции при этом выступают одним из важнейших источников финансовых поступлений и задают рост экономической активности. Поэтому, органы региональной и муниципальной власти ставят своей задачей привлечение инвестиций, посредством формирования положительного инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности.
Важным аспектом при этом выступает обеспечение таких конкурентных условий, которые будут отличать данное муниципальное образование от конкурирующих с ним территорий. При этом упор делается на маркетинг города. Совокупность принятых нормативно-правовых актов в инвестиционной сфере, эффективная политика по привлечению прямых инвестиций обеспечит привлекательность территории.
Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития муниципального образования город Новый Уренгой.
На уровне муниципальных образований разрабатывается и реализуется целостная концепция инвестиционной политики, предусматривающая различные формы и инструменты поддержки (налоговое стимулирование, обеспечение инвесторам гарантий от разного рода некоммерческих рисков, создание эффективной инвестиционной инфраструктуры и другие действительные меры поддержки инвестиционной деятельности) [1].
Формирование инфраструктуры рынка инвестиций должны обеспечить улучшение инвестиционного климата муниципального образования город Новый Уренгой на среднесрочную перспективу. Основными целями в сфере реализации инвестиционной политики руководство г. Новый Уренгой ставит создание условий для привлечения инвестиций и всестороннего развития инвестиционного процесса. На рисунке 1 представлены основные принципы инвестиционной политики в МО г. Новый Уренгой.
Рисунок 1. Принципы осуществления инвестиционной политики в МО г. Новый Уренгой [1]
Инвестиционная политика муниципального образования город Новый Уренгой проводится на основе реализации следующих мероприятий:
- осуществление мониторинга инвестиционной деятельности и систематизации информации о соискателях инвестиций и инвесторах;
- разработка муниципальных нормативно - правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность;
- содействие в развитии инвестиционной инфраструктуры муниципального образования город Новый Уренгой, необходимой для обслуживания инвестиционной деятельности финансово - кредитных организаций, страховых компаний, консалтинговых, аудиторских, оценочных и других фирм;
- формирование инвестиционного имиджа муниципального образования город Новый Уренгой [1].
В таблице 1 рисунке 2 представлены основные показатели, характеризующие инвестиционную деятельность.
Таблица 1.
Динамика инвестиций в основной капитал в МО г. Новый Уренгой за 2019-2021 гг.
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
37,4 |
43,9 |
52,9 |
В процентах к предыдущему году |
- |
117,4 |
120,5 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения в г. Новый Уренгой, руб. |
319 827,60 |
375 412,61 |
448 179,74 |
В процентах к предыдущему году |
- |
117,38 |
119,38 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения в ЯНАО, руб. |
1 738 182,32 |
1 970 516,77 |
2 199 939,89 |
В процентах к предыдущему году |
- |
113,36 |
111,64 |
Как видно из таблицы 1, объем инвестиций в основной капитал ежегодно увеличивается.
Рисунок 2. Структура инвестиций в основной капитал в МО г. Новый Уренгой за 2021 год, %
Так рост в 2021 году по отношению к аналогичному периоду 2020 составил 120,5%. Положительным моментом является рост показателей инвестиций на душу населения города. Также можно отметить, что темп роста данного показателя выше аналогичного по округу (119,38% против 111,64%). В структуре инвестиций преобладает сфера добычи полезных ископаемых, на которую приходится 72,5% инвестиций. Наименьший удельный вес инвестиций приходится в 2021 году на сферу образования (2%).
Для стимулирования инвестиционной активности в муниципальном образовании осуществляются следующие виды поддержки: финансовая поддержка; поддержка социальных предпринимателей; поддержка резидентов АЗРФ; сопровождение инвестиционных проектов; предоставление налоговых льгот; поддержка АО Корпорация МСП; имущественная поддержка.
В целях осуществления мониторинга инвестиционной деятельности создана единая информационная база данных инвестиционных проектов. В таблице 2 представлено количество реализуемых в городе инвестиционных проектов в зависимости от сфер.
Таблица 2.
Количество реализуемых инвестиционных проектов в МО г. Новый Уренгой (данные на 01.01.2022 г.)
Сфера |
Количество, ед. |
Общественное питание |
16 |
Продуктовые, промышленные и строительные магазины |
13 |
Строительство и реконструкция |
10 |
Образование |
5 |
Досуг и развлечение |
5 |
Медицина |
3 |
Розничная торговля |
1 |
Итого |
53 |
Как видно, преобладают инвестиционные проекты в сфере общественного питания (16 проектов). Наименее привлекательная отрасль – розничная торговля (1 проект).
Направления по повышению инвестиционной привлекательности МО г. Новый Уренгой на предстоящий период:
- совершенствование механизма взаимодействия с предпринимательским сообществом;
- проведение на постоянной основе мероприятий по улучшению инвестиционного климата;
- не допущение случаев потери инвестора на этапе выбора площадки;
- продолжение работы по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере инвестиционной деятельности, по оказанию поддержки инвесторам и субъектам малого и среднего предпринимательства.