ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МЕНЕДЖЕРА К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)
ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МЕНЕДЖЕРА К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье приводятся результаты проведенной методики по исследованию мотивации менеджера к управленческой деятельности, в том числе готовые результаты опроса, обработанные в соответствии с методикой. Производится интерпретация и анализ результатов. Выносятся рекомендации на основе анализа. Характеризуется практический смысл применения методики в образовательной деятельности.
Ключевые слова. Мотивация, менеджмент, образование, методика, опросник.
Мотивация – это процесс побуждения к деятельности по достижению целей организации. Мотив – внутренняя потребность к действию. Успешная мотивация состоит в убеждении работника в том, что его личные цели и потребности являются составными частями организационных целей и неотделимы от них. Правильная мотивация – основа эффективного управления персоналом.[2]
В приведенной методике исследуется внутренняя мотивация человека, в данном случае – менеджера или будущего менеджера.
Первый этап - Опросник. Респондент отметил по десятибалльной шкале силу своего желания заниматься работами, перечисленными в трех бланках(1 значение, 10 значений и 50 значений). Для этого были проставлены соответствующие оценки по приведенной шкале в графе «Сила желания» (прил.А).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
минимальное желание на максимальное
желание среднем уровне желание
Второй этап – Обработка результатов.
Бланк 1. Умножили результат, взятый из бланка № 1, на 10. Получили интегральное фактическое количественное выражение желания быть руководителем:
S1 = 90%
Бланк 2. Просуммировали баллы, проставленные по всем 10 составляющим. Результат желания выполнять перечисленные 10 видов управленческой деятельности, которые раскрывают более общее желание быть руководителем:
S10 = 74%
Блнк 3. Подсчитали силу желания в % по каждой из 10 серий (по пять вопросов). Для этого в каждой серии из 5 вопросов сложили результаты и умножили на 2. Получились проценты. Всего 10 показателей по бланку № 3. Занесем показатели в таблицу А.
Таблица А.
Показатели
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ср.знач. |
Знач. показ. |
100 |
84 |
80 |
76 |
58 |
68 |
78 |
64 |
58 |
88 |
75 |
Для получения обобщенного результата по бланку № 3 подсчитали общую сумму 10-ти серий показателей и разделили ее на 10 (среднее значение):
S50 = 75%
Полученные данные S1, S10 и S50 записали в таблицу Б.
Таблица Б.
Данные
Этапы
Испы- туемые |
1-ый этап «Желание быть руководителем при оценке в интегрированном виде» |
2-ой этап «Желание быть руководителем при оценке по 10 составляющим работы руководителя» |
3-этап «Желание быть руководителем при оценке по 50 составляющим работы руководителя» |
|
S1 |
S10 |
S50 |
Испытуемый |
90% |
74% |
75% |
Пример эффект. руководителя |
90 % |
90% |
90 % |
Пример неэффективного руководителя |
80 – 90 % |
65 – 75 « |
35 – 45 % |
10 значений таблицы А отражают заинтересованность одной из 10 групп составляющих деятельности руководителя. Каждая группа отражает тип руководителя(Рис.1).
Рисунок 1. Структура линий поведения руководителя[4]
Охарактеризуем каждый тип руководителя.
« Мыслитель » - общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
« Штабной работник » - обработка управленческой информации и составление документации;
« Организатор » - координация работы сотрудников;
« Кадровик » - отбор, расстановка, оценка персонала;
« Воспитатель » - обучение и мотивация персонала;
« Снабженец » - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
« Общественник » - подготовка совещаний, участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с общественными организациями;
« Инноватор » - внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
« Контролер » - контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;
« Дипломат » - налаживание связей с другими организациями и их представителями.
Интерпретация и анализ
Анализ и интерпретация результатов оценки (таблица Б). В идеале S1, S10 и S50 должны быть примерно равными друг другу и приближаться по своей величине к 100 процентам. Однако в действительности отличаются, и часто значительно, от идеала. Следовательно, чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
Практика использования данной каскадной методики самооценки чаще всего дает соотношение: S1 > S10 > S50. Это может быть объяснено тем, что когда о руководстве речь идет в общем и целом (показатель S1), то многие чувствуют в себе достаточную силу, способности и компетентность заниматься этим. При определенной детализации процесса руководства на составные элементы и попытке оценить себя уже не в общем и целом, а по выделенным в методике десяти составляющим оказывается, что сумма этих десяти оценок (S10) меньше интегральной оценки (S1). В еще большей мере это различие дает себя знать, когда самооценка проводится по 50 конкретным составляющим процесса руководства (S50).
Показатели испытуемого (90; 74; 75) находятся в верхней части шкалы «эффективности руководителя», но всё же значительно отличаются от «идеала». Интегральное значение S1 почти максимально, что говорит о большой привлекательности роли руководителя в принципе. Значения S10 и S50 на уровне ~75%, из чего следует, что респондент понимает составляющие части роли руководителя, но нуждается в углублении понимания отдельных типов работ как элементов системы менеджмента. Отметим, что показатели S10 и S50 практически равны, а значит, содержание типов работ понятно испытуемому.
Рисунок 2. Мотивационный профиль руководителя
Анализ и интерпретация результатов оценки (рисунок 2).
Значения Таблицы А преобразовали в диаграмму «Мотивационный профиль руководителя»(Рис.2), которая позволяет качественно оценить уровень мотивации респондента в отдельных типах работ.
Испытуемый имеет очень высокую или высокую мотивацию на выполнение мыслительной, дипломатической, штабной, организаторской и общественной работ.
Среднюю направленность на выполнение функций кадровика, снабженца и инноватора.
Низкую мотивацию к контролирующей и воспитательной работе.
Необходимо отметить, что распределение по степени мотивации происходило относительное, ибо самые низкие мотивационные предпочтения респондента имеют значение 58%, что по существу относится к среднему уровню заинтересованности.
Рекомендации. Совершенствовать аналитическую и коммуникативную компетентности, к реализации которых у руководителя имеется наибольшая мотивация.
Уделить внимание социальным группам компетенций, разностороннему взаимодействию с персоналом. Может быть полезна организация и проведение деловых игр; исследование потребностей коллектива и участие в его нетрудовой жизни.
Пройти курсы по мотивационному менеджменту и контролю в управлении.
Анализ:
б) со стороны руководителя. В целях совершенствования сильных сторон респондента – аналитической и коммуникативной компетентностей – ему следует: а) чаще обращаться к проектной деятельности, ибо та тренирует аналитические навыки в части поиска и решения проблем; б) принимать более активное участие в мероприятиях, связанных с публичными выступлениями и переговорами. Оба этих направления развиваются через участие в конкурсах проектов. Склонность к штабной и организаторской функциям будет реализовываться в рамках командной работы над проектом в качестве лидера группы.
в) со стороны администрации. Испытуемый покажет себя наиболее эффективно на должностях, связанных с аналитикой и стратегическим планированием. Переговоры и встречи, проведенные респондентом в качестве представителя фирмы, будут результативны. Мотивация к штабной и организаторской работе полезна на любой должности руководителя.
Выводы
Исследованы, обработаны и проанализированы результаты проведенной практической работы. Определен уровень мотивации к различным типам управленческой деятельности. Обозначены рекомендации респонденту и администрации. Методика подтвердила прогнозируемые склонности испытуемого.
Рассмотренная методика позволяет изучать мотивацию профессионального самосовершенствования персонала управления, оценивать по этому параметру каждого руководителя и определять его конкретный мотивационный профиль. Интерпретация полученных данных дает возможность принимать меры по развитию мотивации, прогнозировать эффективность профессиональной деятельности руководителей.