ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ДИСКУРСЕ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(308)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(308)
ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ДИСКУРСЕ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Актуальность исследования ценностей современной молодежи обусловлена необходимостью изучения особенностей адаптации к современным вызовам и позволяет сформировать эффективные стратегии для улучшения их финансовой устойчивости и социальной интеграции [1, С. 116]. Современный мир характеризуется высокой степенью неопределенности, цифровизацией экономики, глобализацией и изменением традиционных моделей потребления и заработка. Молодежь, как наиболее восприимчивая к изменениям социальная группа, формирует новые подходы к финансовому поведению, которые отличаются от предыдущих поколений. Изучение их ценностей помогает понять, как молодые люди адаптируются к этим изменениям.
Данное исследование посвящено тому, как ценности молодежи влияют на их финансовое поведение. В нем приняли участие 282 представителя молодежи в возрасте от 18 до 35 лет. Представители студенческой молодежи составили 93% респондентов, старшая молодежь – 7%. Распределение по полу представлено 62% женщин и 38% мужчин.
Для анализа была сформулирована гипотеза, что респонденты с преобладанием индивидуалистических ценностей имеют доход выше, чем те, у кого преобладают семейные ценности. В исследовании задавался вопрос «Расставьте в порядке важности для Вас следующие жизненные ценности» и предоставлялся перечень 9 жизненных ценностей. Но это затрудняет анализ, поэтому был проведен факторный анализ для снижения размерности переменных. Математическая обработка данных была проведена в программе SPSS. Используемые переменные измерены количественно, следовательно, они подходят для факторного анализа. Метод выделения факторов – метод главных компонентов. Метод вращения – варимакс. После математических операций, по таблице 1 совокупной дисперсии было определено, что будет 2 группы факторов, которые описывают 75,7% суммарной дисперсии. Это же подтвердилось по графику собственных значений/ «каменистой осыпи» Р. Кеттелла - 2 группы факторов (компонентов).
Таблица 1.
Объясненная совокупная дисперсия
Компонент |
Начальные собственные значения |
Извлечение суммы квадратов нагрузок |
||||
Всего |
% дисперсии |
Суммарный % |
Всего |
% дисперсии |
Суммарный % |
|
1 |
5,726 |
63,620 |
63,620 |
5,726 |
63,620 |
63,620 |
2 |
1,080 |
12,002 |
75,623 |
1,080 |
12,002 |
75,623 |
3 |
,665 |
7,389 |
83,012 |
|
|
|
4 |
,523 |
5,806 |
88,818 |
|
|
|
5 |
,314 |
3,485 |
92,303 |
|
|
|
6 |
,197 |
2,184 |
94,487 |
|
|
|
7 |
,184 |
2,043 |
96,531 |
|
|
|
8 |
,164 |
1,821 |
98,352 |
|
|
|
9 |
,148 |
1,648 |
100,000 |
|
|
|
Путем анализа повернутой матрицы компонентов 9 жизненных ценностей были распределены на 2 группы факторов, представленных в Таблице 2.
Таблица 2.
Ценности современной молодежи
Индивидуалистические ценности |
Традиционные ценности |
достижение материального благополучия; успешная профессиональная деятельность; достижение успеха в жизни; развитие своих способностей; познание себя. |
полноценное общение с людьми; счастливая семейная жизнь; полноценное приобщение к культуре; воспитание детей; |
Для оценки качества построенной модели был рассчитан критерий адекватности выборки КМО, его значение равно 0,886, что говорит о высокой адекватности выборки и высокой степени применимости факторного анализа в данном случае. Также критерий сферичности Бартлетта при p=0,000 указывает на то, что данные приемлемы для проведения факторного анализа. После присвоения каждому респонденту центральной группы ценностей, по Таблице 3 выявлено следующее.
Таблица 3.
Комбинационная таблица по доходу и ценностям
Ценности |
Индивидуалистические ценности |
Традиционные ценности |
Отрицание индивидуалистических ценностей |
Отрицание традиционных ценностей |
Принятие индивидуалистичестих и традиционных ценностей |
Доход |
|||||
2 000 – 8 000 рублей |
24,1% |
33,3% |
17,2% |
16,2% |
35,3% |
от 8.001 до 25.000 рублей |
3,4% |
2,4% |
5,8% |
10,8% |
23,6% |
от 25.001 до 60.000 рублей |
24,1% |
24,1% |
14,4% |
13,5% |
14,7% |
от 60.001 до 100.000 рублей |
17,1% |
3,3% |
34,2% |
37,8% |
0,0% |
свыше 100.001 рублей |
31% |
9,5% |
28,5% |
21,6% |
23,5% |
Всего |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
Респонденты, у которых преобладают индивидуалистические ценности, в основном, имеют доход выше 60000 рублей (48,1%), а 57% респондентов с традиционными ценностями имеют доход меньше 60000, только треть (33,3%) - доход свыше 60000 рублей. Таким образом, гипотеза подтвердилась. Это можно объяснить тем, что респонденты, которые придерживаются индивидуалистических ценностей больше усилий прикладывают к достижению материального благополучия – это является их целью, в отличие от респондентов, которые больше ценят традиционные ценности.