Статья:

ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ДИСКУРСЕ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(308)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Свешникова П.С. ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ДИСКУРСЕ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 41(308). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/308/157096 (дата обращения: 27.12.2024).
К условиям публикации Скачать журнал
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ДИСКУРСЕ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Свешникова Полина Сергеевна
магистрант, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, РФ, г. Ярославль

 

Актуальность исследования ценностей современной молодежи обусловлена необходимостью изучения особенностей адаптации к современным вызовам и позволяет сформировать эффективные стратегии для улучшения их финансовой устойчивости и социальной интеграции [1, С. 116]. Современный мир характеризуется высокой степенью неопределенности, цифровизацией экономики, глобализацией и изменением традиционных моделей потребления и заработка. Молодежь, как наиболее восприимчивая к изменениям социальная группа, формирует новые подходы к финансовому поведению, которые отличаются от предыдущих поколений. Изучение их ценностей помогает понять, как молодые люди адаптируются к этим изменениям.

Данное исследование посвящено тому, как ценности молодежи влияют на их финансовое поведение. В нем приняли участие 282 представителя молодежи в возрасте от 18 до 35 лет. Представители студенческой молодежи составили 93% респондентов, старшая молодежь – 7%. Распределение по полу представлено 62% женщин и 38% мужчин.

Для анализа была сформулирована гипотеза, что респонденты с преобладанием индивидуалистических ценностей имеют доход выше, чем те, у кого преобладают семейные ценности. В исследовании задавался вопрос «Расставьте в порядке важности для Вас следующие жизненные ценности» и предоставлялся перечень 9 жизненных ценностей. Но это затрудняет анализ, поэтому был проведен факторный анализ для снижения размерности переменных. Математическая обработка данных была проведена в программе SPSS. Используемые переменные измерены количественно, следовательно, они подходят для факторного анализа. Метод выделения факторов – метод главных компонентов. Метод вращения – варимакс. После математических операций, по таблице 1 совокупной дисперсии было определено, что будет 2 группы факторов, которые описывают 75,7% суммарной дисперсии. Это же подтвердилось по графику собственных значений/ «каменистой осыпи» Р. Кеттелла - 2 группы факторов (компонентов).

Таблица 1.

Объясненная совокупная дисперсия

Компонент

Начальные собственные значения

Извлечение суммы квадратов нагрузок

Всего

% дисперсии

Суммарный %

Всего

% дисперсии

Суммарный %

1

5,726

63,620

63,620

5,726

63,620

63,620

2

1,080

12,002

75,623

1,080

12,002

75,623

3

,665

7,389

83,012

 

 

 

4

,523

5,806

88,818

 

 

 

5

,314

3,485

92,303

 

 

 

6

,197

2,184

94,487

 

 

 

7

,184

2,043

96,531

 

 

 

8

,164

1,821

98,352

 

 

 

9

,148

1,648

100,000

 

 

 

 

Путем анализа повернутой матрицы компонентов 9 жизненных ценностей были распределены на 2 группы факторов, представленных в Таблице 2.

Таблица 2.

Ценности современной молодежи

Индивидуалистические ценности

Традиционные ценности

достижение материального благополучия;

успешная профессиональная деятельность;

достижение успеха в жизни;

развитие своих способностей;

познание себя.

полноценное общение с людьми;

счастливая семейная жизнь;

полноценное приобщение к культуре;

воспитание детей;

 

Для оценки качества построенной модели был рассчитан критерий адекватности выборки КМО, его значение равно 0,886, что говорит о высокой адекватности выборки и высокой степени применимости факторного анализа в данном случае. Также критерий сферичности Бартлетта при p=0,000 указывает на то, что данные приемлемы для проведения факторного анализа.  После присвоения каждому респонденту центральной группы ценностей, по Таблице 3 выявлено следующее.

Таблица 3.

Комбинационная таблица по доходу и ценностям

Ценности

Индивидуалистические ценности

Традиционные ценности

Отрицание индивидуалистических ценностей

Отрицание традиционных ценностей

Принятие индивидуалистичестих и традиционных ценностей

Доход

2 000 – 8 000 рублей

24,1%

33,3%

17,2%

16,2%

35,3%

от  8.001 до 25.000 рублей

3,4%

2,4%

5,8%

10,8%

23,6%

от 25.001 до 60.000 рублей

24,1%

24,1%

14,4%

13,5%

14,7%

от 60.001 до 100.000 рублей

17,1%

3,3%

34,2%

37,8%

0,0%

свыше 100.001 рублей

31%

9,5%

28,5%

21,6%

23,5%

Всего

100%

100%

100%

100%

100%

 

Респонденты, у которых преобладают индивидуалистические ценности, в основном, имеют доход выше 60000 рублей (48,1%), а 57% респондентов с традиционными ценностями имеют доход меньше 60000, только треть (33,3%) - доход свыше 60000 рублей. Таким образом, гипотеза подтвердилась. Это можно объяснить тем, что респонденты, которые придерживаются индивидуалистических ценностей больше усилий прикладывают к достижению материального благополучия – это является их целью, в отличие от респондентов, которые больше ценят традиционные ценности.

 

Список литературы:
1. Кондакова А.А. Ценностные ориентации современной молодежи и их роль в формировании молодёжной политики Российской Федерации // Российский научный журнал «Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований». 2023. №2(10) С.116-122