Статья:

Анализ развития сферы культуры в России с 1990-2015гг. И основные направления культурной политики

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Усенко О.С. Анализ развития сферы культуры в России с 1990-2015гг. И основные направления культурной политики // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(2).pdf (дата обращения: 24.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ развития сферы культуры в России с 1990-2015гг. И основные направления культурной политики

Усенко Ольга Сергеевна
студент, Тюменский индустриальный университет, РФ, г. Ноябрьск

 

В условиях развития современного общества культура трактуется как один из важнейших ресурсов социально-экономического развития страны, проявление развития человеческого капитала, а также регулятор человеческого поведения и основа социальной реализации человека.

В соответствии с существующими точками зрения на понятие культуры можно определить три основных ее значения:

– творчество и производство;

– образование, воспитание и развитие;

– религиозные взгляды и убеждения.

В целом к отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности, которые представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Элементы сферы культуры

 

В условиях рыночной экономики финансовое положение культуры является достаточно неустойчивым и это не только российская специфика, а опыт многих развитых стран, который доказывает ограниченный характер действия рыночных регуляторов в культурной сфере.

В таблице представлены статистические сведения о социально-культурном положении России за период 1990-2015 гг.

По данным таблицы 1 видно, что за последние годы происходило снижение социально-культурного уровня российского общества.

Таблица 1.

Показатели социально-культурного положения России в 1990-2015 гг.[3]

 

1990

2000

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Число профессиональных театров

382

547

604

618

643

658

661

665

Численность зрителей:

 

 

 

 

 

 

 

 

всего, млн. человек

55,6

30,8

31,0

32,9

33,9

35,8

37,2

38,2

в среднем на 1000 человек населения

376

210

217

230

237

249

255

261

Число цирков

...

62

68

68

67

67

63

67

Численность зрителей1):

 

 

 

 

 

 

 

 

всего, млн. человек

...

8,6

11,32)

11,5

10,8

5,6

5,1

4,2

в среднем на 1000 человек населения

145

59

79

80

75

40

35

29

Число зоопарков

...

20

29

28

29

30

30

31

Число посещений зоопарков:

 

 

 

 

 

 

 

 

млн.

...

6,4

9,5

7,3

7,6

7,6

8,3

8,7

в среднем на 1000 человек населения

...

44

67

51

53

53

57

60

Число музеев

1315

2047

2578

2631

2687

2727

2731

2758

Число посещений музеев:

 

 

 

 

 

 

 

 

всего, млн.

144,0

73,2

81,0

85,9

90,1

95,8

102,7

119,0

в среднем на 1000 человек населения

974

499

567

601

629

667

703

813

Число организаций культурно-досугового типа, тыс.

73,2

54,8

46,6

45,0

43,7

42,4

42,1

40,3

Число общедоступных  библиотек, тыс.

62,6

51,2

46,1

43,2

40,8

39,8

40,1

39,0

Библиотечный фонд:

 

 

 

 

 

 

 

 

всего, млн. экз.

1155

1027

923

888

864

851

854

839

в среднем на 1000 человек населения, экз.

7787

7017

6459

6208

6027

5923

5845

5732

 

В большой степени на снижение данного уровня оказали влияние экономические и политические реформы 90-х годов прошлого века. Падение уровня культуры произошло в силу снижения финансирования учреждений культуры в период 90-х и начала 2000-х годов, обеднения российских граждан, компьютеризации жизни российского общества, а также общей деградации населения.

Процесс культурного развития не прекратился в связи с прекращением прежне действующей экономической и политической формацией. Культурная жизнь России в новых условиях органически имеет связь с

предыдущими историческими периодами нашей страны. При этом, новый политический режим и экономическая формация не могли не оказать влияние на развитие сферы культуры. 

Во первых, была прекращено централизованная система управления сферой культуры. Во вторых¸было сведено до минимальных значений финансирование сферы культуры в России.

Учреждения культуры в переломный период были поставлены в условия выживания, вынуждены были выискивать дополнительные источники финансирования. В первую очередь, на новые изменения откликнулась система российского образования, которая в больше степени перешла на рыночные условия оказания услуг. Также, были сформированы коммерческие фонды финансирования научно-исследовательских проектов, а также появились отделения зарубежных и международных фондов. Появилась такая новая форма финансирования сферы культуры как спонсорство со стороны коммерческих структур. Всё это в совокупности позволило выжить многим учреждениям культуры в период 90-х и начале 2000-х годов. Кроме того, появились негосударственные учреждения культуры, в особенности в сфере образования, театрального искусства и кинематографии.

По данным таблицы видно, что за последние 25 лет была расширена сеть государственных и муниципальных учреждений культуры. Так, количество театров выросло в 1,7 раза, количество музеев – в 2 раза,  клубных формирования – в 1,3 раза, возросло число концертных организаций и самодеятельных коллективов. При этом, почти в 2 раза уменьшилось количество культурно-досуговых центров, а также сокращено число библиотек. Уменьшение последних в основном связано с всеобщей компьютеризацией и оцифровкой книжных и периодических изданий, появлением глобальных онлайн библиотек. Также, на сокращение количества библиотек, в особенности в небольших муниципальных образованиях (сел,поселков, районов) повлияло снижение и отток населения в крупные города. 

Была увеличена общая численность работников сферы культуры – в 1,1 раза (с 668,3 тыс.человек до 778,4 тыс.человек в 2015 г.). При этом, в отдельных учреждениях культуры, таких как, театры, концертные организации, детские школы искусств, музеи наблюдалось увеличение среднесписочной численности, а в библиотеках – сокращение. В 2015 году в расчете на 1000 жителей приходилось 5,42 человека, в расчете на 1000 занятых в экономике – 11, 49 человека. 

Если рассматривать структуру финансирования сферы культуры, то в ней как и раньше наибольшее значение имеет прямое бюджетное финансирование. Такие важные для зарубежных культурных учреждений источники финансирования как спонсорская помощь, гранты, доходы от оказания платных услуг недоступны для превалирующего большинства учреждений культуры в России, особенно региональногои местного уровня.

В 2001-2015 годах расходы на культуру и кинематографию в процентном отношении к валовому внутреннему продукту варьировались от 0,39 процента в 2000 году до 0,57 процента в 2015 году. При этом мировой финансово-экономический кризис (2008-2009 годы) негативным образом отразился на объемах государственных расходов на культуру и кинематографию.

Доля расходов на культуру и кинематографию в совокупных расходах консолидированного бюджета Российской Федерации варьировалась в 2001-2015 годах от 1,36 процента до 1,48 процента. В абсолютных значениях расходы на культуру и кинематографию из консолидированного бюджета Российской Федерации в номинальных или текущих ценах выросли за указанный период почти в 14,5 раза (с 28,5 млрд. рублей в 2001 году до 410 млрд. рублей в 2015 году). В расчете на душу населения расходы на культуру и кинематографию выросли в 2000-2014 годах со 194 рублей до 2853,2 рублей.

При этом, более объективным показателем масштабов финансирования культурной сферы является показатель расходов на сферу культуры в расчете на 1 жителя страны. По данному показателю Россия сильно отстает от ведущих экономик мира. Из стран ОЭЖСР по данномупоказателю позади России лишь Португалия, Румыния, Болгария и Греция. В то  же время такие страны, как Франция, Германия и Норвегия тратят на сферу культуры в 2 и более раза бюджетных средств в расчете на 1 жителя, нежели Россия [2].

В соответствии со стратегией культурной политики до 2030 года качестве приоритетов определены следующиенаправления культурной политики в Российской Федерации [2]:

1. Сохранение наследия русской культуры и культур всех народов России как универсальной ценности, определяющей самобытность и жизнеспособность российского народа.

2. Развитие и защита русского языка – государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения – как основы гражданского и культурного единства Российской Федерации.

3. Поддержка отечественной литературы, возрождение интереса к чтению, создание условий для развития книгоиздания, обеспечение доступа граждан к произведениям русской классической и современной литературы, произведениям литературы на языках народов России.

 

Список литературы:
1. Основы законодательства РФ о культуре [Электронный ресурс]: федеральный закон от 09 октября1992 г. № 3612-I-ФКЗ // КонсультантПлюс : справ.правовая система. – Электрон.дан. – М., 2016. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.01.018).
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. №326-р «Об утверждении стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» 2015 год [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Электрон. дан. –Москва, 2016.– URL: http://docs.cntd.ru/document/420340006 (дата обращения: 10.01.2018)
3. Показатели социально-культурного развития в России 1990-2015 гг. [Электронный ресурс] / Росстат. – Электрон. дан. –Москва, 2016.– URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078  (дата обращения: 10.01.2018)