Статья:

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(227)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кузнецова Х.А. РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 4(227). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/227/123339 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Кузнецова Христина Алексеевна
студент, Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Аннотация. В статье демонстрируется авторская программа по развитию изобразительных умений у детей 4-5 лет. Тема актуальна, так как рисование является чрезвычайно важным предметом для дошкольников. Возрастная группа была выбрана исходя из формирования возможности более полно реализовать именно у этой группы методику, позволяющую в значительной степени развить изобразительные умения учеников. В заключении работы автором рекомендуется использовать предложенную программу на практике по причине ее эффективности.

 

Ключевые слова: изобразительные умения, средняя дошкольная группа, уроки рисования, творчество детей, детский сад.

 

Для детей детского сада изобразительные умения чрезвычайно важны, так как они позволяют им лучше изучить окружающий мир, развивают наблюдательность и формируют основы эстетики и творчества. В возрасте 4-5 лет у детей появляются умения, позволяющие им достаточно полно овладеть изобразительным искусством при наличии грамотно построенных уроков по рисованию. Несмотря на это, в некоторых детских садах до сих пор можно наблюдать, что направлению недостаточно уделяют внимание или оно может даже отсутствовать. В рамках данной статьи автор работы предложит собственную программу, которая в значительной степени способствует развитию изобразительных навыков у детей в возрасте 4-5 лет.

В первую очередь важно выделить три направления, которые в обязательном порядке должны применяться педагогами детских садов на этих занятиях. Первое - предметное рисование, при котором ребенок будет изображать лишь один конкретный предмет, например, стул, грушу, и так далее [1, c. 55]. Второе – сюжетное рисование, где ученик уже формирует на картине несколько объектов, связанных смыслом или сюжетом. Это может быть, например, закат солнца, уборка квартиры и так далее. Третье – декоративное рисование, при котором ребенок выводит узоры. Это могут быть, как геометрические узоры, так и иные растительные фигуры. Каждое направление важно, так как первое закладывает основу для второго, которое является уже настоящей картиной, а третье способствует развитию не только каждого из предыдущих, но и упрощает в дальнейшем познавание геометрии, математики и иных наук.

Автор статьи рекомендует начинать развитие изобразительных навыков у изучаемой возрастной группы детей с декоративного или предметного рисования. Вне зависимости от выбранного направления, чрезвычайно важно акцентировать внимание детей на формах. Если ребенок не может выделить форму объекта или достаточно верно отобразить его, возможно, существуют проблемы с аналитическим мышлением, что должно стать сигналом для преподавателя и родителей [3, c. 196].

Педагогу необходимо помнить о том, что все дети разные, а потому творческие способности неравномерны. Для помощи детям, нужно акцентировать их внимание на том, что, выявив форму предмета, не нужно сразу изображать ее, так как такой линейный контур сформирует ограничение, за пределы которого выйти будет сложно или невозможно, а потому начинать работу необходимо лишь с очерка, который можно своевременно исправить.       

Необходимо сразу отметить, что это станет сложной задачей для ребенка 4-5 лет, так как мышление развито неполно, что ведет к невозможности полноценно представить весь объект. Это требует от педагога разбиения каждого предмета на определенные части. Предположим, ветка дерева является непосредственно прутом (первый элемент), у которого есть ответвления (второй элемент), на которых присутствуют листья (третий элемент). Именно такая последовательность даст ребенку 4-5 лет по частям правильно и полностью воспроизвести объекты и свою задумку. Продемонстрировав несколько раз примеры разделения предметов на части, необходимо постепенно требовать реализацию аналогичной работы от учеников. После формирования такого умения в декоративном и предметном рисовании, можно переходить к сюжетному, при котором дети должны самостоятельно выбрать предметы, которые будут рисовать – это будет способствовать развитию творческих способностей. 

Переходя к сюжетному рисованию, нужно акцентировать внимание ребенка на пропорциях нескольких предметов – они должны быть сопоставимыми, на отображении их в пространстве (одно дерево должно быть больше, так как оно расположено ближе на рисунке, чем другое) и на формирование связей, которые в сюжетном рисовании важны (небо может быть красноватым, так как наступил закат солнца) [2, c. 112].

Таким образом, представленная авторская программа позволяет значительно улучшить процесс развития изобразительных умений у детей 4-5 лет, так как в ней акцентировано внимание на важнейших элементах. Рекомендуется применять ее на практике, так как с ее помощью можно существенно усовершенствовать занятия по рисованию в детском саду.  

 

Cписок литературы:
1. Веселова, Э. А. Сущность и подходы к классификации изобразительных умений дошкольников / Э. А. Веселова // Вестник науки. – 2022. – Т. 3. – № 11(56). – С. 53-57.
2. Жданович, Я. П. Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию / Я. П. Жданович // Гармонизация психофизического и социального развития детей дошкольного возраста: Материалы Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Минск, 24 апреля 2021 года / Редколлегия: О.В. Леганькова (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2021. – С. 111-114.
3. Тажинова, Г. А. Развитие изобразительной деятельности дошкольников / Г. А. Тажинова, Г. С. Кабдрахманова, А. А. Тажинова // Заметки ученого. – 2021. – № 12-1. – С. 195-197.