Статья:

РОЛЬ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА КНР

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(227)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Серкина Б.Е. РОЛЬ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА КНР // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 4(227). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/227/123464 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА КНР

Серкина Байару Евгеньевна
студент, Томский Государственный Университет, РФ, г. Тольятти
Савкович Евгений Владимирович
научный руководитель, Томский Государственный Университет, РФ, г. Тольятти

 

Этнические меньшинства в Китае - это неханьское население Китайской Народной Республики (КНР).

КНР официально признает 55 групп этнических меньшинств в дополнение к ханьскому большинству. По состоянию на 2010 год совокупное население официально признанных групп меньшинств составляло 8,49% населения материкового Китая. Помимо этих официально признанных этнических меньшинств, есть граждане Китая, которые в частном порядке идентифицируют себя как члены непризнанных этнических групп, таких как очень малочисленные китайские евреи, тувинцы и илийские тюрки, а также гораздо более крупные ойратские и японские общины [1].

На практике многие малые этноязыковые группы объединяются с более крупными, и реальная численность этносов значительно выше. Таким образом, согласно Этнологу, в Китае 236 языков - 235 живых и один вымерший (чжурчжэньский).

Также важно отметить, что, хотя большинство людей в южных провинциях Китая говорят на китайских диалектах, которые значительно отличаются от официального стандарта, основанного на северных диалектах (например, кантонский, фуцзяньский, хакка и т.д.), они официально не считаются отдельными национальностями, а считаются как часть ханьской народности.

В отдельные периоды количество официально признанных групп различалось. Так, в переписи 1953 г. числилось 41 национальное меньшинство. А в переписи 1964 года было зарегистрировано 183 национальных меньшинства, из которых правительство признало только 54. Из оставшихся 129 народов 74 вошли в число 54 признанных, при этом 23 были отнесены к категории «прочие» и 32 — к «сомнительным» [1].

В свою очередь, правительства специальных административных районов Гонконг и Макао также не проводят различий между многочисленными этническими группами Китая.

Несмотря на относительно небольшую долю населения страны, малые народы играют важную геополитическую  роль,  поскольку проживают  в малонаселенных  районах  вдоль протяженных  границ  Китая.

Население Китая распределено очень неравномерно. Китайцы  хань  расселены  по всей стране,  но большая  их часть проживает  в бассейнах рек  Хуанхэ,  Янцзы  и Чжуцзяна, а также  на равнине Сунляо  (на  северо-востоке). На  протяжении  всей  истории Китая ханьцы  имели  тесные  политические,  экономические  и культурные связи с различными этническими  группами. Высокий уровень развития ханьской  народности определяет  ее ведущую роль  в государстве.  Национальные меньшинства,  несмотря  на свою  малочисленность, проживают на территории, занимающей около 50-60% территории страны,  в основном во Внутренней Монголии, Тибетском,  Синьцзян-Уйгурском, Гуанси-Чжуанском  и Нинсяском  автономных  районах Хуэй ,  а также  в Хэйлунцзяне , Цзилине ,  провинции Ляонин , Ганьсу , Цинхай ,  Сычуань, Юньнань , Гуйчжоу , Гуандун , Хунань , Хэбэй , Хубэй , Фуцзянь  и  Тайвань. Многие  национальные  меньшинства  расселены  в высокогорных,  степных  и лесных  районах,  а большая  их часть  находится  в приграничных  районах. Огромные  природные  богатства  районов  проживания  национальных  меньшинств  играют  важную  роль  в социалистическом  строительстве. Внутренняя  миграция  играет  важную  роль  в расселении  населения. Люди  из густонаселенных  провинций  переезжают  в менее  развитые  и малонаселенные  районы. В  результате  смены  династий  на протяжении  истории,  поиска  пустующих  земель  в приграничных  районах,  проведения  переселенческой  политики  внутри  губерний  представители  различных  национальных  меньшинств  постоянно  мигрировали  и в настоящее  время  проживают  в смешанных  или  компактных  общинах. В  провинции Юньнань  проживает  более 20 национальностей. Это  район,  где  представлено  большинство  национальных  меньшинств  Китая. Корейцы  в основном  расселены  в уезде Яньбянь  (провинция Цзилинь ), Туцзя  и Мяо  — в  восточной  части  провинции Хунань. Ли  живет  на острове Хайнань  в  провинции Гуандун. Около 10 миллионов  этнических  меньшинств  живут  в смешанных  группах  во всех  уголках  Китая,  и даже  эти  небольшие  этнические  общины  слились  с ханьцами.

Например,  во Внутренней  Монголии,  в Нинся-Хуэйском  и Гуанси-Чжуанском  автономных  районах  большинство  населения  составляют ханьцы  и  лишь  небольшую  часть составляют  национальные  меньшинства. Эта  модель  небольших  компактных  сообществ  среди  больших  смешанных  групп ханьских  китайцев  характерна  для  установления  национальности  в Китае. Национальная  политика  китайского  руководства  складывалась  веками. Уже  с середины  II в. до н.э. в  эпоху  империи Хань  Китай  стал  последовательно  проводить  политику  аннексии  территорий,  населенных  некитайскими  народами  [5].

В  Китае  проживают  представители 56 национальностей,  общей  численностью 90,56 млн  человек. (8,1% населения  Китая). Районы  компактного  проживания  национальных  меньшинств  занимают 64% территории  страны. Это,  по существу,  горы  и участки  земли,  непригодные  для  хозяйственной  деятельности  в центральном  и западном  Китае. В  то же время  эти  территории  богаты  всевозможными  природными  ресурсами,  жизненно  необходимыми  для  будущего  развития  КНР. Геостратегическое  расположение  национальных  регионов (большинство  из них  являются  приграничными  территориями) имеет  ключевое  значение  для  обеспечения  безопасности  всей  страны. Национальная  политика  в Китае  объединяет  целый  комплекс  экономической  и политической  деятельности,  направленной  на сохранение  единства  страны. Национальная  региональная автономия является  стержнем  национальной  политики  китайского  руководства. Первый  автономный  национальный  район  Внутренняя  Монголия  восходит  к 1947 году — он  был  создан  до провозглашения  КНР.  В 1984 году  в Китае  был  принят  Закон  о национальном  региональном  самоуправлении. В  зависимости  от конкретных  условий  национальные  автономии  делятся  на несколько  видов:  это  могут  быть  автономные  территории,  населенные  преимущественно  одним  этносом (например,  Тибет,  Синьцзян),  автономные  ареалы  представителей  двух  и более  этносов,  автономные  территории  в пределах  ареалов  других  этносов  и автономные  территории  этнической  группы,  созданной  вне  авторской  деятельности. округа  в местах  их компактного  проживания (например,  у тибетцев  по 10 автомобильных  площадей  в других  провинциях). В  конце 1998 г. насчитывалось 156 автономных  территории  в том  числе 5 автономных  районов, 30 автономные  области, 121 автономных  муниципалитета,  а также  более  тысячи  автономных  волостей. По  КНР  разбросано 24 миллиона  представителей  национальных  меньшинств,  или  четверть  от общего  числа. В  районах  рассредоточенного  проживания  национальных  меньшинств,  если  их численность  превышает 30% населения,  могут  быть  организованы  национальные  поселения. 52 из 55 национальностей  имеют  свою  национальную  волость. Автономия  национальных  областей  аналогична  автономии  национальной  территории  [4].

Китай — унитарное  государство. Ни  Конституция  Китайской  Народной  Республики,  ни другие  китайские  законы  не предоставляют  отдельным  национальностям  право  на самоопределение  и выход  из состава  Китайской  Народной  Республики. В  национальных  региональных  автономиях  существует  такая  же жесткая  вертикаль  исполнительной  власти,  как  и во всех  других  провинциях  КНР. Высшие  должностные  лица  национальных  автономий (секретари  партийных  комитетов,  главы  исполнительной  власти) назначаются  непосредственно  Пекином (назначение  губернаторов  подлежит  формальному  одобрению  местными  органами  Собрания  народных  представителей). Номинально  система  национальных  региональных  автономий  призвана  гарантировать  право  на самоуправление  национальной  территории. Состав  высших  органов  национальной  автономии  формируются  по общим  учредительным  принципам  СНП,  с той  разницей,  что  уровень  представительства  национальных  меньшинств  выше,  чем  у остальных  граждан. Принцип «демонстративного  представительства» национальных  меньшинств  соблюдается  и в ВСНП. Там  представлены  все  национальности  по их количеству,  но у каждой  есть  хотя  бы один  представитель. 15% депутатов  в СНП  являются  представителями  национальных  меньшинств. В  стране  действует  система  квот,  по которой  абитуриенты  в вузы  набираются  из числа  национальных  меньшинств. Общая  численность  кадров,  принадлежащих  к национальным  меньшинствам,  превышает 2,4 млн  человек,  что  по удельному  весу  примерно  соответствует  доле представителей неханьских  национальностей  в общей  численности  населения  КНР. С  началом  реформ  в КНР  проблема  отсталости  национальной  окрестности. Уровень  урбанизации  в районах  проживания  национальных  меньшинств (8% или 7 млн ​​человек,  постоянно  проживающих  в городах) значительно  ниже,  чем  в среднем  по Китаю (28%). Значительно  углубилась  межрегиональная  дифференциация  экономического  развития. Национальные  районы  расположены  в основном  в отдаленных  западных  районах  страны,  тогда  как  развитые  прибрежные  районы  населены  преимущественно ханьцами. В  период  реформ  наиболее  быстро  росла  экономика  приморских  провинций  страны:  занимая  всего 15 % территории  КНР  с 38 % населения,  на них  приходится  почти 60 % ее  совокупного  ВВП. За  последние  пять  лет  темпы  экономического  роста  восточных  регионов  достигли  в среднем 16% в  год  по сравнению  с 9% в центральной  и западной  частях  Китая. Дифференциация  доходов  населения  наиболее  развитых  восточных  и беднейших  западных  провинций  достигает 15-16 раз. Согласно  статистике, 70% из 58 миллионнов  бедных  Китая  проживают  в национальных районах, причем 70% из  них фактически являются  представителями национальных меньшинств. Национальным регионам предоставляются бюджетные льготы, субсидии на образование, строительство в приграничных районах,  помощь отстающим регионам,  помощь в борьбе с бедностью и т.д. В Китае  существует специальная  система льготных кредитов для государства. Р айоны  [3] .

Отечественные торговые компании пользуются значительными  налоговыми льготами. Самая крупная программа  помощи осуществляется в отношении Тибета. На его территории строятся 62 масштабных объекта,  каждый из которых находится в ведении той или иной провинции КНР. В  целях  ускорения экономического развития политика открытости  вовне была распространена на национальный уровень.  Город Бэйхай  в Гуанси-Чжуанском  автономном районе является одним из 14 открытых городов Китая. Преференциальный режим в области внешнеэкономических связей, как  и приморские города,  предоставляется также ряду столиц  автономных  областей  и внутренних  провинций с компактным населением  национальных  меньшинств, в том числе  городам:  Урумчи, Наньнин , Куньмин , Хух-Хото , Инчуань , Синин  и Гуйян. Национальные региональные автономии в Китае в первую очередь обеспечивают культурную автономию. По конституции все национальности имеют одинаковые права на использование своего национального языка, в том числе с правом использования национального языка в суде (53 из 55 национальных меньшинств в Китае имеют свой язык). Теле- и радиопередачи в Китае ведутся на 21 языке. Ежегодно на национальном языке печатается более 5000 наименований книг на национальном языке. Делопроизводство в национальных районах ведется на двух языках - китайском и национальном. Газеты также издаются на двух языках. Преподавание в учебных заведениях ведется на национальном языке (преподавание китайского начинается в старших классах начальной или старшей школы). КНР придает большое значение сохранению традиционного образа жизни национальных меньшинств, недопущению возможных конфликтов на этой почве. В частности, существует практика снижения брачного возраста для некоторых этносов, захоронения в землю, в отличие от кремации у китайцев. Контроль над рождаемостью практикуется в иных формах, чем среди ханьского населения. Правила разработаны для каждого населенного пункта с учетом специфики ситуации. Разные категории национальных меньшинств могут иметь от двух до четырех детей. В результате численность национальных меньшинств растет быстрее, чем в среднем по стране [2].

В целом политика КНР в отношении национальных меньшинств направлена на ускорение экономического и культурного развития этих народов, на «подтягивание» национальных регионов к уровню развитых провинций страны, что должно консолидировать нацию и предотвратить возможную сепаратистскую акцию. При этом этническая идентичность малых народов отодвигается на второй план, нивелируется, что приводит к постепенной ассимиляции в национальные меньшинства.

 

Список литературы:
1. Алексеева, И.Д. Образование этнических групп Китая // Вестн. БГУ. -2012. - № 8. - С. 134-136
2. Булдакова, В.Г. Национальная политика КНР в отношении малочисленных народов // Россия и АТР. - 2006 - № 4. - С. 77-81.
3. Буяров, Д.В. Национальная политика КНР / Д.В. Буяров. // Современный Китай: Социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология. - Красанд, 2013. - 296 с.
4. Москалев А.А. Дискуссии о национализме в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 3
5. Попова И.Ф. Внутренняя национальная политика КНР // Этнический мир. № 20. http://www.assamblea.kg/ em20_kyrg.htm