Статья:

ТРИ ВОПРОСА ЭКОНОМИКИ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(228)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
ТРИ ВОПРОСА ЭКОНОМИКИ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. Игнатьев Д.С. [и др.]. 2023. № 5(228). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/228/123557 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТРИ ВОПРОСА ЭКОНОМИКИ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Игнатьев Дмитрий Сергеевич
студент кафедры информационно вычислительные комплексы, Ульяновский Государственный Технический Университет, РФ, г. Ульяновск
Лушников Леонид Леонидович
студент кафедры информационно вычислительные комплексы, Ульяновский Государственный Технический Университет, РФ, г. Ульяновск
Зотов Глеб Владиславович
студент кафедры информационно вычислительные комплексы, Ульяновский Государственный Технический Университет, РФ, г. Ульяновск
Зотов Илья Владиславович
студент кафедры самолетостроения, Институт авиационных технологий и управления, Ульяновский Государственный Технический Университет, РФ, г. Ульяновск
Кадырова Динара Руслановна
студент кафедры информационно вычислительные комплексы, Ульяновский Государственный Технический Университет, РФ, г. Ульяновск
Филиппова Ирина Александровна
научный руководитель,

 

В экономике есть множество типов экономических систем. Экономисты выделяют три больших проблемы, которые стоят перед экономикой любой страны. Можно их кратко сформулировать, как “Что производить”, “Как производить” и “Для кого производить?”. Эти 3 проблемы иначе называют “тремя вопросами экономики”.

“Что производить?”. Для понимания данного вопроса представьте, что вы можете производить шило и мыло, кокосы и рыбу, какую конкретно комбинацию стоит выбрать? Или лучше сосредоточиться на производстве какого-то одного блага? Или лучше производить всего понемногу? В реальности можно показать эту проблему на примере экономики СССР. Если разделить все, что мог производить советский союз на продукцию оборонного назначения и продукцию потребительского назначения. Ресурсы СССР, несмотря на его мощь и величие, тоже были ограничены и приходилось выбирать на какие структуры нужно бросить лучшие ресурсы. Либо производить ракеты, танки, автоматы и военную экипировку, или перебросить ресурсы на производство еды, одежды, жилья.

“Как производить?”. В реальной жизни большинство экономических благ можно произвести разными способами. Если мы хотим производить сельхозпродукцию, мы можем основной упор сделать на ручной труд, можем использовать механизированный труд (комбайны, сеялки и т.д.), можем использовать земли более интенсивно, или вскопать целинные земли, как делали в советском союзе. Соответственно вопрос комбинации ресурсов, какие ресурсы использовать более, а какие менее интенсивно, это вопрос “Как производить?”.

Ну и наконец, если мы произвели много разных экономических благ, возникает вопрос, как распределить их между гражданами? Это проблема “Для кого производить?”. Можно распределять их с помощью ценового механизма. То есть блага получит тот, кто за него заплатит, или тот, кто заплатит больше. Можно организовать распределение с помощью очередей: блага получит тот, кто раньше придет и займет очередь. Так что и на этот вопрос существую разные ответы.

По тому, как в экономической системе решаются три эти проблемы, экономисты выделяют несколько экономических систем.

Первый тип, традиционная экономика. В этом типе экономики на все вопросы отвечают традиции. Что производить? - репу, отвечают традиции. Как производить? - с помощью лошади, и никак иначе. Как распределять произведенный товар? - по традиции. Традиционные экономики были характерны для древних этапов существования. Сейчас, общество основанное на традиционной, это как правило отсталые общество. Допустим, сообщество индейцев с бассейна Амазонки, или эскимосы.

Второй тип экономической системы, это командная или плановая экономика. В командной экономике существует некий единый управляющий центр, который трактует всем что делать, как делать и как распределять произведенную продукцию. Яркие примеры командной экономике, СССР или в наше время, Северная Корея. У такой, как и у всех остальных есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести то, что за все несет ответственность государство, в том числе за трудоустройство, вашу жизнь на пенсии и качество жизни. А к минусам можно отнести, что активность свою гражданин не мог проявить никак, кроме как в партии. Любая конкуренция государственной монополии расценивалась как спекуляция. В командной экономике нет места выгоде, и используется принцип кнута. Это дает хорошую мобилизационную способность экономике, но отнимает свободу действий у граждан.

Следующий пример, это рыночная экономика. В рыночной экономике на все три вопроса отвечает рынок. Если производить товар выгодно, если на товар есть спрос, повышение цен, делает производство выгоднее, и очень быстро это производство в рыночной экономике будет налажено, без вмешательства государственных вышестоящих инстанций. В рыночной экономике нет так какого контролирующего органа, ей не нужна мотивация основанная на страхе, она основана на выгоде и интересе граждан.

Сейчас в большинстве государств мира используется так называемая смешанная экономика. Это рыночная экономика, в которой присутствует достаточно жесткий государственный контроль.

 

Список литературы:
1. https://vc.ru/migrate/371316-startap-vizy-i-vizy-udalennyh-rabotnikov-aktualnoe-na-segodnya
2. https://www.forbes.ru/tekhnologii/468055-cto-mozno-uznat-ob-abonente-po-sim-karte-i-pri-cem-tut-vozvrasenie-ajtisnikov
3. https://it-park.uz/ru/itpark/news/it-park-priglashaet-zarubezhnye-it-kompanii-i-it-specialistov-v-tashkent-dlya-uchastiya-v-perspektivnyh-it-proektah
4. https://invest.gov.uz/ru/mediacenter/news/uzbekistan-plans-to-implement-investment-projects-for-us-52-billion-in-2022-2024/
5. https://trends.rbc.ru/trends/innovation/623b3de09a794766e19c7e14