Развитие региональных субсидий для кинопроизводства
Секция: Экономика
XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Развитие региональных субсидий для кинопроизводства
Производство фильмов занимает в киноиндустрии отдельное место, так как связано с вовлечением в процессе создания фильма большого количества работников, услуг и ресурсов. Технологические достижения сделали процесс съемки фильма проще и доступнее для кинопроизводства. В результате в настоящее время кинопроизводители могут позволить себе снимать фильм практически в любом месте.
Осуществляя съемки фильма на конкретной территории, кинопроизводители оказывают положительное влияние на местную экономику, создавая новые рабочие места, используя объекты местной инфраструктуры, привлекая малый бизнес, и способствуя, в конечном итоге, росту налоговых поступлений в местный бюджет. Помимо увеличения прямых доходов от кинематографического процесса, демонстрация фильма в кинопоказе, сюжетные события фильма инициируют развитие туризма в регионе по местам киноповествования.
Территориальные программы стимулирования кинопроизводителей, в свою очередь, могут иметь большое значение для продюсера фильма, особенно в условиях ограниченных источников финансирования кинопроизводства.
Введение инструментов финансового стимулирования кинопроизводства начало развиваться еще в 1990-е годы в США, когда многие американские киностудии в целях снижения затрат начали переносить производство своих аудиовизуальных проектов в Канаду. Стремясь сохранить кино-и телепроизводство в США, власти штатов начали внедрять финансовые инструменты для привлечения кинематографистов. В последующем эта практика получила свое развитие в Европе, а затем и в мире. В настоящее время во многих странах мира, регионах применяются различные методы стимулирования кинематографистов: от предоставления налоговых льгот до выделения субсидий и грантов из местных бюджетов.
Одной из форм региональной поддержки кинематографистов является субсидия на возмещение затрат, осуществленных во время съемок фильма в регионе (рибейт (rebate (англ.) – скидка)).
Сложившиеся в мировой практике основные условия предоставления кинорибейтов включают:
- размер предоставляемой скидки;
- перечень расходов, произведенных в регионе;
- виды аудиовизуальных проектов на производство которых предоставляются скидки;
- общий объем средств на предоставление субсидий в бюджете региона;
- требования к соответствию аудиовизуальной продукции нормам культурной идентичности (cultural test).
В мировой практике, в среднем предоставляемый объем кинорибейта из местного бюджета составляет 20-25% от объема затрат кинопроизводителей на территории [3].
В тоже время условия предоставления рибейтов зависят от текущих задач региона, возможностей местного бюджета, развития сектора киноуслуг на территории и уровня местной киноиндустрии в целом.
Так, например, с 2015 года в Ирландии предоставляются рибейты в размере до 32% от объема расходов кинокомпании на территории. При этом никаких ограничений на участие иностранных кинокомпаний, никаких требований к обязательному участию в проекте местных кинематографистов не предъявляется. Ирландская программа рибейтов очень лояльна и к срокам окончания фильма: фильм должен быть закончен до конца 2020 года.
В Финляндии кинематографисты могут получить рибейты в объеме 25% от объема затрат на территории при условии следующих минимальных расходов:
- на полнометражный художественный фильм в объеме 150 тыс. евро;
- на телевизионные проекты в объеме 250 тыс. евро.
При этом, иностранные компании, снимающие в Финляндии, не обязаны регистрироваться, но для получения рибейта необходим финский сопродюсер или координатор производства [4].
Объем рибейтов в Нидерландах составляет 30% от объема затрат на производство фильма на территории, но существуют определенные ограничения:
- средства могут быть представлены с объемом бюджета: не менее 1 млн. евро (для полнометражного художественного фильма) или 12 тыс. евро за минуту (для телесериала);
- общие затраты на территории кинокомпании должны быть не менее 100 тыс. евро;
- продюсеры фильма должны иметь финансирования фильма в объеме не менее 50% до момента подачи заявки на рибейт;
- международные кинематографисты могут участвовать в получении рибейта только через голландскую кинокомпанию [5].
Таким образом, помимо общих основных условий предоставления рибейтов, каждый регион вводит дополнительные ограничения, основанные на определении экономической эффективности рибейта для конкретного региона.
С 2016 года в России при организационной поддержке Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино), Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) региональные органы власти стали создавать свои программы рибейтов.
Первый такой рибейт был выплачен в Приморском крае кинокомпании «Марс медиа», снимавшей во Владивостоке художественный фильм «На районе» осенью 2016 года. А уже в 2017 году были определены 10 пилотных регионов России для тестирования механизма предоставления рибейтов кинематографистам.
По итогам 2017 года рибейты фактически были реализованы в трех регионах РФ:
- в Приморском крае с размером рибейтов 15% от объема затрат кинопроизводителей на территории;
- в Калининградской области с размером рибейтов 20% от объема затрат кинопроизводителей на территории;
- в Ульяновской области с размером рибейтов 30% от объема затрат кинопроизводителей на территории. При этом размер кинорибейта можно увеличить на 1% в случае показа символики, природных, туристических или архитектурных объектов, позволяющих идентифицировать место съемки как территорию Ульяновской области.
Уже в 2018 году объем кинорибейтов в Калининградской области увеличился до 28,530 млн. руб. При этом, общие совокупные затраты кинокомпаний, снимавших свои проекты, на территории Калининградской области в 2018 году превысили 142 млн. руб. [2].
В настоящее время рибейты в России проходят этап постепенной апробации, совершенствуются программы, перенимая международный опыт.
В Италии, введенная с 2010 года и применяемая в настоящее время в 10 регионах из двадцати, система региональных рибейтов считается одной из наиболее продуктивной в международной практике. В России же в настоящее время наиболее удачным опытом можно считать применение рибейтов в Калининградской области. При этом Калининградская область каждый год дорабатывает параметры предоставляемых рибейтов.
Сравнительный анализ параметров рибейтов в одном из регионов Италии и в Калининградской области представлен в таблице:
Таблица
Условия предоставления региональных рибейтов на примере Калининградской области РФ и региона Апулья Италии
Параметры |
Калиниградская обл. [1] |
Апулия, Италия [6] |
Фильмы для получения рибейта |
полнометражные художественные фильмы, телевизионные художественные фильмы, документальные фильмы и иные аудиовизуальные произведения |
полнометражные и короткометражные художественные фильмы, телесериалы, документальные фильмы, анимационные проекты, телевизионные проекты |
Получатель рибейта |
юридические лица - организация кинематографии |
юридические лица - организация кинематографии |
Требования к получателю |
условия резиденства, отсутствие налоговой задолженности |
условия резиденства, отсутствие налоговой задолженности |
Условия по объему софинансирования |
не имеется |
необходим подтвержденный источник иного финанисирования проекта в зависимости от вида объекта финансирования |
Условия по кино-, телепоказу фильма |
соглашение о намерениях с кинотеатральными дистрибьюторами и телеканалами на показ и прокат фильма, если такие имеются на дату подачи заявки |
соглашение о намерениях с кинотеатральными дистрибьюторами и телеканалами на показ и прокат фильма предоставляются обязательно на дату подачи заявки |
Условия по количеству съемочных дней в регионе |
отсутствует |
|
Условия по перечню затрат в регионе |
имеется |
имеется |
Таким образом, по ряду параметров условия предоставления рибейтов в России совпадают с принятой международной практикой. В тоже время есть определенные условия, которые важны для увеличения эффективности рибейтов. Сюда можно отнести
- установление количества съемочных дней в регионе для отдельных видов аудиовизуальных проектов;
- условия по объему софинансирования из других источников производства фильма;
- введение обязательного условия по предоставлению соглашения о кино- или телепоказе будущего фильма.
Чем большее количество дней в регионе проводится съемка фильма, тем большую выгоду получают задействованные в съемках местные предприниматели, местные актеры второго плана и участники массовых сцен. Соответственно, увеличиваются и доходы местного бюджета.
Наличие софинансирования проекта из других источников предполагает, что проект не остановится на стадии производства, а будет доведен до кинопоказа, т.е. осуществлен и пост-продакшн фильма (монтаж, запись звука и т.д.).
Обязательное подтверждение дальнейшей прокатной судьбы фильма на стадии подачи заявки на рибейт является, в свою очередь, основанием для суждения о будущем мультипликативном эффекте предоставляемого рибейта. Ведь помимо прямых налоговых выгод, сцены фильма снятые в локациях региона и показанные в дальнейшем на кино- и телеэкранах позволят увеличить туристические маршруты в регионе и, соответственно, доходы туристического бизнеса.
Предоставляемый из регионального бюджета рибейт должен приносить региону максимальную экономическую отдачу. Поэтому необходимо осуществлять введение дополнительных условий в программы рибейтов в России с учетом влияния деятельности кинопроизводителей на получение экономической выгоды регионом, стимулирования социально-экономического развития региона.