Статья:

Развитие региональных субсидий для кинопроизводства

Конференция: XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Павина А.В. Развитие региональных субсидий для кинопроизводства // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(14). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(14).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие региональных субсидий для кинопроизводства

Павина Анна Владиславовна
студент, ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова», РФ, г. Москва
Ланина Лилия Анатольевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова», РФ, г. Москва

 

Производство фильмов занимает в киноиндустрии отдельное место, так как связано с вовлечением в процессе создания фильма большого количества работников, услуг и ресурсов. Технологические достижения сделали процесс съемки фильма проще и доступнее для кинопроизводства. В результате в настоящее время кинопроизводители могут позволить себе снимать фильм практически в любом месте.

Осуществляя съемки фильма на конкретной территории, кинопроизводители оказывают положительное влияние на местную экономику, создавая новые рабочие места, используя объекты местной инфраструктуры, привлекая малый бизнес, и способствуя, в конечном итоге, росту налоговых поступлений в местный бюджет. Помимо увеличения прямых доходов от кинематографического процесса, демонстрация фильма в кинопоказе, сюжетные события фильма инициируют развитие туризма в регионе по местам киноповествования.

Территориальные программы стимулирования кинопроизводителей, в свою очередь, могут иметь большое значение для продюсера фильма, особенно в условиях ограниченных источников финансирования кинопроизводства.

Введение инструментов финансового стимулирования кинопроизводства начало развиваться еще в 1990-е годы в США, когда многие американские киностудии в целях снижения затрат начали переносить производство своих аудиовизуальных проектов в Канаду.  Стремясь сохранить кино-и телепроизводство в США, власти штатов начали внедрять финансовые инструменты для привлечения кинематографистов. В последующем эта практика получила свое развитие в Европе, а затем и в мире. В настоящее время во многих странах мира, регионах применяются различные методы стимулирования кинематографистов: от предоставления налоговых льгот до выделения субсидий и грантов из местных бюджетов.

Одной из форм региональной поддержки кинематографистов является субсидия на возмещение затрат, осуществленных во время съемок фильма в регионе (рибейт (rebate (англ.) – скидка)).

Сложившиеся в мировой практике основные условия  предоставления кинорибейтов  включают:

  • размер предоставляемой скидки;
  • перечень расходов, произведенных в регионе;
  • виды аудиовизуальных проектов на производство которых предоставляются скидки;
  • общий объем средств на предоставление субсидий в бюджете региона;
  • требования к соответствию аудиовизуальной продукции нормам культурной идентичности (cultural test).

В мировой практике, в среднем предоставляемый объем кинорибейта из местного бюджета составляет 20-25% от объема затрат кинопроизводителей на территории [3].

В тоже время условия предоставления рибейтов зависят от текущих задач региона, возможностей местного бюджета, развития сектора киноуслуг на территории и уровня местной киноиндустрии в целом.

Так, например, с 2015 года в Ирландии предоставляются рибейты в размере до 32% от объема расходов кинокомпании на территории. При этом никаких  ограничений на участие иностранных кинокомпаний, никаких требований к обязательному участию в проекте местных кинематографистов не предъявляется. Ирландская программа рибейтов очень лояльна и к срокам окончания фильма: фильм должен быть закончен до конца 2020 года.

В Финляндии кинематографисты могут получить рибейты в объеме 25% от объема затрат на территории при условии следующих минимальных расходов:

  • на полнометражный художественный фильм в объеме 150 тыс. евро;
  • на  телевизионные проекты в объеме 250 тыс. евро.

При этом, иностранные компании, снимающие в Финляндии, не обязаны регистрироваться, но для получения рибейта необходим финский сопродюсер или координатор производства [4].

Объем рибейтов в Нидерландах составляет 30%  от объема затрат на производство фильма на территории, но существуют определенные ограничения:

  • средства могут быть представлены с объемом бюджета: не менее 1 млн. евро (для полнометражного художественного фильма) или  12 тыс. евро за минуту (для телесериала);
  • общие затраты на территории кинокомпании должны быть не менее 100 тыс. евро;
  • продюсеры фильма должны иметь финансирования фильма в объеме не менее 50% до момента подачи заявки на рибейт;
  • международные кинематографисты могут участвовать в получении рибейта только через голландскую кинокомпанию [5].

Таким образом, помимо общих основных условий предоставления рибейтов, каждый регион вводит дополнительные ограничения, основанные на определении экономической эффективности рибейта для конкретного региона.

С 2016 года в России при организационной поддержке Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино), Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) региональные органы власти стали создавать свои программы рибейтов.

Первый такой рибейт был выплачен в Приморском крае кинокомпании «Марс медиа», снимавшей во Владивостоке художественный фильм «На районе» осенью 2016 года. А уже в 2017 году были определены 10 пилотных регионов России для тестирования механизма предоставления рибейтов кинематографистам.

По итогам 2017 года рибейты фактически были реализованы в трех регионах РФ:

  • в Приморском крае с размером рибейтов 15% от объема затрат кинопроизводителей на территории;
  • в Калининградской области с размером рибейтов 20% от объема затрат кинопроизводителей на территории;
  • в Ульяновской области с размером рибейтов 30% от объема затрат кинопроизводителей на территории. При этом размер кинорибейта можно увеличить на 1% в случае показа символики, природных, туристических или архитектурных объектов, позволяющих идентифицировать место съемки как территорию Ульяновской области.

Уже в 2018 году объем кинорибейтов в Калининградской области увеличился до 28,530 млн. руб. При этом, общие совокупные затраты кинокомпаний, снимавших свои проекты, на территории Калининградской области в 2018 году превысили 142 млн. руб. [2].

В настоящее время рибейты в России проходят этап постепенной апробации, совершенствуются программы, перенимая международный опыт.

В Италии, введенная с 2010 года и применяемая в настоящее время в 10 регионах из двадцати, система региональных рибейтов считается одной из наиболее продуктивной в международной практике. В России же в настоящее время наиболее удачным опытом можно считать применение рибейтов в Калининградской области. При этом Калининградская область каждый год дорабатывает параметры предоставляемых рибейтов.

Сравнительный анализ параметров рибейтов в одном из регионов Италии и в Калининградской области представлен в таблице:

Таблица

Условия предоставления региональных рибейтов на примере Калининградской области РФ и региона Апулья Италии

Параметры

Калиниградская обл. [1]

Апулия, Италия [6]

Фильмы для получения рибейта

полнометражные художественные фильмы, телевизионные художественные фильмы, документальные фильмы и иные аудиовизуальные произведения

полнометражные и короткометражные художественные фильмы, телесериалы, документальные фильмы, анимационные проекты, телевизионные проекты

Получатель рибейта

юридические лица - организация кинематографии

юридические лица - организация кинематографии

Требования к получателю

условия резиденства, отсутствие налоговой задолженности

условия резиденства, отсутствие налоговой задолженности

Условия по объему софинансирования

не имеется

необходим подтвержденный источник иного финанисирования проекта в зависимости от вида объекта финансирования

Условия по кино-, телепоказу фильма

соглашение о намерениях с кинотеатральными дистрибьюторами и телеканалами на показ и прокат фильма, если такие имеются на дату подачи заявки

соглашение о намерениях с кинотеатральными дистрибьюторами и телеканалами на показ и прокат фильма предоставляются обязательно на дату подачи заявки

Условия по количеству съемочных дней в регионе

отсутствует

  • для художественных, анимационных и документальных фильмов: минимум 6 съемочных дней; 
  • для короткометражных фильмов и телевизионных проектов: минимум 2 съемочных дня.

Условия по перечню затрат в регионе

имеется

имеется

 

Таким образом, по ряду параметров условия предоставления рибейтов в России совпадают с принятой международной практикой. В тоже время есть определенные условия, которые важны для увеличения эффективности рибейтов. Сюда можно отнести

  • установление количества съемочных дней в регионе для отдельных видов аудиовизуальных проектов;
  • условия по объему софинансирования из других источников производства фильма;
  • введение обязательного условия по предоставлению соглашения о кино- или телепоказе будущего фильма.

Чем большее количество дней в регионе проводится съемка фильма, тем большую выгоду получают задействованные в съемках местные предприниматели, местные актеры второго плана и участники массовых сцен. Соответственно, увеличиваются и доходы местного бюджета.

Наличие софинансирования проекта из других источников предполагает, что проект не остановится на стадии производства, а будет доведен до кинопоказа, т.е. осуществлен и пост-продакшн фильма (монтаж, запись звука и т.д.).

Обязательное подтверждение дальнейшей прокатной судьбы фильма на стадии подачи заявки на рибейт является, в свою очередь, основанием для суждения о будущем мультипликативном эффекте предоставляемого рибейта. Ведь помимо прямых налоговых выгод, сцены фильма снятые в локациях региона и показанные в дальнейшем на кино- и телеэкранах позволят увеличить туристические маршруты в регионе и, соответственно, доходы туристического бизнеса.

Предоставляемый из регионального бюджета рибейт должен приносить региону максимальную экономическую отдачу. Поэтому необходимо осуществлять введение дополнительных условий в программы рибейтов в России с учетом влияния деятельности кинопроизводителей на получение экономической выгоды регионом, стимулирования социально-экономического развития региона.

 

Список литературы:
1. Постановление Правительства Калининградской области от 17.07.2017 № 365 «О предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам в целях финансирования обеспечения возмещения затрат в связи с осуществлением производства фильмов на территории Калининградской области» // Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 15.02.2019)
2. Приказ Министерства по культуре и туризму Калининградской области № 393-ОД от 13.12.2018 «Об утверждении итогов отбора о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам в целях обеспечения финансирования обеспечения возмещения затрат в связи с осуществлением производства фильмов на территории Калининградской области в 2018 году». / Департамент развития культуры Калининградской области. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://culart.gov39.ru/ministerstvo/dokumenty/ (дата обращения: 15.02.2019)
3. Buder Е. The Best Countries in the World to Film Your Movie, Based on Production Incentives. / Emily Buder.// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nofilmschool.com/2016/07/ (дата обращения: 14.02.2019)
4. Finland Beckons Filmmakers With Unique Locations and 25% Cash Rebate. / Variety. – 10.02.2017. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://variety.com/2017/artisans/production/finland-production-incentives-1201980894/ (дата обращения: 14.02.2019)
5. Официальный сайт NL Film Fonds. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.filmfonds.nl/ (дата обращения: 14.02.2019)
6. Официальный сайт Apulia Film Commission Foundation. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://en.apuliafilmcommission.it/funds/apulia-film-fund (дата обращения: 14.02.2019)