Статья:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВ ПО ВОПРОСАМ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(228)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Еремин В.С. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВ ПО ВОПРОСАМ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 5(228). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/228/123611 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВ ПО ВОПРОСАМ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Еремин Всеволод Сергеевич
магистрант, ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь
Гондаренко Александр Сергеевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

Усилия по предотвращению и борьбе с незаконным оборотом обычных вооружений занимают видное место в международной повестке дня. Они находятся в центре внимания многих региональных организаций (Европейский союз, Организация американских государств, Африканский союз, Содружество Независимых Государств и др.).

Проблемы незаконной торговли оружием в значительной степени зависят от того, как проблема решается (как проблема преступности или как проблема международной безопасности). В некоторой степени это определяется региональным контекстом. Например, проблема незаконного оборота оружия в Центральной Африке обычно рассматривалась как проблема международной безопасности, в то время как в Латинской Америке она в первую очередь решалась как проблема борьбы с транснациональной организованной преступностью.

К актуальным формам взаимодействия компетентных государственных органов и международных организаций в рассматриваемой сфере относятся: взаимный обмен информацией; разработка и реализация планов практических мероприятий; проведение совместных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий по обеспечению международного правопорядка; проведение широкомасштабных целевых специальных операций; проведение международных конференций и совещаний.

Проблема незаконного оборота оружия в Африке прежде всего рассматривалась в контексте дестабилизирующего накопления и потоков оружия (особенно стрелкового оружия и легкого вооружения); нарушения санкций ООН; препятствия для постконфликтного миростроительства. В октябре 1998 года объявлен мораторий на ввоз, вывоз и производство легких вооружений. Эта декларация позволила реализовать Программу координации и помощи в целях безопасности и разработки, которая включает мероприятия, направленные на формирование культуры мира; поддержку программ обучения для военных, сил безопасности и полиции; усиление контроля над оружием на пограничных постах; создание региональную базу данных по легким вооружениям; сбор и уничтожение излишки и несанкционированное оружие; содействие диалогу со странами-поставщиками оружия (Васенаарские договоренности и т.д.); пересмотр национального законодательства и административных процедур и др.

Совет Европейского Союза в 1997 г. учредил Программу ЕС по борьбе и предотвращению незаконного оборота обычных вооружений, был принят Кодекс ЕС об экспорте вооружений 1998 г.  и юридически обязывающее Совместное действие по борьбе с дестабилизирующим накоплением и распространением стрелкового оружия и легких вооружений 1998 г. Кодекс поведения ЕС в отношении экспорта оружия состоит из восьми критериев, которые государства ЕС согласились применять в решениях о выдаче лицензии на экспорт оружия, а также некоторые механизмы обмена информацией и консультаций, касающиеся их реализации. Программа ЕС в рассматриваемой сфере носит относительно всеобъемлющий характер и фокусируется на способах, которыми ЕС мог бы поддерживать другие страны и регионы, а также на предотвращении незаконного оборота из или через ЕС. Большинство государств ЕС нуждаются в улучшении координации даже на национальном уровне. Регулирование хранение и передачи стрелкового оружия требует координации между различными правительственных учреждений, поскольку такое оружие может храниться или использоваться для относительно широкого круга целей, таких как охота, самооборона, демонстрация, преступление, полицейская деятельность, коммерческий или военный экспорт или оснащение вооруженных сил. Целями Совместных действий по борьбе с дестабилизирующим накоплением и распространением стрелкового оружия и легких вооружений 1998 г.  являются: 1) бороться и способствовать прекращению дестабилизирующего накопления и распространение стрелкового оружия и легких вооружений; 2) способствовать сокращению существующих накоплений этого оружия до уровня, соответствующего законным потребностям безопасности и 3) помочь регионам, страдающим от проблем, связанных с чрезмерным накоплением и распространением стрелкового оружия.

Региональные меры реагирования на незаконный оборот оружия в Америке в первую очередь возникли в контексте программ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и транснациональной организованной преступностью. Многие виды оружия поступают из США, где современное огнестрельное оружие можно относительно легко купить из-за либеральных законов об оружии. Оттуда оружие направляется в страны Латинской Америки, часто используя возможности для перенаправления законного экспорта гражданского огнестрельного оружия в несанкционированные пункты назначения. ОАГ создала Группу экспертов по огнестрельному оружию и взрывчатым веществам в Межамериканской комиссии по борьбе со злоупотреблением наркотиками (CICAD). Перед ней стояла задача определить применимые меры для осуществления межстранового сотрудничества для контроля за незаконным транснациональным перемещением оружия и взрывчатых веществ, связанных с незаконным оборотом наркотиков с целью подготовки типовых правил в этой области. Группа экспертов разработала «Типовые правила контроля за международными перевозками огнестрельного оружия, его частей, компонентов и боеприпасов к нему», которые не имеют обязательной юридической силы, но предоставляют руководящие принципы для национальных правил. Они включают подробные инструкции о процедурах лицензирования; системах обеспечения подлинности товаросопроводительных документов, процедуры предварительного уведомления об отгрузках и транзитных маршрутах, а также национальные обязанности в отношении ведения учета, обмена информацией и консультация. Кроме того, была принята Межамериканская конвенция о борьбе с незаконным производством и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, средств взрывания и других связанных с ними элементов 1997 г., которая устанавливает ряд существенных обязательств, контрольные механизмы, правовые требования и процедуры сотрудничества. Типовые правила CICAD и Конвенция ОАГ взаимно укрепляют друг друга, поскольку их основная цель - усилить контроль над легальным огнестрельным оружием, его передачей и производством, чтобы уменьшить возможности утечки для незаконных или несанкционированных целей.

В рамках СНГ приоритетом является создание единой информационной базы данных с возможностью осуществления контроля за незаконным оборотом оружия. Она могла бы содержать следующую информацию: 1) о находящемся в розыске оружии (с описанием его криминалистических характеристик); 2) об оружии, изъятом в ходе оперативно-розыскных мероприятий (с его подробным криминалистическим исследованием); 3) о фигурантах уголовных дел, связанных с незаконным оборотом оружия.

 

Список литературы:
1. Кутафина В.В. Международный контроль за оборотом оружия // Евразийский юридический журнал. - 2019. - № 9 (136). - С. 23-26.
2. Панкратова И. В. Международные аспекты противодействия незаконному обороту оружия // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 6. - С. 247-251.
3. Слепак В.Ю. Правовое регулирование торговли оружием между государствами-членами Европейского Союза и третьими странами // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2020. - № 5-6 (180-181). - С. 38-43.