ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(228)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(228)
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)
Центральным элементом административно-правового статуса государственного гражданского служащего, безусловно, выступают его права и обязанности.
Проанализируем административно-правовой статус государственного гражданского служащего на примере Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр). Это исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий переданные Республике Крым полномочия РФ по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, землеустройству, государственному мониторингу земель, а также функции государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих [4].
Госкомрегистр в своей деятельности подконтролен и подотчетен Главе Республики Крым и Совету министров Республики Крым.
Под правами гражданского служащего понимаются обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральным законом, другими нормативными правовыми актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению полномочий государственных органов.
В ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2] (далее – ФЗ №79-ФЗ) установлен перечень из 18 прав государственных гражданских служащих.
Права, которыми наделяются государственные служащие, становятся реальностью только тогда, когда они связаны с обязанностями.
Под обязанностями государственного гражданского служащего понимаются обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральным законом, другими правовыми нормативными актами для обязательного систематического осуществления функций (основные действия), составляющие в своей совокупности существо профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Следует иметь в виду, что обязанности, равно как и права государственного гражданского служащего РФ, как элемент его административно-правового статуса, в соответствие с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [3] (далее – ФЗ № 58-ФЗ) должны быть установлены исключительно ФЗ № 79-ФЗ. В этой связи, ст. 15 данного закона устанавливает основные обязанности гражданских служащих.
На региональном же уровне прослеживается стабильное дублирование обязанностей или отсылка к федеральному законодательству.
Анализ установленных ФЗ №79-ФЗ обязанностей государственных гражданских служащих позволяет сделать вывод о том, что все они носят достаточно общий характер, т.е. установлены лишь самые основные права и обязанности гражданских служащих. Установление конкретных должностных обязанностей каждого государственного гражданского служащего РФ осуществляется должностными регламентами.
Административными регламентами за Госкомрегистром закреплено исполнение государственных функций.
Должностные лица Госкомрегистра имеют право:
- осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства РФ;
- запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок;
- осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;
- выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
- осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях:
- составление в порядке, установленном КоАП РФ [1], протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 7.1, 7.34, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 8.8, ст. ст. 17.7, 17.9, 19.4.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. ч. 25 и 26 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ;
- рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 7.1, 7.34, ч. ч. 1, 3, 4 ст. 8.8 КоАП РФ;
- рассмотрение жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ.
Так, в 2022 г. вышестоящему должностному лицу и в суд было обжаловано 109 постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных специалистами Госкормегистра. Из них 24 постановления по делам об административным правонарушениям, вынесенных за нарушения требований земельного законодательства, были отменены судами или вышестоящими должностными лицами [6].
Можно привести следующий пример. Симферопольским районным судом Республики Крым по решению Верховного суда Республики Крым о возврате дела на новое рассмотрение в суд по жалобе контролируемого лица об отмене постановления об административном правонарушении, после пересмотра постановление отменено, а производство по делу прекращено по истечению сроков привлечения к административной ответственности.
Причина возврата на новое рассмотрение Верховным судом Республики Крым является отсутствие в материалах дела акта административного обследования и мотивированного представления, что приводит к отсутствию оценки вышеуказанных документов районным судом. Симферопольским районным судом Республики Крым постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В протоколе об административном правонарушении указано о самовольном занятии участка частной собственности, что по смыслу части 1 статьи 25.2 КоАП РФ предполагало необходимость участия лица занимаемого участка при рассмотрении дела в качестве потерпевшего.
Рассмотрев дело в отсутствие потерпевшего, должностное лицо Госкомрегистра не создало необходимых условий для обеспечения процессуальных гарантий прав лиц, участвующих при производстве по делу, что является существенным нарушением закона, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении [5].
В ходе надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров должностные лица Госкомрегистра имеют право:
- возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.12, 14.13, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, в случае, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.23, ч. ч. 6-8 ст. 14.25, ст. ст. 17.7, 17.9, 19.26 КоАП РФ;
- возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.52 КоАП РФ, рассмотрение в установленном порядке таких дел и назначение административного наказания;
- возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 17.7, 17,9, 19.4.1, 19.26, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в случае когда эти правонарушения совершены саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, саморегулируемой организацией оценщиков, саморегулируемой организацией кадастровых инженеров или их должностными лицами.
Так, например, при осуществлении государственного земельного надзора Госкомрегистром и его территориальными подразделениями в 2022 г. проведено 2026 контрольно-надзорных мероприятий во взаимодействии с контролируемыми лицами.
Из них: плановых - 195; внеплановых - 1831. За аналогичный период 2021 г. Госкомрегистром проведено 1798 проверок (плановых - 62, внеплановых - 1736).
При проведении проверочных мероприятий выявлено 880 нарушений земельного законодательства (из них 369 нарушений при проведении проверок соблюдения земельного законодательства органами местного самоуправления). Из которых предусмотрено КоАП РФ:
- 238 нарушений по ст. 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок). За аналогичный период 2021 г. выявлено 282 нарушения;
- 154 нарушения по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием). За аналогичный период 2021 г. выявлено 262 нарушения;
- 107 нарушений по ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ (неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом). За аналогичный период 2021 г. выявлено 38 нарушений [6].
Исходя из анализа ст. 52 ФЗ № 79-ФЗ под гарантиями на государственной службе понимаются различного рода денежные и иные возмещения дополнительных затрат и ограничений, возникающих в связи с выполнением служащими своих обязанностей.
Глава 11 данного закона делит государственные гарантии гражданских служащих на основные и дополнительные. Основные гарантии предоставляются всем гражданским служащим без исключения, лишь в силу принадлежности лица к корпусу гражданской службы. Основные гарантии закреплены в статье 52 указанного закона.
Дополнительные гарантии (ст. 53 указанного закона) предоставляются при наличии определенных условий, предусмотренных законодательством. Причем данные условия в самом законе не конкретизированы. Не установлены и цели предоставления данных гарантий, что едва ли кажется приемлемым хотя бы в силу существования такого деления в законодательстве. Причем их список не является исчерпывающим, подразумевая расширение перечня гарантий субъектами РФ.
Таким образом, следует вывод о том, что законодателем четко определены основные элементы административно-правового статуса государственного гражданского служащего исходя из общепризнанных подходов в определении структуры любого статуса. Исходными элементами структуры статуса в юридической литературе принято называть права и обязанности, поскольку именно они определяют основное содержание правового статуса, в то время как другие элементы носят только дополнительный характер. Следует отметить, что индивидуальный правовой статус гражданского служащего в свою очередь определяется в зависимости от замещаемой должности согласно должностному регламенту.