Статья:

УЧАСТИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДЕЛАМ О ЛИШЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Духова А.А., Обрезкова Е.А. УЧАСТИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДЕЛАМ О ЛИШЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(51).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

УЧАСТИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДЕЛАМ О ЛИШЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

Духова Анастасия Александровна
студент Института юстиции ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Обрезкова Екатерина Александровна
студент Института юстиции ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Крылова Екатерина Владимировна
научный руководитель, старший преподаватель Института юстиции ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане РФ имеют право на судебную защиту в случае нарушения их прав, свобод и законных интересов. Несовершеннолетние граждане не являются исключением. Наравне со всеми им предоставляются такие гарантии.

Для участия в гражданском процессе лицам необходимо обладать гражданско-процессуальной право- и дееспособностью. Правоспособность возникает в момент рождения, а дееспособность – по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Несовершеннолетние от 14 до 18 лет обладают гражданско-процессуальной дееспособностью в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, которые возникли из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений. Эмансипированные несовершеннолетние, будучи субъектами права, обладают и гражданско-процессуальной правоспособностью, и дееспособностью в полном объеме. Также в гражданском процессе учитывается мнение несовершеннолетних, достигших десятилетнего возраста, что немаловажно в делах, касаемо лишения родительских прав.

Согласно статистике, российские суды ежегодно рассматривают более 40 тысяч дел о лишении родительских прав, участие несовершеннолетних в таких делает требует особой защиты со стороны государства, поэтому данная тема является достаточно актуальной для изучения [1].

От решения того или иного дела о лишении родительских прав зависит не только дальнейшие отношения между детьми и родителями, но и внутреннее психическое состояние и здоровье ребенка, поэтому очень важно, чтобы суд предусмотрел все риски, предоставленные доказательства и учел мнение несовершеннолетнего в процессе.

Тогда это позволит нанести меньший вред ребенку и объективно рассудить гражданский спор.

Изучив судебную практику по делам о лишении родительских прав, можно сделать вывод о спорности позиции ребенка при рассмотрении таких дел. С одной стороны, мнение несовершеннолетнего не имеет значения из-за сильных эмоциональных связей между родителями и детьми, привязанности ребенка и страха дальнейших изменений. Дети не способны предоставить правдивые факты о неблагополучии своей семьи и готовы оправдать даже самые аморальные поступки своих родителей. Данное положение касается, как и лишения родительских прав, так и иных категорий, связанных с этим: ограничении родительских прав или их восстановлении.

Примером выступает дело Селемджинского районного суда Амурской области, согласно которому гражданка П. подала иск к МКУ «Отдел образования администрации Селемджинского района», Ч. о восстановлении в родительских правах, ссылаясь на то, что уже давно отказалась от пагубных привычек, несколько раз кодировалась от алкогольной зависимости, устроилась на работу и заново вышла замуж, то есть встала на путь исправления и желает вернуть опеку над собственными детьми. В ходе судебного разбирательства была опрошена бабушка несовершеннолетних детей П., под чьей опекой они сейчас находятся, и она подтвердила, что мать П. общается с детьми, интересуется их жизнь и всячески помогает, несовершеннолетние дети также подтвердили, что любят маму, приходят в гости практически каждый день, общаются, хотят проживать вместе, в связи с чем желают, чтобы П. восстановили в родительских правах.

Однако в ходе судебного процесса, были предоставлены доказательства, иллюстрирующие, что П. не до конца избавилась от своей алкогольной зависимости и ее положение в обществе нестабильно, то есть, несмотря на желание детей проживать со своей матерью, и принятием истцом некоторых мер к изменению своего поведения в лучшую сторону, П. на сегодняшний день не может быть восстановлена в родительских правах. Суд отказал в удовлетворении исковых требований [2] Таким образом, данный случай иллюстрирует, что несмотря на сильную связь между детьми и родителями, суд будет выносить объективно справедливое решение и вправе не учитывать мнение несовершеннолетних, если это будет им во вред.

С другой стороны, мнение ребенка как-никогда важно учитывать. Суду недостаточно представления письменных доказательств, обладающих максимальной объективностью, им важно учитывают не только негативные сведения о личности ответчика, но и мнение и позицию ребенка относительно сложившейся ситуации.

Примером может послужить дело из Невского районного суда. Истица Н. обратилась в суд с иском о лишении своего бывшего супруга Д. родительских прав, женщина утверждает, что отец ушел из семьи, когда ребенку не было года, устранился от исполнения своих родительских обязанностей, жизнью и здоровьем дочери не интересуется, материальной помощи не оказывает. Несовершеннолетняя дочь А. в ходе судебного разбирательства также пояснила, что отец для неё совершенно чужой человек, просит лишить его родительских прав.

Суд удовлетворил требования истца и принял решение лишить родительских прав отца [3].

В данной ситуации мнение ребенка помогло прийти к справедливым выводам, и лишение родительских прав отца пошло на пользу жизни дочери А., так как освободило бы ее от лишних эмоциональных потрясений.

Таким образом, несмотря на специфику статуса несовершеннолетних при рассмотрении дел о лишении родительских прав, суд должен объективно оценить обстоятельства, личности как детей, так и родителей и выносить справедливое решение. Суду необходимо самостоятельно решать, в каких случаях учитывать мнение несовершеннолетних, а в каких возможно им пренебречь, так как все дела требуют индивидуального подхода в рассмотрении.

Суд не всегда может прийти к тому или иному решению самостоятельно, поэтому в процессе он может обратиться к лицам, специализирующимся на работе с несовершеннолетними.

Полагаем, что привлечение к гражданскому судопроизводству лиц, которые умеют работать с детьми в силу их профессиональных качеств, например, педагогов, психологов или воспитателей, которым доверяет несовершеннолетний, так как ранее они уже были знакомы и работали с ними.

Считаем, что процесс выяснения мнения ребенка можно облегчить путем предоставления возможности несовершеннолетнему давать свои показания без присутствия лиц, оказывающих негативное влияние на ребенка. То есть таких участников процесса можно удалить либо создать комфортные условия для истинного изложения ребенком своей позиции.

 

Список литературы:
1. Чащина И.А., Зенцова В.М. Защита несовершеннолетних в гражданском процесс (на примере дел по лишению родительских прав) // Арбитражный и гражданский процесс. – 2020. – №7.
2. Решение № 2-167/2020 2-167/2020~М-163/2020 М-163/2020 от 21 июля 2020 г. по делу № 2-167/2020. URL : https://sudact.ru/regular/doc/H0peGOM49p64/ (дата обращения: 22.04.2022).
3. Решение Невского районного суда о лишении родительских прав № 2-3052/2017 ~ М-1345/2017 по делу №2-3052/17. URL : https://sud-praktika.ru/precedent/233721.html (дата обращение 22.04.2022).