Статья:

АВТОРСКИЕ ПРАВА В ВИДЕОБЛОГИНГЕ

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Пышкина П.А. АВТОРСКИЕ ПРАВА В ВИДЕОБЛОГИНГЕ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(51).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АВТОРСКИЕ ПРАВА В ВИДЕОБЛОГИНГЕ

Пышкина Полина Андреевна
студент, Уральский филиал финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Челябинск
Медведева Диана Игоревна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры «Социально-гуманитарные и естественно-научные дисциплины» Уральский филиал финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Челябинск

 

В наше время жизнь современного человека связана с использованием возможностей сети Интернет, что предполагает собой площадку с различными возможностями коммуникации и самовыражения: доступа к важной в рамках деловой, образовательной, досуговой областей информации; получения образования, приобретение опыта презентации исследуемого предмета, интересующей сфере знаний или досуговых предпочтений. Особого внимания заслуживает видеоблогинг.

В 2021 году, более 2 миллиардов пользователей ежемесячно заходят на страницы блогеров и ежедневно просматривают более 5 миллиардов видео [3]. Видеоролики охватывают больше просмотров, чем любые программы по телевидению.

Из этого можно сделать вывод, что видеоблогинг, как и средство СМИ оказывает влияние на сознание людей, что в свою очередь играет одну из определяющих ролей в формировании общественного мнения и общественных интересов.

Видеоблогинг – это интернет-явление, включающее в себя создание и выкладывание в сеть видеоматериалов на ту или иную тему в выбранном автором формате, сοοтветствующему жанру. При этом подчеркивается, что это понятие подразумевает под собой не единичный ролик, а серию клипов, объединенных между собой по каким-либо параметрам (действующее законодательство не содержит определения понятия «видеоблог») [2].

Видеоролик предполагает собой объект интеллектуальной собственности, который в соответствии с ГК РФ принадлежит к категории аудиовизуальных материалов, являющихся результатом творческой деятельности. Согласно закону, авторские права на видеоролик возникают в период его создания и не требуют дополнительной регистрации с целью предоставления правовой защиты.

Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как (автор произведения, положенного в основу сценария), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом [4].

Многие авторы видеороликов используют музыкальные произведения без согласия правообладателей, чего совершать нельзя. У каждого аудиовизуального произведения существуют конкретные условия использования третьими лицами, которые необходимо учитывать.

Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего ряд охраняемых результатов интеллектуальной деятельности приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права либо лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за создателем подобного результата сохраняется право авторства и прочие личные неимущественные полномочия, кроме того, лицо, организовавшее создание данного объекта, имеет право указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания - ст. 1240 ГК РФ.

Рассмотрим особенности распространение на видеоблоги норм авторского права. В соответствии с п.1 ст.1229 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, владеющие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, имеет право использовать результат по своему усмотрению различными никак не противоречащим закону методами. Правообладатель может согласно своему усмотрению разрешать или запрещать иным личностям использование принадлежащего ему результата интеллектуальной деятельности.

Другие лица никак не могут применять результат интеллектуальной деятельности в отсутствии согласия правообладателя, за исключением ситуаций, предусмотренных Гражданским кодексом Российской федерации [1].

Использование результата интеллектуальной деятельности, в случае если такое использование осуществляется в отсутствии согласия правообладателя, за некоторым исключением, является незаконным. Подобным образом, нормы авторского права оберегают имущественные интересы авторов произведений (которые согласно большей части проявляются в получении вознаграждения за разрешение другим лицам использовать принадлежащие автору результаты интеллектуальной деятельности) [5].

Проанализируем в чем же заключаются имущественные интересы авторов видеоблогов. Видеоблог создаётся с целью общественного распространения в сети Интернет. Авторы видеоблогов, получают не доход от распоряжения исключительным правом на свои произведения в соответствии со ст.1233 ГК РФ, а доход от размещения рекламы на канале, который напрямую зависит от аудитории канала и количества просмотров видео.

Подобным образом, авторы для получения имущественной выгоды заинтересованы в том, чтобы видеоблог имел широкую аудиторию, ролики просматривались и комментировались как можно большим числом пользователей интернета, для чего нередко сами поддерживают продвижение своих видео разными способами.

Следовательно, можно выделить характерную черту видеоблогов - их публичность а также доступность для неограниченного круга лиц без каких-либо условий (что не вполне согласуется вместе с заказом в применение итога умственной работы в отсутствии единства правообладателя, определенным п.1 ст.1229 Гражданским кодексом Российской Федерации) [1].

В заключение хотелось бы сказать, чтобы не нарушать авторские права нужно следовать простому правилу: всегда брать контент с разрешения правообладателя, а также всегда проверять свой материал на отсутствие нарушений (изучать музыку в том числе фоновую, видео, фотографии, логотипы и прочее).

Помимо этого, в целях улучшения норм авторского права можно порекомендовать введение и законодательное установление определения «видеоблог».

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья и четвёртая: текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2021 года. - Москва: Эксмо, 2021. - 640 с.
2. Мимеева Н. Н. Видеоблог как объект авторского права // Молодой учёный. – 2020. – № 3. – С. 203-206.
3. Статистика YouTube 2019 «Инфографика». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:https://rusability.ru/internet-marketing/statistika-y (Дата обращения: 21.04.2022).
4. Трещенко Л. К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства. – [Электронный ресурс] –  Режем доступа. – URL:https://izak.ru/upload/iblock/d9a/d9a41cd976d8a127e07/ (Дата обращения 20.04.2022).
5. Чиган К. Н., Рогов В. Ю Видеоблогинг как новая профессия // Экономический Альманах. - Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2018. - С. 326-329.