ПАРЛАМЕНТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(229)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(229)
ПАРЛАМЕНТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
PARLIAMENTARY INVESTIGATION ON THE LEGISLATION OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Suren Amiragyan
Student of the Department of State and Legal Disciplines Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Moscow
Аннотация. В данной статье рассматривается парламентское расследование, как форма парламентского контроля, осуществляемого органами законодательной власти субъектов РФ. Рассмотрены проблемы правового регулирования парламентских расследований в законодательстве субъектов РФ, их различия и общие характеристики. Сделан вывод о том, что в настоящее время в федеральном законодательстве отсутствуют единообразные правовые нормы о региональном парламентском расследовании, в связи с чем, сформулированы предложения по совершенствованию законодательства.
Abstract. This article examines parliamentary investigation as a form of parliamentary control carried out by the legislative authorities of the constituent entities of the Russian Federation. The problems of legal regulation of parliamentary investigations in the legislation of the subjects of the Russian Federation, their differences and common characteristics are considered. The article concludes that currently there are no uniform legal norms on regional parliamentary investigation in federal legislation, and therefore, proposals for improving legislation are formulated.
Ключевые слова: право, законодательная власть, парламентское расследование, парламентский контроль, система разделения властей.
Keywords: law, legislative power, parliamentary investigation, parliamentary control, the system of separation of powers.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ, [1] государственная власть в России реализуется на основе ее трехзвенного деления, на законодательную, исполнительную и судебную.
Этот принцип, лежащий в основе структуры публичной власти, распространяется не только на организацию федеральных органов государственной власти, но является обязательным и для субъектов РФ.
При этом, очевидным представляется, что каждая из ветвей власти выполняет свои функции не изолированно от других, а во взаимодействии с ними, предполагающем наличие системы сдержек и противовесов, которая не допускает злоупотребления властными полномочиями и позволяет устранять такие нарушения.
Как отмечает С.А. Воронцов, одним из видов парламентского контроля является парламентское расследование, которое нашло закрепление в законодательстве многих стран мира, и является одним из инструментов, позволяющих контролировать и обеспечивать надлежащее функционирование исполнительной власти. [7]
Однако, к сожалению, российская юридическая литература обращается к вопросу об институте парламентского расследования достаточно редко, и рассматривает его, в основном, применительно к деятельности Федерального Собрания РФ, в то время, как использование такой формы контроля законодательными органами субъектов РФ практически не анализируется.
По нашему мнению, это является необоснованным упущением, тем более, что региональное законодательство о парламентских расследованиях действует во многих субъектах РФ и имеет множество особенностей, заслуживающих внимания.
Сразу следует отметить различия в терминологии регионального законодателя, который для обозначения одного и того же института применяет не только термин «парламентское расследование», но и «депутатское расследование».
Например, в ст. 1 Закона Московской области «О депутатском расследовании» от 04.11.2004 г. № 136/2004-ОЗ. [4] указывается, что данный институт представляет собой форму контрольной деятельности Московской областной Думы.
Аналогичное определение, но с использованием дефиниции «парламентское расследование» приводится, например, в ст. 1 Закона Санкт-Петербурга «О парламентском расследовании» от 28.06. 2018 г. № 391-77. [6]
На наш взгляд, более точным для обозначения данного института является использование понятия «парламентское расследование», поскольку казанная форма контроля реализуется не отдельными депутатами законодательного органа, а специально созданной комиссией, формируемой из них.
Отличаются в разных субъектах РФ и основания для проведения парламентского расследования.
Так, согласно ст. 3 Закона Московской области «О депутатском расследовании», основаниями для проведения такого расследования могут являться сведения о нарушении прав и свобод человека и гражданина на территории Московской области, нарушения в сфере бюджетного процесса, ненадлежащее исполнение региональных программ социально-экономического развития или нарушения при управлении собственностью Московской области.
Закон Воронежской области «О депутатском расследовании» от 28.12. 2007 г. N 173-ОЗ, [5] в пп. 2,3 п. 1 ст. 3, наряду с аналогичными основаниями, указывает также, в числе оснований для депутатского расследования причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, возникших на территории субъекта РФ, а также, обстоятельства, которые связаны с их негативными последствиями.
В той же статье закрепляется и исчерпывающий перечень обстоятельств, которые не могут подвергаться депутатскому расследованию – к ним отнесены деятельность Губернатора Воронежской области, судов, при осуществлении ими правосудия, органов дознания, следствия и оперативно-розыскной деятельности. Также, предметом депутатского расследования не может быть установление вины конкретного лица в совершении преступления.
Более широко к предмету парламентского расследования подходит ст. 13 Закона Республики Башкортостан «О Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан» от 30.12. 2002 года N 448-з, [3] где одним из оснований для проведения данного расследования может являться наличие сведений об ухудшении социально-экономического положения или осложнении политической ситуации.
Что касается полномочий комиссии, производящей расследование, то можно заметить их сходство в большинстве субъектов РФ – это позволяет проанализировать их на примере ст. 12 Закона Московской области «О депутатском расследовании».
В данной норме устанавливается, что комиссия, для достижения целей депутатского расследования, в праве приглашать на свои заседания граждан и должностных лиц, запрашивать, собирать и систематизировать информацию, привлекать к своей деятельности специалистов-экспертов, производить фото- и видеосъемку, аудиозапись, а также, совершать иные действия.
Примечательно также, что Закон Санкт-Петербурга «О парламентском расследовании» (ст. 11) закрепляет также совокупность прав, предоставляемых лицу, привлекаемому к участию в парламентском расследовании – в частности, он вправе не свидетельствовать против себя и близких родственников, может иметь представителя, знакомиться с протоколами заседания комиссии.
Аналогичных норм в других законах субъектов РФ о парламентском или депутатском расследовании, нами не обнаружено.
По этой причине, представляется обоснованным закрепить основы парламентских расследований на федеральном уровне – однако, к сожалению, на сегодняшний день, Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21.12.2021 N 414-ФЗ [2] вовсе не содержит упоминаний об этой форме парламентского контроля.
В связи с этим, по нашему мнению, в данном законе следует закрепить, как минимум, одну статью о парламентском расследовании, установив в ней:
Во-первых, перечень оснований для парламентского расследования, с указанием о том, что он может быть дополнен законодательством субъекта РФ, в части, не противоречащей федеральным законам;
Во-вторых, правовой статус комиссий, осуществляющих парламентское расследование и лиц, привлекаемых к участию в нем;
В-третьих, ограничения на осуществление парламентских расследований.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1.Институт регионального парламентского расследования является важным элементом осуществления парламентского контроля, и находить правовое регулирование в большинстве субъектов РФ, причем полнота законодательного регулирования данного института значительно варьируется, что может непосредственно влиять на степень его эффективности;
2.Парламентское расследование, производимое законодательным органом субъекта РФ, как правило, осуществляется по основаниям, связанным с нарушениям законности на территории соответствующего субъекта РФ, а равно, в связи с возникновениями происшествий, которые могут представлять общественную опасность или причинять вред общественным отношениям, при этом, законодательство субъектов РФ определяет предмет парламентского расследования самостоятельно;
3.В целях унификации парламентского расследования, и усиления парламентского контроля на региональном уровне публичной власти, по мнению автора, представляется необходимым дополнить Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» нормами об основах парламентского расследования, его основаниях и методах осуществления.