ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(229)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(229)
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Из опыта развитых стран видно, что для обеспечения социальной защищенности населения и динамичного экономического развития необходимо планомерное государственное развитие социальных услуг, которые будут направлены на удовлетворение потребностей населения.
В Государственном стандарте ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" термин социальное обслуживание направлен на определение качества социальных услуг, тех людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, и определяет их способность и возможность удовлетворить потребность пользователей социальных услуг и осуществить их реинтеграцию или социальную адаптацию [9].
Взгляды экспертов на состояние социальных услуг и производственные показатели, которые связанны со сферой услуг, меняются со временем. Предметом исследования, с точки зрения использования, становятся характеристики и качество социальных услуг. Некоторые эксперты оценивают комплексный подход и общий характер услуг по отношению к механизмам, который разрабатывается для контроля их качества.
Под качеством социальных услуг понимаются характеристики социальных услуг, через которые определяются их способности и возможности удовлетворения потребностей пользователей социальных услуг и осуществление их реинтеграции и социальной адаптации.
П.П. Павленко считал, что для эффективности качества социальной работы необходимо максимальное достижение цели удовлетворения социальных потребностей населения (клиентов) используя при этом минимальные затраты [17].
М.П. Куркина считала, что общность социальных услуг как явления и как научной категории содержится в систематичном развитии характеристик, которые свойственны лишь качественной сути трех сфер жизни и деятельности человека: социальной, материальной и духовной. Исполнение и преображение нематериальных (энергетических, информационных и др.) характеристик предмета деятельности в процессе обмена, способствует удовлетворению потребностей, которые выступают в качестве экономической формы услуги. Услуга, с социальной точки зрения, это взаимодействие между потребителем, у которого появляются определенные потребности, и субъектом деятельности через выполнение социального заказа. Сервис, в сфере умственного производства, выступает как восстанавливающая функция человеческого потенциала, как осуществление ЗУНов субъектов в социально-экономической сфере, также отвечающий за качественные характеристики, культурный характер и характер ценностной базы в процессе обмена ресурсами и удовлетворения потребностей. В свою очередь, управленческий аспект играет важную роль в изучении феномена сервиса, особенно на этом этапе. Услуга, как административная категория, представляет собой результат деятельности субъекта, а форма реализуется объективными характеристиками (доступностью, качеством и своевременностью), и субъективными характеристиками (результатом удовлетворения потребностей).
Принятый в 2013 году Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" является основным законом, который регулирует процесс предоставления социальных услуг и его оценку качества в системе социального обслуживания.
В 3 статье ФЗ закона, социальные услуги описываются как "акты или действия в сфере социального обслуживания, которые обеспечивают постоянное, регулярное, разовое, а также экстренное, оказание помощи гражданам для улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей независимо гарантировать свои главные актуальные потребности".
В законе определяются виды социальных услуг, а также формы их социального обслуживания, которые предоставляются в Российской Федерации.
Лица, которые признаются нуждающимися в социальном обслуживании в согласно определенной жизненной ситуацией и личными потребностями, оказываются такие виды социальных услуг:
1. Социально - бытовые услуги, которые направлены на поддержку повседневной жизни получателя социальных услуг;
2. Социально – медицинские, которые направлены на поддержку и сохранение здоровья получателей социальных услуг через поддержку досуга, организацию ухода, постоянного наблюдения для выявления отклонений в здоровье получателя социальных услуг;
3. Социально – психологические, забота о психологическом состоянии получателя социальных услуг с целью адаптации к социальной среде;
4. Социально - педагогические, нацеленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателя социальных услуг, создание их позитивных интересов и содействие в воспитании семьи.
5. Социально - трудовые: направлены на оказание им содействия в трудоустройстве и решение других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6. Социально – правовые, ориентированы оказание получателю социальных услуг в помощи услуг юридического характера, в первую очередь бесплатных, с целью защиты прав и легитимных интересов;
7. Услуги, которые направлены на улучшение коммуникативных навыков получателя социальных услуг для инвалидов, а также детей -инвалидов.
8. Срочные социальные услуги.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 № 1236 дан "Типовой перечень социальных услуг по видам".
Социальные услуги предоставляются: в стационарных, полустационарных условиях, а также в форме ухода на дому [3] [4].
Типовая номенклатура организаций социального обслуживания утверждена в Приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 258 от 17 апреля 2014 г.
Стационарные социальные услуги оказываются таким группам: детям, маломобильным группам населения, гражданам пожилого возраста и инвалидам, ветеранам войны и труда, домам-интернатам (пансионатами), в том числе благотворительным организациям, специальным домам - интернатам, в том числе домам престарелых, психоневротическим домам - интернатам, специальным учреждениям для одиноких престарелых, социально-реабилитационным центрам, гериатрическим центрам, гериатрическим психиатрическим центрам и другим организациям, которые предоставляют стационарные социальные услуги [16].
Услуги социальные на основе полустационарной оказываются: социально-реабилитационным центрам, в том числе для несовершеннолетних граждан; центрам для детей, которые остались без родителей; реабилитационным центрам для детей и подростков с ограниченными возможностями; кризисным центрам для женщин; центрам психолого-педагогической поддержки жителей; центрам социального обслуживания; центрам социальной адаптации (помощи), в том числе лицам без постоянного места жительства и работы; центрам "Жилье", центрам социального обслуживания, социальным приютам и другим организации.
Социальные услуги на дому предоставляются центрами социального обслуживания, комплексными центрами для пожилых людей и инвалидов, специализированными социально-медицинскими службами для пожилых людей и инвалидов, центрами социальной защиты населения и другими организациями, предоставляющими социальные услуги на дому.
Службами срочного социального обслуживания, службами экстренной психологической помощи, консультационными центрами оказываются срочные социальные услуги [17] [18].
Для максимального удовлетворения клиентов качеством социальных услуг, поставщикам необходимо повысить качество проводимых работ.
Понятие «качество социальных услуг» предполагает соотношение между идеальным образом услуги и связью между процессом и результатом этой услуги, сопоставление цели и результатов (эффективность) с их достижением при минимальных затратах (результативность). Таким образом, качество подразумевает всевозможные детерминанты и аспекты рассмотрения, связанные друг с другом, но требующие особых методов и приемов оценки.