Статья:

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(229)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Есина А.А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 6(229). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/229/123763 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Есина Анна Алексеевна
магистрант, Российский Государственный Социальный университет, РФ, г. Москва

 

Из опыта развитых стран видно, что для обеспечения социальной защищенности населения и динамичного экономического развития необходимо планомерное государственное развитие социальных услуг, которые будут направлены на удовлетворение потребностей населения.

В Государственном стандарте ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" термин социальное обслуживание направлен на определение качества социальных услуг, тех людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, и определяет их способность и возможность удовлетворить потребность пользователей социальных услуг и осуществить их реинтеграцию или социальную адаптацию [9].

Взгляды экспертов на состояние социальных услуг и производственные показатели, которые связанны со сферой услуг, меняются со временем. Предметом исследования, с точки зрения использования, становятся характеристики и качество социальных услуг. Некоторые эксперты оценивают комплексный подход и общий характер услуг по отношению к механизмам, который разрабатывается для контроля их качества.

Под качеством социальных услуг понимаются характеристики социальных услуг, через которые определяются их способности и возможности удовлетворения потребностей пользователей социальных услуг и осуществление их реинтеграции и социальной адаптации.

П.П. Павленко считал, что для эффективности качества социальной работы необходимо максимальное достижение цели удовлетворения социальных потребностей населения (клиентов) используя при этом минимальные затраты [17].

М.П. Куркина считала, что общность социальных услуг как явления и как научной категории содержится в систематичном развитии характеристик, которые свойственны лишь качественной сути трех сфер жизни и деятельности человека: социальной, материальной и духовной. Исполнение и преображение нематериальных (энергетических, информационных и др.) характеристик предмета деятельности в процессе обмена, способствует удовлетворению потребностей, которые выступают в качестве экономической формы услуги. Услуга, с социальной точки зрения, это взаимодействие между потребителем, у которого появляются определенные потребности, и субъектом деятельности через выполнение социального заказа. Сервис, в сфере умственного производства, выступает как восстанавливающая функция человеческого потенциала, как осуществление ЗУНов субъектов в социально-экономической сфере, также отвечающий за качественные характеристики, культурный характер и характер ценностной базы в процессе обмена ресурсами и удовлетворения потребностей. В свою очередь, управленческий аспект играет важную роль в изучении феномена сервиса, особенно на этом этапе. Услуга, как административная категория, представляет собой результат деятельности субъекта, а форма реализуется объективными характеристиками (доступностью, качеством и своевременностью), и субъективными характеристиками (результатом удовлетворения потребностей).

Принятый в 2013 году Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" является основным законом, который регулирует процесс предоставления социальных услуг и его оценку качества в системе социального обслуживания.

В 3 статье ФЗ закона, социальные услуги описываются как "акты или действия в сфере социального обслуживания, которые обеспечивают постоянное, регулярное, разовое, а также экстренное, оказание помощи гражданам для улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей независимо гарантировать свои главные актуальные потребности".

В законе определяются виды социальных услуг, а также формы их социального обслуживания, которые предоставляются в Российской Федерации.

Лица, которые признаются нуждающимися в социальном обслуживании в согласно определенной жизненной ситуацией и личными потребностями, оказываются такие виды социальных услуг:

1. Социально - бытовые услуги, которые направлены на поддержку повседневной жизни получателя социальных услуг;

2. Социально – медицинские, которые направлены на поддержку и сохранение здоровья получателей социальных услуг через поддержку досуга, организацию ухода, постоянного наблюдения для выявления отклонений в здоровье получателя социальных услуг;

3. Социально – психологические, забота о психологическом состоянии получателя социальных услуг с целью адаптации к социальной среде;

4. Социально - педагогические, нацеленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателя социальных услуг, создание их позитивных интересов и содействие в воспитании семьи.

5. Социально - трудовые: направлены на оказание им содействия в трудоустройстве и решение других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6. Социально – правовые, ориентированы оказание получателю социальных услуг в помощи услуг юридического характера, в первую очередь бесплатных, с целью защиты прав и легитимных интересов;

7. Услуги, которые направлены на улучшение коммуникативных навыков получателя социальных услуг для инвалидов, а также детей -инвалидов.

8. Срочные социальные услуги.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 № 1236 дан "Типовой перечень социальных услуг по видам".

Социальные услуги предоставляются: в стационарных, полустационарных условиях, а также в форме ухода на дому [3] [4].

Типовая номенклатура организаций социального обслуживания утверждена в Приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 258 от 17 апреля 2014 г.

Стационарные социальные услуги оказываются таким группам: детям, маломобильным группам населения, гражданам пожилого возраста и инвалидам, ветеранам войны и труда, домам-интернатам (пансионатами), в том числе благотворительным организациям, специальным домам - интернатам, в том числе домам престарелых, психоневротическим домам - интернатам, специальным учреждениям для одиноких престарелых, социально-реабилитационным центрам, гериатрическим центрам, гериатрическим психиатрическим центрам и другим организациям, которые предоставляют стационарные социальные услуги [16].

Услуги социальные на основе полустационарной оказываются: социально-реабилитационным центрам, в том числе для несовершеннолетних граждан; центрам для детей, которые остались без родителей; реабилитационным центрам для детей и подростков с ограниченными возможностями; кризисным центрам для женщин; центрам психолого-педагогической поддержки жителей; центрам социального обслуживания; центрам социальной адаптации (помощи), в том числе лицам без постоянного места жительства и работы; центрам "Жилье", центрам социального обслуживания, социальным приютам и другим организации.

Социальные услуги на дому предоставляются центрами социального обслуживания, комплексными центрами для пожилых людей и инвалидов, специализированными социально-медицинскими службами для пожилых людей и инвалидов, центрами социальной защиты населения и другими организациями, предоставляющими социальные услуги на дому.

Службами срочного социального обслуживания, службами экстренной психологической помощи, консультационными центрами оказываются срочные социальные услуги [17] [18].

Для максимального удовлетворения клиентов качеством социальных услуг, поставщикам необходимо повысить качество проводимых работ. 

Понятие «качество социальных услуг» предполагает соотношение между идеальным образом услуги и связью между процессом и результатом этой услуги, сопоставление цели и результатов (эффективность) с их достижением при минимальных затратах (результативность). Таким образом, качество подразумевает всевозможные детерминанты и аспекты рассмотрения, связанные друг с другом, но требующие особых методов и приемов оценки.

 

Список литературы:
1. Аверин, А. Н. Механизм социальной политики в современной России и некоторые результаты ее реализации / А. Н. Аверин // Социально-гуманитарные знания. – 2017. – № 2. – С. 99-113.
2. Агабабьян, Э.М. Экономический анализ сферы услуг / Э.М. Агабабьян. – М., 2018. – 160 с. 
3. Андреев, В.С. Право социального обеспечения / В.С. Андреев. – М., 2017. – 349 с.
4. Аленикова, С.М. Оценка эффективности работы Центра социального обслуживания и его структурных подразделений [Текст]:/С.М.Аленикова.- М.: 2016. - 216 с.
5. Антология социальной работы: В 5 т. – М., 1995. – Т. 3. – 544 с. 89 5. Антонович, И.В. Благотворительность как социокультурное явление: социологический анализ (на примере Алтайского края): автореф. дис. … канд. социол. наук / И.В. Антонович. – Барнаул, 2018. – 20 с. 
6. Афанасьев, В.С. О закономерностях и принципах социальной работы в России/В.С. Афанасьев // Власть. - 2017. - № 10. - С. 52-54. 
7. Бендрикова, А.Ю. Благотворительная деятельность в Забайкалье: специфика, тенденции развития: автореф. дис. … канд. социол. наук / А.Ю. Бендрикова. – Барнаул, 2014. – 20 с. 
8. Бесштанько А. В. Новый федеральный закон о социальном обслуживании граждан: отдельные особенности // СОТИС - социальные технологии, исследования. 2018. № 2 (64). С. 17-20.
9. Большой энциклопедический словарь / под ред. И. Лапиной, Е. Маталиной, Р. Секачева, Е. Троицкой, Л. Хайбуллиной, Н. Яриной. М.: АСТ; Астрель, 2017. 1248 с. 
10. Буянова, М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: теоретико-правовой аспект / М.О. Буянова. – М., 2019. – 238 с.