ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНЧЕСТВА
Конференция: CCXXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCXXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНЧЕСТВА
Аннотация. В данной статье делается попытка определить основные параметры этнической идентичности студенческой молодежи воронежской области. В результате проведенного разведывательного социологического исследования были получены данные, анализ которых показал отношение воронежских студентов к другим этносам. Большинство респондентов положительно относятся к лицам других национальностей и с пониманием относятся к их обычаям, убеждениям. И лишь небольшая часть испытывает негативизм по отношению к представителям других национальностей и религий.
Ключевые слова: этническая идентичность, этническая миграция, трудовая миграция, гражданская идентичность, этничность, этническое сознание, этнические стереотипы.
Россия - многонациональное государство, которое включает в себя более 190 национальностей. В процессе взаимодействия этносов неизбежны проблемы. И самая важная из них это проблема формирования этнической идентичности. Она возникает в связи с сохранением культурных и языковых традиций, согласованием межэтнических отношений, а также с поиском баланса между гражданской идентичностью и многообразием этнических групп.
Во многом проблема этнической идентичности является следствием миграций. Исторически Россия складывалась как многонациональное и многоконфессиональное государство. В истории страны известны случаи перемещения целых этносов из одного региона в другой, а «великие стройки» советского периода сподвигли к перемещению миллионов людей и превратили многие территории в «плавильный котел», в котором складывалась единая нация.
Миграция этносов определяется как «этническая миграция». Понятное и доходчивое определение этого термина принадлежит Н. Лебедевой, которая относит к этническим миграциям «случаи массовых перемещений, когда представители того или иного этноса (этнокультурной группы) добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса (или его длительного проживания) и переселяются в иное географическое или культурное пространство.
Другим значимым моментом в формировании многонационального и многоконфессионального государства была трудовая миграция. Даже в наше время в период с 2015 по 2020 гг. число потенциальных трудовых мигрантов, первично поставленных на миграционный учёт с целью работы, достигало почти 5 млн человек, а их доля в общем количестве составила 44 %.[5]
Все это актуализирует проблему формирования этнической и гражданской идентичности. В научной литературе большое внимание уделяется именно гражданской идентичности, нежели этнической. [2, 3, 4] Даже сам президент Путин Владимир Владимирович сказал: «Я русский. Как говорится, в моей семье есть Иван и Мария. Но, глядя на примеры героизма, подобные подвигу маленького мальчика Нурмагомеда Гаджимагомедова из Дагестана, лакца по национальности, я хочу сказать: «Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Перечислить их невозможно все.»» [1]
По некоторым исследованиям гражданская идентичность за последние годы выросла на 14 процентных пунктов, в то время как другие идентичности — этническая, региональная — на 6—7пунктов. [3]
Для изучения проблем, связанных с этнической идентичностью, прежде всего необходимо разобрать следующие термины: «идентичность», «этническая идентичность», «этническое сознание», «этническое самосознание».
Термин «идентичность» появляется в работах Д. Локка и Д. Юма, и его использование связывают с процессом индивидуализации в эпоху модерна. Термин «идентичность» становится популярным в 50-х гг. в США после появления работ Э. Эриксона. [7]
Отечественные ученые тоже внесли вклад в исследование данной темы. Советский историк и этнограф, Доктор исторических наук, профессор, академик АН СССР Ю. В. Бромлей внес вклад в научное понимание этнической идентичности. Он сказал, что в узком смысле, это осознание принадлежности к этнической общности, а в широком смысле – это, помимо осознания принадлежности к этнической общности, представления людей о своей культуре, языке и историческом прошлом своего народа, включая государственность и территорию.
Этническое сознание понимается как всеобъемлющее явление, которое включает в себя все представления членов этнической общности о своей и других этносах, включая социально-психологические установки и стереотипы.
Учёный-этнограф, историк этнографической науки, исследователь религиозных воззрений, доктор исторических наук, профессор МГУ С. А. Токарев, называя различные социальные связи, на которых, по его мнению, может основываться этническая общность (происхождение, язык, территория, экономический и культурный облик, религия), подводит итог в одной из своих работ, что соотношение всех этих элементов порождает этническое самосознание, «через которое субъективно определяется этническая принадлежность конкретного лица, определенной социальной группы». Исследователем установлено, что «исторически обусловленное соотношение между этими видами связи, порождает этническое самосознание, посредством которого субъективно определяется в наше время этническая принадлежность того или иного лица, той или иной социальной группы». [6]
Большую роль играют этнические стереотипы в формировании этнической идентичности. Такие стереотипы могут возникать из предрассудков, недостаточной информированности или отсутствия опыта общения с представителями данного этноса. Они могут быть связаны с внешностью, поведением, умениями или другими характеристиками этнической группы. Например: стереотип о кавказцах как агрессивных и склонных к насилию, стереотип о сибиряках как грубых и необразованных, стереотип о молдаванах как ленивых и нечестных и т.д.
Такие суждения могут приводить к дискриминации и предвзятому отношению к людям определенной этнической принадлежности.
Анализ опубликованных работ по проблеме формирования этнической идентичности студенчества актуализировал наш интерес, поэтому мы провели собственное исследование. В ходе него было опрошено 100 студентов Воронежского государственного педагогического университета от 18 до 25 лет, 71,8% женщин и 28,2 мужчин. Выборка соответствует приблизительному соотношению мужчин и женщин в педагогических вузах.
Далее мы представляем анализ полученных данных в тезисной форме:
- Во-первых, нас заинтересовало насколько осознают себя россиянами представители воронежского студенчества. Три четверти респондентов ответили положительно (82,1%) и лишь 17,9% не уверены в этом.
- Затем мы решили узнать отрицательные черты, которые характерны для россиянина. Были предложены следующие: ленность, грубость, высокомерность, непорядочность, жестокость, лживость, бескомпромиссность, конфликтность, равнодушие, эгоистичность. Из перечисленных характерных черт ленность определяется как основная составляющая россиян – 33,3%. Кроме того, выделяют равнодушие – 30,8%, конфликтность – 28,2% и треть респондентов ничего из перечисленного не выделили.
- Следующим моментом мы решили определить положительные черты, характерные для россиян. Доминирующими чертами оказались: отзывчивость – 51,3%, доброта – 46,2%, дружелюбие – 41%.
- Миграционные процессы охватили нашу область, в связи с этим стала проблема характеристики взаимодействия принимающего населения с мигрантами. Студенты характерными чертами мигрантов выделили конфликтность (47,4%), эгоистичность (31,6%) и грубость (23,7%).
- Затем мы поставили перед собой задачу выяснить считают ли респонденты, что люди всех национальностей равны. Мнения студентов были разнообразны, но преобладающее количество студентов ответило положительно – 51,3%. И только 7,3% ответили отрицательно.
- Далее нас заинтересовало, испытывали ли респонденты неприязнь или раздражение к представителям других религий. Мнения студентов также разделились. Большинство опрошенных дали ответ «редко испытывали раздражение» (51,3%), 33,3% «никогда», 9,8% «довольно часто2 и 4,9% «очень часто».
- Наиболее важным моментов в нашем исследовании мы считаем, что респонденты проявляют свое уважение к культурным и религиозным ценностям других народов. Так, лидирующими оказались ответы: «с пониманием отношусь к их обычаям» – 61,5%, «уважительно отношусь к их религиозным убеждениям» – 46,2%, «признаю наши различия» – 46,2%.
По результатам исследования мы можем сделать вывод, что большинство воронежских студентов осознают себя россиянином и считают, что они ленивый, но при этом отзывчивый и добрый народ. Большинство респондентов положительно относятся к лицам других национальностей и с пониманием относятся к их обычаям, убеждениям и признают наши различия. Лишь небольшая часть опрошенных разделяет людей по национальному признаку и испытывает негативизм по отношению к представителям других религий. И почти половина опрошенных мигрантов же считают очень конфликтными.