Методические особенности проведения урока химии
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(23)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(23)
Методические особенности проведения урока химии
Урок – главная организационная форма процесса взаимодействия учителя и учащихся. Структура и методика урока зависит от его дидактических целей и задач. Для проведения урока обязательны три этапа – начало, основная часть и заключение.
Организационный момент урока химии
Организационный момент происходит в самом начале урока и представляет собой подготовку учеников к ознакомлению с новым материалом. Данный этап должен психологически подготовить школьников на предстоящее занятие и создать оптимальную обстановку для работы в течение всего урока.
В организационном моменте происходит приветствие, проверка учителем отсутствующих, рабочих мест, внешнего вида, рабочей позы школьников, концентрацию внимания учеников. Приветствие педагога должно произойти таким образом, чтобы оно отражало взаимное уважение и симпатию. Большое значение имеет контроль состояния помещения кабинета, так как внешний вид класса несет воспитательную задачу. В чистом, светлом, прибранном помещении воспитываются навыки дисциплины, приверженность к порядку и чистоте. Данный этап по времени должен занимать 2-3 минуты, не более.
К следующему этапу урока можно приступать тогда, когда преподаватель владеет вниманием всех учащихся.
Актуализация изученного материала на уроке химии
При организации актуализации изученного материала необходимо помнить, что в начале этого этапа урока надо так же поставить микроцель и стремиться ее выполнить. Не следует начинать ознакомление с новым материалом, не проверив степень овладения предыдущего. Для этого применяются формы опроса (фронтальный опрос, тестирование, работа у доски или с места), беседы, рассказа в комплексе с различными приемами, при которых необходимо установить единство рассматриваемых вопросов с изученным материалом. На этом фоне формулируются наиболее важные вопросы. Здесь нужно не только проконтролировать теоретические и практические знания учеников, но и выявить непонимание материала. Вопросы следует формулировать таким образом, чтобы ученик смог ответить на него в максимально полном объеме, не допускать диалог учителя с одним учеником. Вопросы и ответы, адресность должны быть продуманы учителем заранее. Весь класс необходимо задействовать в процессе опроса.
Мотивация урока химии
На этапе мотивации урока возникает заинтересованность у учеников к ознакомлению с новым материалом. Может привлекать формулировка темы, если она изложена нестандартно. Детям интересны познавательные проблемы, это используется для создания проблемной ситуации на уроке. Мотивация учеников к пониманию нового учебного материала состоит в сравнении услышанного с той проблемой, которая была озвучена в начале урока. Для того, чтобы создавать проблемные ситуации, необходимо понимать их этиологию. Проблемная ситуация представляет собой такой вопрос, о котором дети ранее не задумывались, но при всем этом раскрывает уже известный факт с неожиданно новой стороны. Например, каждому школьнику известно, что растворы кислот-неокислителей не реагируют с медью. Например, в Древнем Египте очень яркую и красивую краску ярь-медянку (ацетат меди) получали посредством реакции слабой уксусной кислоты с медью. Таким образом, учитель показывает учащимся проблему, требующую решения.
Мотивация предшествует объяснению материала, с этой целью допускается применять всевозможные методические приемы, например, мимика и голос самого учителя, наличие каких-то предметов на демонстрационном столе или закрытая часть доски, интересный исторический факт или необычная область применения вещества. Необходимо знать, что эта информация должна быть обязательно вне учебника.
Изучение нового материала на уроке химии
Изучение нового материала – главнейшая часть на уроке химии. Существуют разные способы изучения нового материала. Например, его может изложить сам учитель, работая совместно с учениками, либо в порядке самостоятельной работы учеников. Перед изучением нового материала учителю необходимо четко обозначить цели и задачи урока. Ученики должны понять новую информацию сразу на уроке, цель же домашнего задания – лучшее запоминание и совершенствование новых знаний. Понимание нового материала происходит в том случае, когда ученик в состоянии объяснить его. В связи с этим учителю необходимо разработать такую модель урока, в которой присутствуют разнообразные методы, внутри- и межпредметные связи, химический эксперимент и другое. Работа с новым учебным материалом проводится следующими способами: способом рассказа, способом объяснения и лекционным способом. Наиболее часто используемый способ – объяснение, включающее обоснование, рассуждение, доказательство какого-либо вывода с использованием логики, обобщение, вывод формулы. На данном этапе необходимо придерживаться плана учебника, устное объяснение нужно сочетать с другими методами учебной работы: демонстрация опытов, наглядных пособий, использование раздаточного материала, схем и рисунков на доске, аудио и видеоматериалы, компьютерные технологии. Вышеназванные средства наглядного обучения могут иллюстрировать сообщения учителя, делая их понятными, или быть исходным материалом для проводимого учителем объяснения. В данном случае применяют демонстрационный опыт, модель, презентацию для анализа фактов и явлений. А необходимые научные обобщения и выводы должны вытекать из демонстрации.
Объяснение нового материала не должно происходить в режиме длинного монолога, без обратной связи по определению уровня усвоения изученного. Необходимо положительно относиться к любому вопросу по данной теме, отсутствие их не означает понимание полученной информации, и может означать отсутствие мотивации на уроке.
В ходе изучения нового материала учителю совместно с учениками необходимо делать выводы по каждому микроэтапу, что, в целом, приведет к общему выводу. Объективным показателем уровня усвоения материала урока будет вывод, который сделали ученики, потому что наибольшее значение имеет факт не запоминания материала урока, а осмысление учащимися его сути.
Первичное и последующее закрепление материала на уроке химии
Данный этап часто не считается конкретно определенным в общей структуре урока, так необходимо оценивать уровень знаний учащихся на каждом из этапов, а это означает необходимость первичного закрепления знаний. Главная педагогическая цель данного этапа состоит в контроле понимания изученного материала, в формировании навыков использования приобретенных знаний, умений и навыков. Существует большое количество методов для закрепления материала:
1. краткое повторение учителем изученного материала с выделением главного;
2. беседа по ключевым аспектам темы;
3. чтение параграфа учебника.
Самым важным моментом этого этапа является то, что нельзя применять попытки механического заучивания текста учебника. На данном этапе широко используются опорные конспекты, запись ключевых слов и химических терминов. Самая важная цель здесь – научить детей использовать полученные знания на практике, поэтому целесообразно проводить практические работы, смысл которых заключается в воспроизведении изученного материала через химический эксперимент.
Организация домашнего задания на уроке химии
Учитель должен так настроить учеников к выполнению домашних заданий, чтобы они относились к нему как к продолжению изучения темы в ходе самостоятельной деятельности, поэтому:
1. домашнее задание может быть задано на любом этапе урока;
2. домашнее задание должно быть обязательно разъяснено при общем внимании всего класса;
3. домашнее задание должно быть разнообразным по форме и по содержанию.
Самыми часто встречающимися типами домашних заданий по химии являются: работа с текстом учебника, выполнение разнообразных упражнений и решение задач, домашний эксперимент, составление сообщения с использованием дополнительной литературы;
Таким образом, грамотное построение структуры преподавания на уроке химии является гарантией качественного понимания информации школьниками. А это, в свою очередь, создаст перспективы для эффективно процесса обучения, ведь химия является одним из самых сложных предметов в школьной программе.