НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ ДО 2024 ГОДА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(230)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(230)
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ ДО 2024 ГОДА
Аннотация. В статье авторы пытаются строить прогнозы показателей налогового контроля до 2024 года
Ключевые слова: проверка, налоговый контроль
Существование налогового контроля напрямую связано с развитием налоговой системы страны. Как часть системы налогового администрирования налоговый контроль должен выполнять задачи по уменьшению налоговой задолженности налогоплательщиков и обеспечению ее полной и своевременной уплаты в бюджеты и государственные целевые фонды [2, с.21].
В настоящее время тенденции налоговой службы заключаются не только в усилении контроля, сколько в налаживании взаимного доверия между налоговой системой и плательщиками, снижении издержек для бизнеса по исчислению и уплате налогов, создание гарантий безопасности от несправедливых претензий государства, а также открытость к диалогу [1, с.9].
Мы провели анализ показателей контрольной работы ФНС России по отчетам 2-НК в целом по РФ за период с 01.10. 2018 года по 01.10.2022 год в таблице 1.
Таблица 1
Данные отчета 2-НК по всей России за 01.10.2018-01.10.2022 годы
Период, год |
Вид проверки |
Доначисления, тыс. руб. |
Общее количество проверок, ед. |
Доначисления на 1 проверку, тыс. руб. |
Изменение по сравнению с предыдущим годом, % |
2022 |
КНП |
63116112,00 |
41952247 |
1,50 |
150,15 |
ВНП |
533155383,00 |
7740 |
68883,12 |
162,68 |
|
2021 |
КНП |
45519187,00 |
45430369 |
1,00 |
176,58 |
ВНП |
220308872,00 |
5203 |
42342,66 |
134,22 |
|
2020 |
КНП |
26120004,00 |
46033271 |
0,57 |
98,66 |
ВНП |
126916423,00 |
4023 |
31547,71 |
88,03 |
|
2019 |
КНП |
27205727,00 |
47303061 |
0,58 |
66,25 |
ВНП |
249602112,00 |
6965 |
35836,63 |
159,05 |
|
2018 |
КНП |
43459694,00 |
50062114 |
0,87 |
- |
ВНП |
238607103,00 |
10590 |
22531,36 |
- |
В период с 01.10.2018г. по 01.10.2022г. можно сделать вывод, что, при снижении общего количества камеральных налоговых проверок (на 16%), доначисления на 1 проверку увеличивается на 73%: доначисление на 1 проверку 1500руб. в 2022 году против 870 руб. в 2018 году. При этом показатели 2020 года по камеральным и выездным проверкам довольно скромные, что связано с ограничениями на проведение проверок из-за распространения covid-19, а также снижением деловой активности в обществе.
Из таблицы 1 мы можем сделать вывод, что общее количество камеральных проверок в период с 2020 года по 2022 год снижается, при этом сумма доначислений на 1 камеральную проверку за период увеличивается в 2,63 раза. Ситуация с выездными налоговыми проверками отличается: количество выездных налоговых проверок увеличивается с каждым годом, также растут доначисления. Сумма доначислений на 1 выездную проверку в 2022 году по сравнению с 2020 годов увеличилась в 2,18 раза.
Делая выводы, мы можем сказать, что прирост доначислений на 1 выездную налоговую проверку (2,18) за период выше прироста количества проверок (1,91), что говорит о повышении эффективности налогового контроля в целом.
Что касается камеральных налоговых проверок можно сказать, что при снижении числа проверок (0,91), прирост их эффективности (2,63) даже больше, чем у выездных проверок.
Повышение эффективности налоговых проверок связано с усилением тенденции налоговых органов к побуждению налогоплательщиков к добровольному уточнению обязательств и расширению применения предпроверочного анализа, что подтверждается увеличением выявленных нарушений даже при уменьшении их общего количества (табл.2).
В таблице 2 мы проанализировали количество проверок, по которым были выявлены нарушения за период с 01.10.2020 по 01.10.2022 год.
Таблица 2
Данные отчета 2-НК по всей России за 01.10.2018-01.10.2022 годы о количестве проверок, по которым были выявлены нарушения
Период, год |
Вид проверки |
Проверки с нарушениями, ед. |
Изменение по сравнению с предыдущим годом, % |
2022 |
КНП |
1852462 |
87,41% |
ВНП |
7423 |
148,58% |
|
2021 |
КНП |
2119276 |
124,08% |
ВНП |
4996 |
128,73% |
|
2020 |
КНП |
1708012 |
96,75% |
ВНП |
3881 |
57,62% |
|
2019 |
КНП |
1765423 |
68,80% |
ВНП |
6736 |
64,65% |
|
2018 |
КНП |
2566141 |
- |
ВНП |
10419 |
- |
За период с 2018 по 2022 г. количество камеральных проверок с выявленными нарушениями снижается на 27%, а выездных проверок на 28%. При этом мы выяснили выше, что доначисления на 1 проверку всех видов проверок за период увеличивается. Можно сказать, что при снижении количества проверок доначисления не снижаются, т.е. при сокращении затрат времени на проведение проверок из-за снижения их количества, эффективность их не снижается.
На основе данных таблицы 1 мы сделали создали полиномиальный график тренда доначислений и количества камеральных проверок до 2024 года (рис.1).
Рисунок 1. Графики-тренды доначислений и общего количества камеральных проверок до 2024г.
Из графиков видно, что тенденция до 2024 года в камеральных проверках на сокращение количества проверок, но увеличение доначислений сохраняется.
На рисунке 2 мы создали графики-тренды показателей по выездным налоговым проверкам до 2024 года.
Рисунок 2. Графики-тренды доначислений и общего количества выездных проверок до 2024г.
Из рисунка 2 мы можем отметить, что тенденция для выездных проверок отличается от камеральных: до 2024 года прогнозируем увеличение доначислений и общего количества выездных налоговых проверок.
Список литературы:
- Гладышева, М. Р. Манифест Федеральной налоговой службы: цели, основные принципы, перспективы / М. Р. Гладышева, В. С. Прищепа, З. Е. Шубникова // Налоговая политика и практика. – 2022. – № 7. – С. 9-11.
- Романова И. Б. Налоговое администрирование : учеб. пособие / И. Б. Романова. – Ульяновск : УлГУ, 2018.