Статья:

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ ДО 2024 ГОДА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(230)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Клюянова А.А., Кирюхина А.А. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ ДО 2024 ГОДА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 7(230). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/230/123851 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ ДО 2024 ГОДА

Клюянова Алина Александровна
студент, Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Красноярск
Кирюхина Арина Алексеевна
студент, Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Красноярск
Шумяцкий Роман Иванович
научный руководитель,

 

Аннотация. В статье авторы пытаются строить прогнозы показателей налогового контроля до 2024 года

 

Ключевые слова: проверка, налоговый контроль

 

Существование налогового контроля напрямую связано с развитием налоговой системы страны. Как часть системы налогового администрирования налоговый контроль должен выполнять задачи по уменьшению налоговой задолженности налогоплательщиков и обеспечению ее полной и своевременной уплаты в бюджеты и государственные целевые фонды [2, с.21].

В настоящее время тенденции налоговой службы заключаются не только в усилении контроля, сколько в налаживании взаимного доверия между налоговой системой и плательщиками, снижении издержек для бизнеса по исчислению и уплате налогов, создание гарантий безопасности от несправедливых претензий государства, а также открытость к диалогу [1, с.9].

Мы провели анализ показателей контрольной работы ФНС России по отчетам 2-НК в целом по РФ за период с 01.10. 2018 года по 01.10.2022 год в таблице 1.

Таблица 1

Данные отчета 2-НК по всей России за 01.10.2018-01.10.2022 годы

Период, год

Вид проверки

Доначисления, тыс. руб.

Общее количество проверок, ед.

Доначисления на 1 проверку, тыс. руб.

Изменение по сравнению с предыдущим годом, %

2022

КНП

63116112,00

41952247

1,50

150,15

ВНП

533155383,00

7740

68883,12

162,68

2021

КНП

45519187,00

45430369

1,00

176,58

ВНП

220308872,00

5203

42342,66

134,22

2020

КНП

26120004,00

46033271

0,57

98,66

ВНП

126916423,00

4023

31547,71

88,03

2019

КНП

27205727,00

47303061

0,58

66,25

ВНП

249602112,00

6965

35836,63

159,05

2018

КНП

43459694,00

50062114

0,87

 -

ВНП

238607103,00

10590

22531,36

 -

 

В период с 01.10.2018г. по 01.10.2022г. можно сделать вывод, что, при снижении общего количества камеральных налоговых проверок (на 16%), доначисления на 1 проверку увеличивается на 73%: доначисление на 1 проверку 1500руб. в 2022 году против 870 руб. в 2018 году. При этом показатели 2020 года по камеральным и выездным проверкам довольно скромные, что связано с ограничениями на проведение проверок из-за распространения covid-19, а также снижением деловой активности в обществе.

Из таблицы 1 мы можем сделать вывод, что общее количество камеральных проверок в период с 2020 года по 2022 год снижается, при этом сумма доначислений на 1 камеральную проверку за период увеличивается в 2,63 раза. Ситуация с выездными налоговыми проверками отличается: количество выездных налоговых проверок увеличивается с каждым годом, также растут доначисления. Сумма доначислений на 1 выездную проверку в 2022 году по сравнению с 2020 годов увеличилась в 2,18 раза.

Делая выводы, мы можем сказать, что прирост доначислений на 1 выездную налоговую проверку (2,18) за период выше прироста количества проверок (1,91), что говорит о повышении эффективности налогового контроля в целом.

Что касается камеральных налоговых проверок можно сказать, что при снижении числа проверок (0,91), прирост их эффективности (2,63) даже больше, чем у выездных проверок.

Повышение эффективности налоговых проверок связано с усилением тенденции налоговых органов к побуждению налогоплательщиков к добровольному уточнению обязательств и расширению применения предпроверочного анализа, что подтверждается увеличением выявленных нарушений даже при уменьшении их общего количества (табл.2).

В таблице 2 мы проанализировали количество проверок, по которым были выявлены нарушения за период с 01.10.2020 по 01.10.2022 год.

Таблица 2

Данные отчета 2-НК по всей России за 01.10.2018-01.10.2022 годы о количестве проверок, по которым были выявлены нарушения

Период, год

Вид проверки

Проверки с нарушениями, ед.

Изменение по сравнению с предыдущим годом, %

2022

КНП

1852462

87,41%

ВНП

7423

148,58%

2021

КНП

2119276

124,08%

ВНП

4996

128,73%

2020

КНП

1708012

96,75%

ВНП

3881

57,62%

2019

КНП

1765423

68,80%

ВНП

6736

64,65%

2018

КНП

2566141

 -

ВНП

10419

 -

 

За период с 2018 по 2022 г. количество камеральных проверок с выявленными нарушениями снижается на 27%, а выездных проверок на 28%. При этом мы выяснили выше, что доначисления на 1 проверку всех видов проверок за период увеличивается. Можно сказать, что при снижении количества проверок доначисления не снижаются, т.е. при сокращении затрат времени на проведение проверок из-за снижения их количества, эффективность их не снижается.

На основе данных таблицы 1 мы сделали создали полиномиальный график тренда доначислений и количества камеральных проверок до 2024 года (рис.1).

 

Рисунок 1. Графики-тренды доначислений и общего количества камеральных проверок до 2024г.

 

Из графиков видно, что тенденция до 2024 года в камеральных проверках на сокращение количества проверок, но увеличение доначислений сохраняется.

На рисунке 2 мы создали графики-тренды показателей по выездным налоговым проверкам до 2024 года.

 

Рисунок 2. Графики-тренды доначислений и общего количества выездных проверок до 2024г.

 

Из рисунка 2 мы можем отметить, что тенденция для выездных проверок отличается от камеральных: до 2024 года прогнозируем увеличение доначислений и общего количества выездных налоговых проверок.

 

Список литературы:

  1. Гладышева, М. Р. Манифест Федеральной налоговой службы: цели, основные принципы, перспективы / М. Р. Гладышева, В. С. Прищепа, З. Е. Шубникова // Налоговая политика и практика. – 2022. – № 7. – С. 9-11.
  2. Романова И. Б. Налоговое администрирование : учеб. пособие / И. Б. Романова. – Ульяновск : УлГУ, 2018.