АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПОНЯТИЮ «ПОМОГАЮЩИЕ ПРОФЕССИИ» В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(230)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(230)
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПОНЯТИЮ «ПОМОГАЮЩИЕ ПРОФЕССИИ» В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Исследование такого понятия как «помогающие профессии» играет большую роль в современной психологии, профорентологии, социологии и педагогике.
Помогающее поведение человека, как отмечает ряд исследователей, в обобщенном понимании является неотъемлемой частью категории просоциальной активности [2]. Характеризуя просоциальное поведение, такие исследователи, как Э. Арансон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт, Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг определяют его как любые действия, совершенные с целью принести пользу другому существу (Э. Арансон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт, Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг).
В подтверждение этой позиции Д. Бэтсон отмечает, что просоциальное поведение включает в себя любые действия, связанные с добровольным оказанием помощи или намерением оказать помощь другим людям независимо от характера ее мотивов.
Схожее понимание мы находим и у Я. Рейковского, в исследовании которого просоциальное поведение как это действия, направленные на «сохранение, защиту, облегчение функционирования или содействие развитию того или иного «социального объекта» (другого человека, группы, коллектива)» [2].
Опираясь на классификацию профессий Е.А. Климова, такие сферы профессиональной деятельности относят к группе профессий социономического типа (к системе «человек-человек»), для которых характерна постоянная работа с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности.
В большинстве своем эти профессии связаны с такими сферами, как медицинское сфера, обучение и с воспитание, бытовое обслуживание (продавец, проводник, официант и т.д.), правовая защита (юрист, участковый инспектор и т.д.). Среди этих профессий особое место занимают сферы деятельности, связанные с оказанием той или иной помощи человеку, группам людей, то есть те, которые относятся непосредственно к «помогающим» профессиям (врач, психолог, учитель и др.).
Основываясь на используемых Е.А. Климовым критериях анализа сфер профессиональной деятельности и профессий, Болучевская В.В., Милакова В.В., характеризуют помогающие профессии следующим образом: предметом деятельности в этих профессиях выступает культура, понимаемая как целостное динамическое пространство значений, носителем которого является сообщество или отдельный человек. На уровне отдельного человека – это личность. Из этого определения видно, что помогающие профессии соответствуют описанному Е.А. Климовым типу профессий «человек-человек» [1].
Средства деятельности в помогающих профессиях, как и в большинстве профессий типа «человек-человек», имеют преимущественно внутренний, функциональный характер [3]. Другими словами, средством является сам человек, его психические или личностные свойства и способности.
Другая особенность средств в этого типа профессиях состоит в том, что операциональная сторона деятельности представлена и профессионалу, и окружающим свернуто: обеспечить, организовать и таким предъявляет особые требования к индивидуально-творческому процессу реализации деятельности.
Обратимся к зарубежным исследованиям. Американская психологическая ассоциация (АПА) определяет помогающую профессию как карьеру, которая предоставляет медицинские и образовательные услуги отдельным лицам и группам. Этот тип занятий лучше всего подходит для людей, которые хотят способствовать росту или решать проблемы физического, психологического, интеллектуального, эмоционального или духовного благополучия человека.
Помогающие профессии, иногда называемые помогающими карьерами, охватывают несколько отраслей и областей обучения. Несколько примеров помогающих профессий включают социальную работу, психологию, консультирование и общественное здравоохранение.
Выражение «помогающие профессии» стало повсеместным и используется для описания ряда ролей, определенных в широком спектре профессиональных контекстов, от психотерапевтов до наставников по обучению, работников социальной поддержки до лайф-коучей и консультантов по карьере до парамедиков. Концепция «помогающих отношений» также набирает обороты, и такие термины, как «терапия», «консультирование», «коучинг», «наставничество» и «руководство» часто используются взаимозаменяемо для описания природы и особенностей таких отношений.
В каждой из трех представленных выше областей есть практики, академики и исследователи, которые яростно утверждают, что эти виды деятельности различны; они стремятся к разным результатам, основаны на различных – иногда противоречивых – теоретических взглядах и используют то, что можно было бы назвать "несовместимыми’ навыками и техниками. Однако есть также практики, академики и исследователи, которые считают, что в этих областях оказания помощи существуют общие черты, подходы, навыки и методы, и что, возможно, эти общие аспекты больше, чем различия, которые отличают каждый вид деятельности.
Нельзя дать окончательный ответ, но постараемся представить последовательное определение каждого вида деятельности – консультирования, коучинга и наставничества для того, чтобы отразить специфику понимания в контексте дефиниции «помогающие профессии».
Иган (2007) в своем основополагающем тексте «Умелый помощник» использует термин «помогающий» в общем смысле для описания тех, кто использует навыки консультирования и оказания помощи в качестве центрального элемента в своей работе и включает консультантов, психотерапевтов, а также включает других специалистов – наставников, работников службы поддержки, парамедиков, учителей и социальных работников, например, – которые не обязательно участвуют в терапевтических вмешательствах, но работают бок о бок с другими (пациентами, учениками, клиентами) в контексте поддержки и помощи.
Нельсон-Джонс проводит различие между консультантами и помощниками, называя помощников «парапрофессиональными или квази-консультантами, теми, кто использует навыки консультирования в рамках других основных ролей, теми, кто занимается добровольным консультированием и помогает, и теми, кто участвует в сетях помощи сверстников или поддержки».
Кэмерон предлагает нечто несколько иное, идя дальше, предлагая более полное представление о том, что представляет собой «профессия помощи»: Профессии помощи – социальная работа, здравоохранение и социальное обеспечение, а также общественная работа, включающие лишь несколько сфер деятельности, – составляют важную область практики в большинстве стран. Практикующие специалисты взаимодействуют с клиентами по всему спектру секторов здравоохранения, семьи, молодежи, правосудия, жилищного строительства и образования в большинстве обществ.
Карли подчеркивает напряженность, с которой сталкиваются многие профессионалы – врачи, социальные работники, работники здравоохранения, работники по уходу за детьми, например, даже небольшие работодатели, поддерживающие коллектив сотрудников, – когда роль консультанта, тренера или наставника не является центральным элементом их функций, но, тем не менее, они часто взаимодействуют с клиентами или коллегами предложить эмоциональную поддержку, а также практическую помощь. Обычно они очень мало обучены использованию навыков и подходов к оказанию помощи и просто делают все, что в их силах, в каждом отдельном случае.
Дискурсы помогающих профессий объединяет передовые исследования профессиональных дискурсов как из традиционных контекстов помощи, таких как взаимодействие врача и пациента или психотерапия, так и из более современных контекстов помощи, таких как коучинг руководителей. В отличие от дискурса на рабочем месте, профессионального и институционального - к настоящему времени устоявшихся областей лингвистических исследований - дискурсы помогающих профессий - инновационная концепция в своей ориентации на общую коммуникативную цель: решение физических, психологических, эмоциональных, профессиональных или управленческих проблем пациентов и клиентов. посредством определенного помогающего дискурса.
Исследование данного феномена призвано раскрыть различия, сходства и различия в том, как профессионалы и те, кто ищет помощи, интерактивно решают эту коммуникативную задачу. Отметим, что исследования в данном направлении только начинаются и требуют дальнейшей разработки, которая может лечь в основу профориентационной деятельности подростков.
В заключении отметим, что соотношение цели помогающей деятельности со спецификой нормативно-правовых и культурных особенностей конкретного общества, государства позволяет гармонизировать социальную ситуацию в целом.