Особенности пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(33)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(33)
Особенности пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием
Зрение является наиболее совершенным компонентом освоения пространства, дающим наиболее полное и дифференцированное восприятие окружающего мира на расстоянии. При любых нарушениях зрительных функций отмечается ограничение возможности правильного отражения пространства, хотя в большинстве случаев слабовидящие продолжают использовать свое остаточное зрения в процессе ориентирования. При наиболее серьезных функциональных нарушениях зрения становится очень затруднительной ориентировка пространстве предметов, значительно сужаются границы раздельного видения в большом пространстве [4].
Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета. В процессе ориентации осуществляется восприятие пространства, соотнесение воспринятого с имеющимися представлениями и определение взаиморасположения человека и окружающих его объектов. Б.Г. Ананьев указывал, что человек ориентируется благодаря сложившейся системе отсчета, отражающей трехмерность пространства: ориентировка относительно собственного тела, относительно любого из окружающих объектов [4].
Изучению ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения посвящены работы Плаксиной Л.И. (1998), Солнцевой Л.И. (2000), Подколзиной Е.Н. (2008) и других. Они отмечают, что для дошкольников с амблиопией и косоглазием характерны нарушения зрительного восприятия пространства, кроме того отмечаются недостатки развития движений и малая двигательная активность. В свою очередь это вызывает трудности пространственной ориентировки. Нарушение зрения отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей.
Изучение особенностей развития пространственных представлений дошкольников с амблиопией и косоглазием представляется нам важным для совершенствования методов коррекционно-развивающей работы с ними.
Целью исследования было выявить особенности пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.
Были использованы следующие методики: методика «Пространственная ориентировка» (Л.И. Плаксина) [6], методика «Схематизация» (Р. И. Бардина), методика «Положение в пространстве» (М. Безруких, Л. Морозова») [2].
Результаты исследования показали, что 35 % детей с амблиопией и косоглазием имеют низкий уровень развития пространственной ориентировки. Дети данной подгруппы недостаточно четко ориентируются на собственном теле, в пространстве с точкой отсчета «от себя» (знают отношения «право-лево», «спереди-сзади», но допускают ошибки в ориентировании), затрудняются в определении пространственных отношений между предметами (путают понятия «позади», «возле», «перед»). Не могут ориентироваться в схеме пути по заданным ориентирами, отсутствует взаимосвязь между словом, схемой, действием, пространственные представления носят фрагментарный характер.
55 % детей имеют средний уровень развития пространственной ориентировки. Дети данной подгруппы ориентируется на собственном теле, кроме понятий «право-лево», «спереди-сзади» понимают направления «между», «над», «под». Однако они испытывают затруднения в ориентировки в макропространстве комнаты с точкой отсчета «от себя»; используют приблизительные обозначения пространства и пространственных отношений, опираясь только на объекты, находящиеся рядом.
При ориентировке в микроплоскости листа и стола у детей присутствуют ошибки (путают направления «правый верхний», «левый нижний» и др.). При ориентировании по схеме пути отмечаются трудности соответствия действия со словом и схемой.
10 % детей имеют высокий уровень ориентировки в пространстве. Эти дети ориентируются в пространстве своего тела, пространстве относительно себя, других предметов, плоскости, понимают и выполняют словесные инструкции, соотносят практические действия со схемой пути, в речи используют относительно точные пространственные характеристики, понимает удаленность и перспективу.
Также по результатам исследования были определены особенности ориентировки в пространстве у дошкольников с амблиопией и косоглазием:
· трудности ориентации в пространстве на предметно-практическом уровне;
· нечеткость представлений о своем теле, связей между пространственным расположением направлений своего тела с их словесными обозначениями;
· трудности переноса действий по ориентированию в конкретные предметно-пространственные ситуации;
· недостаточная сформированность системы ориентиров и точек отсчета (чаще ориентируются на свое тело, стоящий рядом объект, реже – плоскость);
· сложности в работе со схемой, в движении по направлению, словесной инструкции;
· трудности в узнавании повернутых и перевернутых в пространстве геометрических фигур, групп фигур и букв;
· неумение получать информацию о пространстве с помощью сохранных анализаторов и использовать ее в самостоятельной практической ориентировке.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы по развитию пространственной ориентировки с дошкольниками с амблиопией и косоглазием.
В ДОУ существуют специальные занятия по формированию пространственных представлений у детей с амблиопией и косоглазием, проводимые тифлопедагогом [4]. Но полноценное формирование пространственной ориентировки должно осуществляться в комплексной работе и педагога-психолога.
На формирующем этапе было разработано 12 тематических занятий по формированию пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием. Занятия проводились во второй половине дня 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 25-30 минут каждое.
Задачи занятий:
· формирование пространственных отношений с помощью слов и словосочетаний: справа, слева, над, под, вверх, вниз;
· развитие умения оперировать пространственными представлениями в мысленном плане;
· развитие пространственной ориентировки на листе бумаги;
· развитие графических навыков, мелкой моторики, процессов внимания, самоконтроля за деятельностью.
Первые 4 занятия являлись подготовительными, в ходе которых дети настраивались на работу, актуализировались и закреплялись знания пространства. В основу игр были взяты разработки Белугиной И.А., Гаращук Т.А., Степаненковой Э.Я., Храмовой Л.В., Захаровой Г.П.
Здесь были использованы дидактические и подвижные игры, направленные на развитие пространственной ориентировки в следующих направлениях:
1. Ориентировка в собственной схеме тела: совершенствование умения определять левые и правые части собственного тела.
2. Ориентировка в окружающем пространстве: совершенствование умения определять и словесно обозначать местоположение предметов (вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа). Совершенствование умения определять направление от себя. Обучение навыкам ориентировки по схеме.
3. Восприятие пространственных отношений между предметами: совершенствование умения понимать и словесно обозначать пространственные отношения между предметами и их изображениями, выраженными простыми предлогами.
4. Ориентировка на плоскости. Развитие умения размещать предметы на плоскости по словесной инструкции. Развитие способности удерживать в памяти пространственное расположение предметов на плоскости.
На основном этапе было проведено 8 занятий, которые были объединены единым сюжетом в серию «Колобколандия» и носили более сложный характер пространственного ориентирования. Занятия проводились в игровой форме на основе игры «Прыгающий заяц» А.А. Зака [5].
Отличительными чертами данной серии занятий было то, что каждое занятие имело свою специфику в плане овладения детьми поисковыми ситуациями, ориентированными на особенности хода какого-либо транспорта по девятиклеточному игровому полю.
Дети были включены в игровую ситуацию, где им приходилось рисовать письма сказочным героям, приобретая графический навык; мысленно перемещаться на разных видах транспорта по девятиклеточному полю; рисовать маршруты, соединяя точки по образцу.
На занятиях использовались такие приемы работы как объяснение, показ, совместные действия, действия по подражанию, вопросы и наблюдения. При подведении итогов занятия психолог привлекал детей к осмыслению и обобщению опыта действий в пространстве.
Спецификой проведения занятий являлось соблюдение режима зрительных нагрузок; учет интенсивности зрительной деятельности; выполнение упражнений для снятия общего и зрительного утомления детей (проведение физкультминуток и зрительных гимнастик с учетом рекомендаций офтальмолога).
Результаты контрольного исследования показали положительную динамику в овладении детьми дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием пространственной ориентировкой.