РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У ГИМНАСТОК 9–10 ЛЕТ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(328)
Рубрика: Психология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(328)
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У ГИМНАСТОК 9–10 ЛЕТ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
DEVELOPMENT OF ACHIEVEMENT MOTIVATION IN 9–10-YEAR-OLD GYMNASTS: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS
Darya Burakova
Student, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Russia, Nizhny Novgorod
Аннотация. В данной статье представлено комплексное исследование проблемы развития мотивации достижения у юных гимнасток 9–10 лет. Рассматриваются теоретические основы мотивации в спортивной деятельности, анализируются ключевые факторы, влияющие на формирование стремления к успеху, и предлагается авторская методика развития мотивации достижения в условиях тренировочного процесса. Результаты экспериментального исследования подтверждают эффективность предложенной программы, демонстрируя значительное повышение мотивационных показателей и спортивных результатов у испытуемых.
Abstract. This article presents a comprehensive study on the development of achievement motivation in young gymnasts aged 9–10. The theoretical foundations of motivation in sports are examined, key factors influencing the formation of a drive for success are analyzed, and an original methodology for enhancing achievement motivation within the training process is proposed. The results of an experimental study confirm the effectiveness of the proposed program, demonstrating a significant improvement in motivational indicators and athletic performance among participants.
Keywords: achievement motivation, sports psychology, rhythmic gymnastics, young athletes, psychopedagogical techniques, goal setting.
Ключевые слова: мотивация достижения, спортивная психология, художественная гимнастика, юные спортсмены, психолого-педагогические технологии, целеполагание.
Введение
Актуальность исследования обусловлена возрастающими требованиями к психологической подготовке юных спортсменов в условиях высокой конкуренции в художественной гимнастике. В возрасте 9–10 лет у гимнасток происходит активное формирование мотивационной сферы, которая в дальнейшем определяет их профессиональный рост и устойчивость к стрессовым факторам соревновательной деятельности[4, c.5].
Несмотря на значительное количество работ, посвященных мотивации в спорте (Ильин, 2019; Горбунов, 2020), вопросы ее целенаправленного развития у гимнасток младшего возраста остаются недостаточно изученными. В частности, требуют уточнения методы психолого-педагогического воздействия, оптимальные для данной возрастной группы[1,2].
Цель исследования – разработать и апробировать программу развития мотивации достижения у гимнасток 9–10 лет, направленную на повышение их спортивных результатов и психологической устойчивости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к пониманию мотивации достижения в спортивной психологии.
2. Выявить ключевые факторы, влияющие на мотивацию гимнасток 9–10 лет.
3. Разработать и внедрить программу развития мотивации достижения.
4. Оценить эффективность предложенной методики на основе эмпирических данных.
Гипотеза исследования: системное применение психолого-педагогических методов (целеполагание, позитивное подкрепление, рефлексия) способствует значительному повышению уровня мотивации достижения у юных гимнасток.
1. Теоретические основы мотивации достижения в спорте
1.1. Понятие и структура мотивации достижения
Мотивация достижения (Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон) определяется как стремление личности к успеху, преодолению трудностей и достижению высоких результатов в значимой деятельности[3,4]. В спорте она включает:
- когнитивный компонент (осознание целей и стратегий их достижения),
- эмоциональный компонент (переживание успеха/неудачи),
- поведенческий компонент (настойчивость в тренировках).
1.2. Особенности мотивации у юных гимнасток
У спортсменок 9–10 лет мотивация отличается:
- высокой зависимостью от внешней оценки (тренер, родители),
- неустойчивостью из-за возрастных психологических особенностей,
- преобладанием игровых и соревновательных стимулов[5, c.9].
Таблица 1.
Факторы, влияющие на мотивацию достижения
Фактор |
Влияние на мотивацию |
---|---|
Стиль руководства тренера |
Авторитарный стиль снижает внутреннюю мотивацию |
Поддержка родителей |
Повышает уверенность и стремление к успеху |
Групповая динамика |
Конкуренция в команде может как усиливать, так и подавлять мотивацию |
2. Методы и организация исследования
2.1. Дизайн исследования
Исследование проводилось в три этапа:
1.Констатирующий этап – диагностика исходного уровня мотивации.
2. Формирующий этап – внедрение программы развития мотивации.
3. Контрольный этап – оценка динамики показателей.
2.2. Выборка
В исследовании участвовали 20 гимнасток 9–10 лет, разделенных на контрольную (n=10) и экспериментальную (n=10) группы.
2.3. Методики
1. Опросник мотивации достижения А. Мехрабиана (адаптированная версия).
2.Наблюдение за поведением на тренировках (шкала вовлеченности).
3. Анализ спортивных результатов (количество освоенных элементов за период исследования).
2.4. Программа развития мотивации
Включала:
- Тренинги целеполагания (SMART-методика),
- Систему поощрений(баллы за effort, а не только за результат),
- Визуализацию успеха (просмотр и анализ видео выступлений).
3. Результаты и их обсуждение
Таблица 2.
Динамика мотивации
Параметр |
До программы |
После программы |
---|---|---|
Уровень мотивации % |
62 |
82 |
Количество ошибок на тренировках за занятие |
4.1 |
2.3 |
3.2. Качественные изменения
- Увеличилась осознанность тренировочного процесса.
- Снизился уровень тревожности перед соревнованиями.
Заключение
1. Разработанная программа доказала свою эффективность в повышении мотивации достижения.
2. Наибольшее влияние оказали методы целеполагания и позитивного подкрепления.
3. Полученные результаты могут быть использованы в тренировочном процессе юных гимнасток.
