Статья:

Создание программы по формированию жизненных компетенций дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(141)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Данникова А.А. Создание программы по формированию жизненных компетенций дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 5(141). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/141/86641 (дата обращения: 23.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Создание программы по формированию жизненных компетенций дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Данникова Ангелина Алексеевна
магистрант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород Заведующий отделения приёма и консультации граждан, Санкт-Петербургское бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Центр реабилитации инвалидов и детей инвалидов Фрунзенского района Санкт-Петербурга", РФ, г. Санкт-Петербург
Годовникова Лариса Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Целью проведения исследования является апробация программы формирования жизненных компетенций у дошкольников с расстройствами аутистического спектра, а также оценка ее эффективности.

Исследование проводилось на базе СПб ГБУСОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Фрунзенского района Санкт-Петербурга». Всего в исследовании принимало участие 25 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с РАС, из них 13 детей контрольной группы и 12 детей экспериментальной группы.

Выборка исследования была представлена дошкольниками, имеющих шифр по МКБ-10: F84.0 (Детский аутизм) и F84.1 (Атипичный аутизм). [1].

Для оценки уровня сформированности жизненных компетенций у детей дошкольного возраста с РАС нами использовался «Лист оценки жизненных компетенций» (Н.Г. Манелис, Е.И. Аксенова, П.Л., А.А. Калабухова, С.Н. Панцырь, Л.М. Феррои).

Эмпирическое исследование проводилось в два этапа: констатирующий и контрольный. Для каждого эта па были сформулированы конкретные задачи.

На этапе констатирующего эксперимента был разработан диагностический инструментарий, позволяющий объективно оценить степень сформированности жизненных компетенций.

По итогам двух этапах была создана программа по формированию жизненных компетенций дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Цель программы – формирование жизненных компетенций дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

Условия реализации программы по формированию жизненных компетенций дошкольников с расстройствами аутистического спектра:

1. Осуществление целенаправленной коррекционной работы в процессе освоения дошкольниками содержания всех образовательных областей, а также в ходе проведения коррекционных занятий.

2. Практическая направленность всего образовательного процесса, обеспечивающая овладение дошкольниками жизненными компетенциями.

3. Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса дошкольников.

4. Организация сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра. [2].

Методы формирования жизненных компетенций:

1. Социальные истории («Как мыть руки?», «В кинотеатре», «Покупки в магазине», «Как пользоваться туалетом?»).

2. Видеомоделирование (использование видеозаписей и демонстрационного оборудования, создающий визуальную модель целевого (формируемого) поведения или навыка).

3. Визуальная поддержка (разновидность визуальных подсказок, которые отображают порядок действий при выполнении навыка),

4. Генерализация навыка (обобщение навыка, чтобы ребенок смог применить его в естественных условиях) [3].

Таблица 1.

Содержание занятий по формированию жизненных компетенций детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

 

Стоит описать метод социальной истории, благодаря которому дети с РАС после прослушивания истории и визуального подкрепления, формируют поведенческие навыки.      Так, социальное подкрепление используется как метод формирования мотивации вести себя определенным образом, т. е. социального научения.

Таким образом, с целью формирования жизненных компетенций дошкольников с расстройствами аутистического спектра была предложена коррекционная программа, в основе которой содержатся такие методы формирования жизненных компетенций, как социальные истории, видеомоделирование, визуальная поддержка, генерализация навыка. Следовательно, в результате коррекции было предложено 13 занятий, которые направлены на развитие навыков заботы о здоровье; одевания, навыков выбора одежды; соответствующей ситуации; приготовление простых блюд; выражение негативных и позитивных чувств; навыков самостоятельной игры в игрушки; навыков правильного поведения в столовой; навыков необходимые для участия в культурно-массовых мероприятиях; поднятие руки; навыков доводить начатое дело до конца; навыков поддержания внимания.

 

Список литературы:
1. Лавров, Н.В. Расстройства аутистического спектра: этиология, лечение, экспериментальные подходы к моделированию / Н.В. Лавров, П.Д. Шабанов // Обзоры по клинич. фармакол. и лек. терапии. – 2018. – №1. – C. 21-27.
2. Статистический сборник 2018 год / Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения 2018 // Министерство здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: https://clck.ru/HPt8t Дата доступа: 01.08.2019.
3. Рассказова Ж. В. К вопросу о соотношении понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 536–538.
4. Алмазова С.Л. Особенности «жизненной компетенции» детей и подростков с расстройствами аутистического спектра через анализ осознания ими себя как представителей пола // Специальное образование. 2014. № 1 (33). С. 24–33.