АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, НАЗНАЧАЕМЫЕ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(231)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(231)
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, НАЗНАЧАЕМЫЕ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Административное наказание в ходе правоприменительной деятельности сотрудников ГИБДД выступает крайней мерой, т.к. реализуется только в связи с совершением правонарушения. Сотрудники ГИБДД обеспечивают правовую охрану общественных отношений посредством общего и специального предупреждения.
Виды административных наказаний перечислены в положениях гл. 3 КоАП РФ [1], а также конкретизированы в санкциях отдельных норм, которые устанавливают ответственность за совершение отдельных правонарушений.
В сфере дорожного движения за совершение административных правонарушений могут быть назначены 6 из 10 существующих видов административных наказаний: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест и обязательные работы.
Предупреждение может быть вынесено за такие правонарушения:
- управление ТС с нечитаемым, нестандартным или установленным с нарушением регистрационным знаком;
- управление ТС водителем, не имеющим при себе документов на право управления;
- передача управления ТС лицу, не имеющему при себе документов на право управление им;
- правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.
Лицо, которое получило предупреждение считается привлеченным к административной ответственности в течение 1 года. В дальнейшем это может быть рассмотрено как обстоятельство отягчающее вину. В соответствии с ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение выносится в письменной форме.
В настоящее время многие сотрудники ГИБДД считают необходимым отменить данный вид наказания в области дорожного движения.
Такого же мнения придерживается Ю.И. Иванов, который отмечает, что это можно обосновать положениями ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в которой содержатся условия назначения административного наказания в виде предупреждения: одним из них является отсутствие угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам. Большинство административных правонарушений, установленных гл. 12 КоАП РФ, причиняют какой-либо вред или создают угрозу его причинения. Поэтому, «предупреждение» как вид административного наказания целесообразно исключить из санкций соответствующих статей гл. 12 КоАП РФ или изменить условия его назначения [2, с. 34].
Предупреждение является альтернативной санкцией. То есть за правонарушение может быть назначено либо предупреждение, либо административный штраф.
На сегодняшний день административный штраф как наказание в гл. 12 КоАП РФ упоминается чаще всего. На практике применение фиксированного штрафа, и как основное и как дополнительное наказание, имеет негативную сторону. Это обусловлено тем, что в этих случаях исключается возможность учитывать смягчающие, отягчающие обстоятельства, материальное положение лица и т.п. Можно сказать, что теряется практический смысл и принципы применения наказания (справедливость, соразмерность).
Приведем пример. Так, постановлением судьи Симферопольского районного суда Республики Крым С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В постановлении судьей районного суда указано об отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Однако по сведениям ГИБДД, которые имелись в материалах дела, С. неоднократно в течение года привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ. Данный факт в силу ч. 1 п. 2 ст. 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Следовательно, при назначении лицу, привлекаемому к административной ответственности, судьей районного суда не в полном объеме были исследованы все обстоятельства по делу и не были приняты во внимание обстоятельства, отягчающие ответственность лица, привлекаемого к административной ответственности [3].
Дополнительным наказанием, предусмотренным санкциями ч.ч. 1, 2 ст. 12.4 и ч.ч. 3, 4, 5 ст. 12.5 КоАП РФ является конфискация устройств, приборов и приспособлений. Конфискации подлежат световые приборы с огнями красного цвета, световозвращающие приспособления красного цвета, световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения; устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов, установленные без соответствующего разрешения. Конфискация устройств, приборов и приспособлений исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
За правонарушения в области дорожного движения в гл. 12 КоАП РФ указан список нарушений за которые предусмотрено наказание в виде лишения специального права (ст. 3.8): управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения; пересечение железнодорожного пути вне переезда; движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением; оставление водителем в нарушении правил дорожного движения места ДТП, участником которого он является.
В случае лишения права управления ТС этот вид наказания может применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Если оформлением административного штрафа за нарушение ПДД занимаются сотрудники ГИБДД, то такая мера воздействия, как лишение прав, находится в исключительной компетенции суда.
Так, например, судами Республики Крым в 2022 г. как основное административное наказание лишение специального права было назначено в 200 (1 %) случаях; как дополнительное - в 2483 (12,7 %) случаях [6].
Как видно, зачастую лишение специального права применяется как дополнительное административное наказание.
Приведем пример. Так, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, П. был привлечен к административной ответственности. Согласно протоколу об административном правонарушении водитель П. управлял ТС, принадлежащим ему на праве собственности, в нарушение п.п. 2.7 ПДД РФ в состоянии алкогольного опьянения. В судебном заседании П. вину в совершении административного правонарушения признал полностью. В соответствии с п. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания П. суд учел характер совершенного правонарушения, личность лица, совершившего правонарушение, который официально трудоустроен, является инвалидом 3 группы, на учете у врача нарколога и врача психиатра не состоит, степень его вины, отсутствие отягчающих обстоятельств, наличие смягчающего обстоятельства - признание вины. П. было назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 30 тыс. руб. с лишением права управления всеми видами транспортных средств сроком на 1 год и 6 месяцев [5].
Очень часто суды используют имеющуюся возможность назначения двух видов наказаний - административного штрафа и лишения права управления ТС в совокупности. При этом в судебных актах указывается наличие смягчающих обстоятельств, но это не находит отражения в итоговом решении по делу.
Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее 1 месяца и более 3 лет.
Одним из самых строгих по применению административных наказаний является административный арест. Он представляет собой содержание нарушителя в изоляции от общества и назначается за отдельные виды правонарушений. По общему правилу (ч. 3 ст. 3.9 КоАП РФ), срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Так, например, из 136 рассмотренных по существу дел Симферопольским районным судом Республики Крым в 2022 г. по ст. 12.27 КоАП РФ по 120 вынесено постановление о назначении административного наказания, при этом административному аресту подвергнуто 84 лица (83 - мужчины, 1 женщина), лишены права управления транспортным средством 36 лиц (26 мужчин и 10 женщин) [3].
Приведем пример. Так, водитель Р., управляя автомашиной стал участником ДТП, после чего водитель Р. в нарушение требований ПДД РФ, оставил место ДТП, участником которого он являлся. То есть он совершил административное правонарушение, которое предусмотрено ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.
При назначении наказания, суд учел обстоятельства по делу, данные о личности правонарушителя, характер совершенного административного правонарушения - совершение им Р. грубого нарушения ПДД РФ, вину признал. Согласно карточке водителя Р. раньше привлекался к административной ответственности. Это является обстоятельством, отягчающим ответственность. При этом суд принял во внимание, что Р. уже был привлечен мировым судьей к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного ареста сроком на 10 суток. Однако должных выводов для себя он не сделал. Таким образом, установлено, что на момент управления Р. ТС он не имел права управления им. Поэтому суд счел необходимым назначить Р. наказание в пределах санкции ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ в виде административного ареста. При этом обстоятельств, исключающих назначение наказания в виде ареста в отношении Р. в согласно ст. 3.9 КоАП РФ суду не представлено [4].
Обязательные работы применяются к лицам, которые уклоняются от исполнения административного наказания в виде административного штрафа (ст. 20.25 КоАП РФ), назначенного за совершение административных правонарушений, в том числе в сфере дорожного движения. Такое административное наказание указывается в ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством». Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более 4 часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до 8 часов в день в порядке, установленном ч. 10 ст. 32.13 КоАП РФ.
Таким образом, административное наказание за совершение правонарушения в области дорожного движения представляет собой меру ответственности, которая определяется в установленном КоАП РФ порядке уполномоченным органом либо должностным лицом. Состоит оно в применении к субъекту, которое совершило правонарушение в сфере дорожного движения, одной из мер правоограничительного характера, предусмотренной в санкции соответствующей нормы гл. 12 КоАП РФ.
В распоряжении судебных и правоохранительных органов находится очень большой арсенал правовых средств, которые способны оказывать воздействие на правонарушителей. Но при этом имеются законодательные недоработки в отношении определения порогов применяемых наказаний. Поэтому считаем, что одним из направлений совершенствования законодательства должен стать анализ характера и степени опасности совершенного правонарушения для осуществления безаварийного дорожного движения.