Статья:

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(232)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Байрамгалина К.В. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 9(232). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/232/124243 (дата обращения: 20.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Байрамгалина Ксения Вячеславовна
магистрант, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», РФ, г. Челябинск

 

MODERN PROBLEMS OF RURAL SCHOOL TEACHER ACTIVITY

 

Bayramgalina Ksenia Vyacheslavovna

Undergraduate, FGBOU VO South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. В статье акцентируется проблемы деятельности учителя сельской школы и пути их решения.

Abstract. The article focuses on the problems of the activity of a rural school teacher and ways to solve them.

 

Ключевые слова: учитель, сельская школа, деятельность учителя.

Keywords: teacher, rural school, teacher activity.

 

Современное российское образование характеризуется целым комплексом преобразований, затрагивающих систему обучения и воспитания школьников. Данные преобразования затрагивают и образовательно-воспитательный процесс в сельских школах.

Современная сельская школа представляет собой один из основных факторов обеспечения жизнеспособности, сохранения и развития посёлка, села, деревни. Следуя статье 19 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации», в городских и сельских условиях должен быть выдержан одинаковый стандарт образования. В силу объективных причин, содержание и организация образовательно-воспитательного процесса в школе имеет свою специфику, именно поэтому важно подробнее осветить вопрос специфики педагогической деятельности сельских учителей. К специфике деятельности учителя сельской школы добавляются еще некоторые особые условия, игнорирование которых может привести к серьезным просчетам в организации учебно-воспитательного процесса. Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения. Во многом они обусловлены и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех типов общеобразовательных учреждений функций выполняет и ряд специфических, вызванных необходимостью подготовки школьников к труду в аграрном комплексе.

Множество факторов, определяющих специфику труда и деятельности учителя сельской школы, можно объединить в две группы: постоянные и имеющие временный, преходящий характер. Первая группа факторов обусловлена сельскохозяйственным и природным окружением, а вторая –некоторым отставанием социально-экономического развития села по сравнению с городом. Сельскохозяйственное окружение школы создает исключительно благоприятные условия для обеспечения связи обучения и воспитания сельских школьников с жизнью, проведения наблюдений в природе, обогащения уроков и внеклассных мероприятий конкретным материалом, приобщения учащихся к посильному социально полезному труду, воспитания уважения к аграрным профессиям сельских тружеников. Особенности труда и деятельности учителя сельской школы обусловлены и некоторым своеобразием жизни и быта сельского населения. На селе, где люди хорошо знают друг друга во всех их проявлениях, деятельность учителя протекает в условиях повышенного социального контроля. Каждый его шаг на виду: действия и поступки, слова и эмоциональные реакции в силу открытости характера общественных отношений, как правило, становятся известны всем.

Имеет свои особенности и семья сельского труженика. Сохраняя общие для семей современного общества черты, она характеризуется большей консервативностью, прочностью обычаев и традиций. На детях подчас сказываются недостаточный культурный уровень отдельных семей, слабая осведомленность родителей в вопросах воспитания.

К факторам, затрудняющим организацию педагогического процесса в сельской школе, следует отнести малокомплектность большинства сельских школ. Учителя, вынужденные совмещать преподавание двух-трех предметов, зачастую не имеют для этого соответствующего образования. Малая наполняемость классов также оказывает влияние на организацию педагогического процесса. Безусловно, необходима специальная подготовка учителя к работе в сельской школе – учителя-универсала.

Специфика работы сельских школ связана не только с численностью школьников, но и обусловлена специфическими особенностями собственно педагогической деятельности учителя. Для сельских школ характерно наличие учителей, ведущих несколько учебных предметов, часто даже не имея специальной подготовки по некоторым из них.

Учителя сельских школ имеют учебную нагрузку, превышающую нормы. Основными проблемами организации обучения и воспитания в сельской школе являются следующие:

  • учащиеся сельской школы живут в особом, близком и родном жизненном пространстве;
  • особенности контингента сельских школ; загруженность учащихся бытовым трудом;
  • низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ специалистов, социально-психологической службы и большой загруженностью учителей.

Актуальной проблемой учителей сельских школ является также обеспеченность литературой методического характера, удалённость от библиотек не позволяет учителям знакомиться с инновациями в области образования школьников, сказывается и малая разработанность учебно-методической литературы для малокомплектных школ, в основном исследования касаются организации обучения и воспитания школьников в городских образовательных учреждениях.

Для решения данных проблем, учителю сельской школы следует:

  • организовывать психолого-педагогическую и социальную поддержку разных категорий детей, в том числе с особыми потребностями и проблемами в развитии при отсутствии специалистов коррекционных учреждений на селе, психологов, социальных педагогов и других специалистов;
  • восполнять ограниченность, обедненность социальных контактов школьников, для успешной социализации;
  • брать большую степень ответственности за организацию летнего отдыха детей, планирование каникулярного времени школьников;
  • помогать в освоении учащимися к некоторым информационным источникам;
  • реализовывать посещения культурных и образовательных центров региона.

 

Список литературы:
1. Высоцкая, Н.Ф. Особенности организации учебного процесса в сельской малокомплектной и малочисленной школе. Сборник методических рекомендаций «Сельская малокомплектная и малочисленная  школа: проблемы, поиски, перспективы развития». Тула. - 2010. - С. 3-28.
2. Гурьянова, М. Перспективы развития сельской школы. [Текст] / М. Гурьянова //Народное образование. - 2009. - №8. - С. 8-15.
3. Дружинин, В.И. Проблемы модернизации сельской школы: состояние, опыт, перспективы развития. / В.И. Дружинин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 24-25. сент. 2008 г., Курган. Ч. 1. - Курган: ИПК и ПРО Курганской обл. - 2008. - С. 136.
4. Рауба Т. В. «Сельская школа: состояние, проблемы, перспективы развития».- Калининград, 2016