СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(232)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(232)
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
SEMANTIC READING IN ELEMENTARY SCHOOL LESSONS
Irina Pavenko
Undergraduate, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, MAOU "OTs No. 5 of Chelyabinsk", Russia, Chelyabinsk
Аннотация. В статье акцентируется внимание на использовании смыслового чтения на уроках в начальной школе.
Abstract. The article focuses on the use of semantic reading in primary school lessons.
Ключевые слова: учитель, чтение, смысловое чтение, начальная школа, обучающиеся.
Keywords: teacher, reading, semantic reading, elementary school, students.
Для становления грамотной, разносторонней личности, воспитания нового поколения и поднятия культурного потенциала страны как никогда важно читающее общество. Если сейчас чтению не уделять особого внимания, то в будущем мы можем столкнуться с поколением некомпетентных и малообразованных читателей. Ведь чтение – культурный феномен каждого общества, средство духовно-нравственного воспитания, развития и образования.
К сожалению наблюдается тенденция снижения интереса младших школьников к чтению. Связано это с отсутствием у них внутренней мотивации и личной потребности в чтении. Традиционные тексты для чтения вытесняются текстами медийными, книга печатная уступает место гаджету. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи ряда школьных предметов.
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. В проекте стандарта сказано о выпускнике, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, – это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.
Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
Основные методики работы над формированием осознанного чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями. Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д. Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считал наглядность основным принципом обучения отечественному языку. Созданная Ушинским система получила название «Объяснительное чтение».
Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
- умение осмысливать цели чтения;
- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
- умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
- умение определять основную и второстепенную информацию;
- умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.
Процесс формирования навыков смыслового чтения – очень длительный и трудный путь.
Примерные этапы работы:
1 класс. Обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс. Обучение детей работать с текстом: правильное, сознательное, выразительное чтение; владение пересказом разного вида (полный, краткий, выборочный); деление на абзацы и составление плана прочитанного текста; составление характеристики героев и их поступков. Создание письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение).
3-4 класс. Обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: самостоятельное выделение основной мысли; нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или косвенной форме; выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями; прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельное формулирование вопросов по тексту; сравнивание текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.
Эффективными приемами смыслового чтения являются следующие: «Верите ли Вы?», «Задай вопрос», «Читаем и спрашиваем», «Чтение с пометками», Задания «на дополнение информации», «Приём тонких и толстых вопросов», «Чтение с остановками», «Кластер», «Лови ошибку», Читаем и спрашиваем.
Таким образом, научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.