РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(232)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(232)
РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассмотрено понятие корпоративной культуры, ее роли в управлении персоналом организации. В результате исследования, основанного на открытых источниках, была обоснована необходимость повышения роли корпоративной культуры, выявлены основные факторы, определяющие рост значимости и эффективности корпоративной культуры как инструмента управления персоналом организации
Abstract. The article discusses the concept of corporate culture, its role in the management of the organization's personnel. As a result of the research based on open sources, the necessity of increasing the role of corporate culture in management systems was identified, the main factors determining the growth of the importance and effectiveness of corporate culture as an instrument of personnel management of the organization were substantiated.
Ключевые слова: корпоративная культура, сотрудники, организация, конкурентное преимущество, удержание сотрудников.
Keywords: corporate culture, employees, organization, competitive advantage, employee retention.
Считается, что впервые термин «корпоративная культура» ввел в научный оборот генерал-фельдмаршал Xельмут фон Мольтке (1800-1891), немецкий военный теоретик [3, с. 14]. Этим понятием генерал определял взаимоотношения в офицерской среде, основанные на нравственных нормах, традициях, писаных и неписаных правилах поведения [6, с.11].
Корпоративная состоит из общих убеждений и ценностей, установленных руководством, а затем передается и укрепляется различными методами, что в конечном итоге формирует восприятие, поведение и понимание сотрудников. Корпоративная культура задает контекст для всего, что делает предприятие. Поскольку отрасли и ситуации существенно различаются, не существует универсального шаблона корпоративной культуры, который отвечал бы потребностям всех организаций.
Согласно определению ведущего в мире источника финансового контента в Интернете «Investopedia» - «корпоративная культура относится к убеждениям и поведению, которые определяют, как сотрудники и руководство компании взаимодействуют и ведут внешние деловые операции. Часто корпоративная культура подразумевается, а не определяется явно, и органически развивается со временем из совокупности черт людей, которых нанимает компания. Культура компании отражается в дресс-коде, режиме работы, устройстве офиса, льготах для сотрудников, текучести кадров, решениях о найме, отношении к клиентам, удовлетворенности клиентов и всех других аспектах деятельности».[1]
Корпоративная культура является неотъемлемой и необходимой частью любой организации поскольку она может влиять на найм и удержание сотрудников, производительность и продуктивность, результаты бизнеса и долголетие компании. Создание благоприятной корпоративной культуры, которая будет соответствовать сотрудникам, повлечет за собой качественные изменения, при которых сотрудники будут работать более комфортно и эффективно, будут чувствовать поддержку и свой вклад общее дело. Компании, для которых корпоративная культура является приоритетом, могут пережить трудные времена и изменения в бизнес-среде и выйти из них с минимальными потерями, а иногда и став более сильными.
Корпоративная культура - это ключевое преимущество, когда речь идет о привлечении талантов и об опережении конкурентов. Сервис анонимных отзывов о работе в компаниях «Glassdoor» провел исследование касательно корпоративной культуры компаний и отношению к ним соискателей. В исследовании были проанализированы отзывы соискателей из США, Великобритании, Франции и Германии (таблица 1). Согласно исследованию «Glassdoor’s Mission & Culture Survey 2019», 77% работников рассматривают культуру компании перед тем, как устроиться на работу, и почти половина сотрудников готовы оставить свою нынешнюю работу ради возможности получить более низкую заработную плату в организации с лучшей культурой.[5]
Корпоративная культура организации также является одним из главных показателей удовлетворенности сотрудников и одной из основных причин того, что почти две трети (65%) работников остаются на своей работе.
Таблица 1.
Важность корпоративной культуры при поиске работы
Критерий |
Все страны |
США |
Великобритания |
Франция |
Германия |
Я бы рассмотрел культуру компании, прежде чем подавать туда заявление |
77% |
77% |
75% |
79% |
77% |
Я бы не стал обращаться в компанию, если бы ее ценности не совпадали с моими личными ценностями |
73% |
70% |
69% |
76% |
76% |
Если корпоративная культура моей нынешней компании ухудшится, Я бы поискал работу в другом месте (соискатели) |
71% |
74% |
70% |
75% |
67% |
Корпоративная культура моей компании - одна из главных причин из-за которой я остаюсь на своей работе (соискатели) |
65% |
66% |
63% |
69% |
61% |
Корпоративная культура важнее заработной платы, когда речь заходит о том, чтобы быть удовлетворенным на работе |
56% |
58% |
57% |
56% |
54% |
Согласно исследованию компании Built-In, почти половина потенциальных сотрудников оценивают потенциальных работодателей по культуре компании. 46% соискателей отметили, что культура является одним из решающих факторов при приеме на работу, а 88% считают ее относительно важной.[3] Более того, 15% сотрудников отклонили предложение о работе из-за неподходящей корпоративной культуры компании.
Положительная корпоративная культура компании считается самым важным конкурентным преимуществом, которым может обладать компания. Согласно исследованию Deloitte, 82% людей считают, что корпоративная культура является потенциальным конкурентным преимуществом, а 94% предпринимателей и 88% соискателей говорят, что корпоративная культура жизненно важна для успеха.[2]
Однако, согласно тому же исследованию, только 12% руководителей считают, что их компании внедряют «правильную корпоративную культуру», и только 19% считают, что в их компании есть «правильная корпоративная культура».[4]
Среди основных крайне необходимых компаниям преимуществ корпоративной культуры для управления персоналом можно выделить:
- Корпоративная культура как конкурентное преимущество;
- Сильная корпоративная культура позволяет организациям привлекать кандидатов на работу более высокого уровня;
- Сотрудники, которые чувствуют себя частью процветающего сообщества на работе, с большей вероятностью останутся на своем месте;
- Сильная корпоративная культура с большей вероятностью будет соответствовать ожиданиям сотрудников при выборе места работы;
- Корпоративная культура может побудить сотрудников стать активными сторонниками компании;
- Корпоративная культура превращает группу сотрудников-индивидуумов в команду;
- Корпоративная культура компании влияет на физическое и психическое здоровье сотрудников от чего повышается их лояльность и продуктивность;
- Корпоративная культура может способствовать развитию здорового чувства конкуренции на работе создавая равные условия для всех сотрудников.
Таким образом, корпоративная культура может стать мощным внутренним ресурсом конкурентной борьбы современных организаций, однако только в том случае, если ей управляют. Сформировав корпоративную культуру однажды, необходимо ее развивать в соответствии с изменениями, происходящими внутри организации и внешней среде. Стоит учитывать, что на корпоративную культуру влияют национальные культуры и традиции, экономические тенденции, международная торговля, размер компании и ее продукция, а также тот факт, что корпоративная культура представляет собой основные ценности идеологии и практики компании.