ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(233)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(233)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье рассматривается профессиональное самоопределение школьников в технологическом образовании, анализируются условия профессионального самоопределения школьников на уроках технологии.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация.
В концепции модернизации Российского образования указывается на воспитание личности творческой, способной к самореализации. В последнее время многое изменилось. По мере обновления общества и изменения социального порядка меняется и школа. На современном этапе определены основные требования к общеобразовательным учреждениям. Это развитие индивидуальных способностей обучающихся, расширение дифференцированного образования в соответствии с их потребностями и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение того, чтобы уровень среднего образования отвечал требованиям научно-технического прогресса [1].
Всем известно, что целенаправленная деятельность по подготовке обучающихся к выбору сферы профессиональной деятельности стала одним из главных элементом национальной образовательной системы государства. И поэтому, встроенность в систему профильного обучения школьников таких компонентов, как профессиональная ориентация, допрофессиональная и профессиональная подготовка, трудовое обучение и технологическая подготовка обеспечивает профессиональное самоопределение.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Условия реальной жизни требуют гибкого подхода к выполнению все новых и новых задач, значительные коррективы в их решение вносит формирующийся рынок труда, когда выпускник школы должен быть готов найти место для своей работы в различных сферах деятельности [2].
Выбор профессии – это не одномоментный акт. Он состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
Управление профессиональным самоопределением человека в технологическом образовании- это творческий процесс, то есть решение нестандартных задач, который может быть оптимизирован только с учетом следующих условий:
- связь с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.;
- связь с трудовой подготовкой школьников – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач профессионального самоопределения личности;
- оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;
- соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации». [3]
Мир профессий очень подвижен: одни профессии уходят в прошлое, другие- появляются. Поэтому обучающимся необходима всесторонняя информация о профессиях, квалифицированная консультация на этапе выбора жизненного пути, поддержка и помощь в начале профессионального развития.
Урок технологии находится в непосредственной близости к миру современных профессий с одной стороны, с другой же, содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Именно на уроках технологии они пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача так организовать работу чтобы желание трудиться переросло в привычку, а в дальнейшем возник устойчивый интерес к выбору своего профессионального пути.