Статья:

Внеурочная деятельность учащихся как средство формирования опыта художественно-прикладного творчества у детей младшего школьного возраста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Сорокина В.Ю. Внеурочная деятельность учащихся как средство формирования опыта художественно-прикладного творчества у детей младшего школьного возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 13(149). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/149/89738 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Внеурочная деятельность учащихся как средство формирования опыта художественно-прикладного творчества у детей младшего школьного возраста

Сорокина Вероника Юрьевна
студент, Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж г. Тамбова», РФ, г. Тамбов
Золотова Ольга Александровна
научный руководитель,

 

Жизнь во время научно-технического прогресса, развития информационных технологий становится все увлекательнее и сложнее. И она требует от человека необычных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстроты решений и адаптированной к новым условиям, большой творческий подход к решению трудных и не очень трудных проблем. Если учесть факт, что доля умственного труда во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой главной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из первейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – это результат творческой деятельности людей. И то, как продвинется человеческое общество в будущем, будет определяться большим творческим потенциалом нашего растущего поколения.

Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

В. А. Сухомлинский считал, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитию креативной, творческой личности способствуют занятия декоративно-прикладным творчеством. Кроме того, изобразительное искусство и прикладное творчество в педагогике признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, элементарных навыков рисования и рукоделия, гуманного отношения к окружающему миру.

Развитие творческих способностей младшего школьника – сложный и многосторонний процесс. В творческой деятельности задействованы ум, характер и чувства. Для развития творческой личности все эти ее качества требуют интерференцию. Организация определенных условий способствует развитию в творческом плане каждого ребенка. В современном быстро прогрессирующем обществе, требующем воспитания творчески активного поколения, целью образования становится не просто передача знаний и опыта, а развитие личности ученика, что невозможно без развития творческих способностей. Чаще всего требования семьи, общества, государства в сфере образования реализуются во внеурочной деятельности, согласно федеральным государственным стандартам.

При создании психолого- педагогических условий, при активном включении личности ребёнка в деятельность, при построении занятий по принципу усложняющихся заданий значительно и прогрессивно возрастает, если с детьми вести соответствующие занятия по развитию творческих способностей.

Для изучения и развития творческих способностей детей можно использовать набор простых творческих заданий, использование которых не требует особой подготовки со стороны учителя и родителей. Задания можно выполнять в любом порядке, также самостоятельно вносить изменения и дополнения. Здесь главное - привлечь детей процессом творческой игрой. Чем больше ребенок будет заниматься различными видами деятельности, тем успешнее он будет.

Одной из основ развития творческих способностей детей является художественно-прикладное творчество. Художественно-прикладное творчество, как никакой другой вид детской образовательной и творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных ремесел, так же позволяет сформировать эстетический вкус, вооружать учащихся художественными знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Художественно-прикладная деятельность, пожалуй, самый интересный вид деятельности для детей. Приобретая практические умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества, они получают возможность открыть для себя свой внутренний мир, проявить и реализовать свои творческие способности, развить мелкую моторику рук, воображение, фантазию, внимание, а также сформировать навыки работы с различными материалами и инструментами. Это удовлетворяет потребность обучающихся в созидании, реализации желания создавать нечто новое своими силами. Погрузившись в сказочный мир или в культурную и историческую атмосферу какой-либо страны, дети при помощи педагога своими руками создают поделки в различных техниках декоративно-прикладного творчества: айрис фолдинг, гофротрубочки, бумагопластика, скрапбукинг, аппликация из ткани, природных материалов, моделирование, квиллинг, изонить, макетирование, лоскутная пластика, кружевоплетение, декупаж, фильцевание, пэчворк, артишок, канзаши.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно внеурочная художественно-творческая деятельность подразумевает гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества. Кроме того, дает возможность развивать творческий потенциал детей средствами художественного труда; формировать художественную грамотность (знание основ композиции, цветоведения, свойств изобразительных материалов и пр.). Важно также, что опора на национально-культурные особенности при составлении внеурочных программ по предметам искусства позволяет воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов и т.д. В соответствии с данными аргументами мы пришли к выводу, что именно внеурочная деятельность позволит педагогам решать дидактические и методические проблемы в преподавании предметов художественно-эстетического цикла, будет способствовать формированию потребности в самостоятельной художественной деятельности, раскрывать для учеников большие возможности в творчестве, создавая условия для гармоничного и всестороннего развития.

 

Список литературы:
1. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013. - № 1. - с.219-226.
2. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.Ю. Козырева. - Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 2012. - 344с.
3. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Еромолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 170с.