Статья:

ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(252)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Прилукова Ю.А., Колпаков А.А. ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 29(252). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/252/130639 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Прилукова Юлия Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 132 «Залесье», старший воспитатель, Сибирский Федеральный Университет, РФ, г. Красноярск
Колпаков Алексей Анатольевич
Сибирский Федеральный Университет, РФ, г. Красноярск
Савельева Татьяна Геннадьевна
научный руководитель, Сибирский Федеральный Университет РФ, г. Красноярск

 

PERSONAL READINESS FOR SCHOOL EDUCATION AS A FACTOR OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF PRESCHOOLERS

 

Yulia Prilukova

Municipal budgetary preschool educational institution "Kindergarten No. 132 "Zalesye", senior educator Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk

Alexey Kolpakov

Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk

Tatyana Savelieva

Scientific adviser, Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. В настоящей статье рассматривается проблема социально-психологической готовности детей к школе. Анализируются особенности личностной готовности, критерии и уровни социально-психологической адаптации дошкольников. Даны рекомендации для успешной готовности к школьному обучению.

Abstract. This article deals with the problem of socio-psychological readiness of children for school. The features of personal readiness, criteria and levels of socio-psychological adaptation of children to school are analyzed. Recommendations for successful school readiness are given.

 

Ключевые слова: личностная готовность, социализация, социально-психологическая адаптация.

Keywords: personal readiness, socialization, socio-psychological adaptation.

 

Проблема готовности ребенка к школе является одной из основных в педагогической науке. Личностная готовность ребенка к школьному обучению тесно переплетается с проблемой успешной социализации дошкольника.

Анализ научной литературы, посвященной социализации, показал, что на сегодняшний день не существует единого определения данного понятия, его сущности ни в социологической, ни в психологической и в педагогической парадигмах. Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом определенной системы знаний и норм, позволяющих осуществить свою жизнедеятельность адекватным для общества способом (Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Голованова); процесс развития личности в системе общественных отношений (Г.С. Вершловский, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов); процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивида за счет его деятельности и активного включения в социальную среду (Г.М. Андреева, И.С. Кон, Т. Парсонс); процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой (А.В. Мудрик), в ходе которого он приобщается к культуре и становится полноценным членом общества (И.С. Кон).

На первых этапах формирования личности (в детском возрасте) социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем - через практическую деятельность. В этот период важными институтами социализации выступают семья и дошкольные образовательные учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип взаимоотношения родителей и детей (авторитарный, демократический или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ос­лабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой. Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста - результат неправильного поведения окружающих его взрослых, что ведет к дезадаптации дошкольника и влияет на успешность обучения в школе.

Задача социализации личности дошкольников как важного фактора успешной личностной готовности к школе является приоритетной задачей нашего дошкольного учреждения. Ее комплексное решение осуществляется по двум основным направлениям:

Первое направление нацелено на систематическую работу с родителями: педагоги знакомят родителей с типами отношений к ребенку в семье, которые могут быть причиной его социальной неуверенности и дезадаптации в школе. Интересными и познавательными формами работы с родителями служат: тренинги, семинары, лекции, родительские собрания. летопись семьи, ведение фотоальбомов, дневников наблюдений за успехами детей и т.д. Более подробно содержание работы с родителями представлено в таблице.

Таблица

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Примеры

Консультации

  • Роль семьи в становлении личности ребенка;
  • Влияние детско-родительских отношений на формирование эмпатии детей;
  • Типы семейных взаимоотношений.

Тренинги

Социально-психологический принцип эффективного взаимодействия

Семинары

  • Методика диагностики уровня невротизации по Л. Вессерману;
  • Опросник родительского отношения А.Я. Варги

Анкетирование

«Я и мой ребенок», «Психологические особенности младших школьников» и т.д.

 

Второе направление (практическое) – внедрение системы игр и упражнений, направленных на овладение коммуникативными умениями и навыками, преодоление трудностей во взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми, эмоциональное сближение и сплочение коллектива.

Резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что, приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к кардинальной перемене всего образа жизни, а конкретнее, к приобретению личностных свойств, которые позволят успешно социализироваться в новой образовательной среде.

 

Список литературы:
1. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие — М.:Вентана-Граф,2015.—184с. (Тропинки).
2. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности / Е.А. Груденко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. № 3. – Новосибирск: СибАК, 2010. – С. 127-133.
3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос, 2001. - 256 с.
4. Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/391290/ (свободный).
5. Сергеева Л.В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий / Л.В. Сергеева // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – №1. – С. 28-30.
6. Смирнова Е.О. К вопросу о формировании психической готовности к школьному обучению//Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения.-М.,1976.