Статья:

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(234)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Карсакова О.Ю. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 11(234). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/234/124579 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

Карсакова Ольга Юрьевна
студент, ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Газизова Фарида Самигулловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Исследование по формированию взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учрежденя «Заинская средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением отдельных предметов» Заинского муниципального района РТ.

Цель данного исследования: выявить и реализовать в практике работы с детьми  младшего школьного возраста оптимальный план мероприятий для формирования взаимоотношений со сверстниками в процессе трудовой деятельности.

Для достижения поставленной  цели   необходимо решить ряд задач:

Задачей первого этапа эксперимента является выявление начального уровня сформированности взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками.

На втором этапе стояла задача реализации плана мероприятий направленных на формирование взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности.

Задачей третьего этапа было выявление полученных результатов по формированию взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности.

В данном исследовании приняли участие 50 учеников начальных классов. Данные дети были разделены на две группы экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа состояла из  25 детей, из них 12 (46%) мальчиков и 13 (54%) девочек, средний  возраст школьников данной группы 7 лет 7 месяцев.

Контрольная группа   насчитывала 25 детей, из них 13 (54%) мальчиков и 12 (46%) девочек, средний  возраст школьников данной группы на момент эксперимента 7 лет 6 месяцев. Таким образом, обе группы схожи по половому и возрастному критериям, что значительно повышает достоверность проводимого исследования.

В ходе работы были применены  следующие методики:

1. «Картинки», авторы Е.О.Смирнова и Е.А.Калягина. Цель выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками [1].

2. Методика для выявления уровня развития коммуникативной компетентности по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) «Рукавички», автор Г.А.Цукерман [2].

Высокий результат по методике «Картинки» показали 12 (48%) школьников из экспериментальной группы   и 12 (48%) школьника из контрольной группы. Данные дети в ходе диагностики могли конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях.

Средний урвень по данной методике показали 10 детей (40%) из экспериментальной группы и 9 (36%) детей из контрольной группы. Ответы данных дошкольников говорили о явно недостаточной коммуникативной компетентности, или носили агрессивный характер

В ходе проведения первой методики «Картинки» низкий уровень показали 3 (12%) школьников из экспериментальной группы  и 4 (16%) ребенка из контрольной группы. Данные дети в процессе проведения данной диагностики испытывали полную беспомощность.

Далее представим результаты диагностики младших школьников в начальных классах  на начальном этапе исследования.

10 школьников  (40%) из экспериментальной группы  и 9 (36%) детей из контрольной группы на начальном этапе исследования показали высокий результат  по данной методике  их рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждали возможный вариант узора; приходили  к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивали способы действия и координировали их, строя совместное действие; следили за реализацией принятого замысла. 

9 школьников из экспериментальной группы (36%) и 10 (40%) детей из контрольной группы на начальном этапе исследования показали средний результат. В их рукавичках сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия.

По  6 (24%) школьников из экспериментальной группы и контрольной группы. на начальном этапе показали низкий результат. При анализе их рукавичек было выявлено, что в узорах явно преобладали различия или вообще нет сходства; дети не пытались договориться или не смогли прийти к согласию, настаивали на своем.

Рассматривая полученные данные на констатирующем этапе была выявлена необходимость в разработке и использовании специальных мероприятий, направленных на формирование формированию взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками.

Далее был проведен ряд специально разработанных мероприятий, направленных на формирование взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности.

Деятельность по формированию формирование взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности предполагает организацию учебного процесса, в котором главным становится деятельностное общение обучающихся с учителем и друг с другом, происходит учебное сотрудничество всех участников урока.

Коллективное учебное сотрудничество способствует формированию не только коммуникативных умений и познавательных мотивов, но и ряда важных качеств личности – самостоятельности, инициативности, деловитости, ответственности, готовности к дальнейшему образованию.

Для разработки комплекса мероприятий, занятий и упражнений опирались на ФГОС 2 поколения, содержания начального образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования УУД.

Рассмотрим формы и методы по формированию коммуникативных умений Муниципального бюджетного общеобразовательного учрежденя «Заинская средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением отдельных предметов» Заинского муниципального района РТ, которые были применены при формировании заимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности.

В работе по формированию взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности использовались следующие  формы работы, используемые во внеурочной деятельности:

Игровые занятия, направленные на знакомство с миром профессий, экскурсии.

Просмотр и обсуждение тематических произведений (литература, изобразительное искусство, мультипликация и др.)

Занятия по формированию трудовых навыков.

Проведение мероприятий по приобретению навыков самообслуживания, овладению технологическими приемами ручной обработки материалов.

Просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение, изучение произведений литературы и искусства, книг о профессиях, работа с электронными образовательными ресурсами.

Занятия в кружках и секциях, участие в профориентационных мероприятиях.

Организация общественно значимых мероприятий и участие в различных акциях (сбор макулатуры, оказание помощи инвалидам и ветеранам, субботник, волонтерство и др.).

Участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков.

В ходе проведения данных мероприятий по формированию взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности в экспериментальной группе на формирующем этапе исследования, дети стали больше общаться друг с другом, самостоятельно могут разрешать возникшие конфликты, детям меньше стало требоваться внимание от учителей, самостоятельно договариваются друг с другом о планах на предстоящую деятельность.

Школьники в экспериментальной группе более сплотились, те кто раньше пребывал большее время в одиночестве стали общаться совместно с  другими детьми, больше времени проводить в коллективе.

 

Список литературы:
1. Блинкова В.Д. Развитие навыков взаимодействия младших школьников со сверстниками: проблемы и их решение / Образование XXI века: факторы и предикторы успешности освоения образовательной программы школьниками. материалы Международной научной конференции. Липецк, 2022. С. 120-123.
2. Пермякова К.А. Исследование влияния групповой работы на развитие коллектива младших школьников / Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения. Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. С. 153-156.