Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шарифуллина Э.И. ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 21(288). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/288/150396 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ

Шарифуллина Эндже Ильдусовна
студент, Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань
Газизова Фарида Самигуловна
научный руководитель, Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань

 

В дошкольный период игра приобретает наиболее развитую форму. Роль самооценки в формировании личности, приобретении ею социального опыта и нахождении своего места в системе общественных отношений анализировалась в целом ряде исследований. Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребёнка. Речевые навыки качественно и быстро развиваются в процессе общения, в связи с потребностью в коммуникации. В дошкольном возрасте у детей наблюдаются две сферы общения с ровесниками и взрослыми. При сравнении ребенок, как правило, ориентируется на социальные нормы, приемлемые в его окружении. Часто можно слышать, как родители или другие взрослые говорят: «Какой хороший мальчик, он моет руки». Сравнивая себя с этим ребенком, малыш делает вывод о том, к какой категории себя отнести. Во время непосредственной образовательной деятельности с детьми проводились упражнения на сближение детского коллектива, такие как «Дотронься до…», «Комплименты», «Волшебные конфеты», «Носок – пятка», «Комплименты», которые помогли настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создало хороший эмоциональный настрой во время занятия. Дети стали делиться игрушками, меньше сориться, организовывать совместные игры, привлекая детей с меньшей популярностью. В ходе работы использовали различные упражнения на отображение положительных черт характера: «Смелый заяц», «Внимательный мальчик», «Так будет справедливо», «Вежливый ребенок». Этюды на отображение отрицательных черт характера: «Робкий ребенок», «Жадный пес», «Эгоист», «Упрямый мальчик».

Во время занятий организовывались подвижные игры, такие как «Воробушки и бобик», «Воробушки и автомобиль», «Ловишки», «У медведя во бору…», «Гуси – гуси» и т. д., где главные роли отдавались детям менее популярным, для повышения самооценки среди сверстников.

Была предложена консультация для воспитателей: «Роль игры в развитии личностных качеств у детей». Цель консультации: дать представление о том, какие виды игр применяются для развития успешных взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками и их содержание.

С детьми мы разучивали стихотворения о дружбе; пословицы. Затем дети рассказывали эти стихи во время проведения занятий. Образовательная деятельность становилась интереснее, увлекательнее для детей, они ответственно подходили к разучиванию стихов.  Например, дети разучивали такие стихи: «Мой друг», «Подружки» и т.д. Этюды на выражение внимания, интереса, сосредоточия: «Любопытный», «Злюка». В работе использовали настольные игры: «Оцени поступок», «Сова», «Белые медведи». Достаточно широко использовались игры на релаксацию «Сон на берегу моря», «Посещение больного», «Любящий сын», «Сон на берегу моря», «На берегу моря», «Кривляка». Для формирования действия самооценки у старших дошкольников, педагоги могут использовать следующие педагогические приемы. В словесных приемах используется фронтальная и индивидуальная самооценка; комментирование детьми выполняемого задания (в том числе коллективное комментирование «цепочной»). Например, прием «Незаконченное предложение». Вариант организации работы по самооценке в оценивании своих достижений. Данные вопросы можно задавать детям на любом этапе занятия, причем как отдельным детям, так и группе детей. К письменным приемам можно отнести наглядные приемы такие как: знаковые, письменные (шкалы), графические. Прием «Волшебный мешочек»: при оценивании выполнения задания дети кладут предложенные предметы в мешочки «Справился», «Справился с помощью» и «Буду стараться дальше». После выполнения какого-либо вида работы детям предлагается отметить по приему «Дорожка успеха».

Проведение небольших игр, которые будут способствовать формированию у ребенка способов оценивания. В конце каждой игры обязательно следует проводить «опрос мнений» что получилось, что нет, какие причины неудачи или успеха. На вопрос «Какая ты: хорошая или плохая?» дети обычно отвечают так: «Я не знаю...», «Я всегда помогаю дежурным», «Я тоже никогда не обижаю детей», «Я делюсь конфетами с ребятами», «Я тоже слушаюсь», и т.п.

Таким образом, для формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста использовались все многообразие игровой деятельности: игры-этюды, дидактические игры, словесные, игры на релаксацию, всевозможные педагогические приемы. Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом. Ярко этот процесс выражается в игре, где дети проигрывая различные жизненные ситуации, учатся гордится собой, преодолевая трудности, воспитывая в себе целеустремленность чувство уважения к себе и другим как к личности.

 

Список литературы:
1. Аверин, В.А. «Психология детей и подростков». / М.: Наука
2. Бордовская, Н.В. «Психология и педагогика: Учебник для вузов»
3. Зеньковский, В.Д. «Психология детства». / В.Д. Зеньковский — М.: Издательский центр «Академия»
4. Менджерицкая, Д. В. «Воспитателю о детской игре»
5. Тверитина, Е. Н. «Руководство игр детей в ДОУ»