ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению трансформации отечественного нормативно-правового регулирования корпоративного права, существенное влияние на которую оказала пандемия коронавирусной инфекции, а также действия недружественных стран.
Ключевые слова: корпоративное законодательство, корпоративная сфера, санкции, внешние вызовы, трансформация законодательства, диспозитивные начала, цифровизация.
Корпоративное право обладает огромным значением для развития экономики государства: оно направлено на регламентацию предпринимательской деятельности и решение различных хозяйственных задач. В связи с этим, государство постоянно уделяет внимание развитию и совершенствованию корпоративного права. Особенно ярко это проявилось в период пандемии коронавирусной инфекции, а также санкционной политики недружественных государств.
В первую очередь следует обратить внимание на Распоряжение Правительства РФ от 02 июля 2020 № 1723-р, которым была утверждена «дорожная карта» трансформации нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности [5]. Посредством ее реализации был усовершенствован порядок приобретения акционерным обществом собственных акций или порядок приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ, был создан правовой механизм, предотвращающий вхождение в состав органов управления публичных акционерных обществ недобросовестных лиц и была закреплена возможность передачи регистратору обязанности по ведению и хранению списка участников общества с ограниченной ответственностью и т.д. В 2021 году коснулись правил выплат больничных и декретных пособий, условий удалённой работы, порядка проведения плановых проверок. Кроме того, с начала указанного года при контроле бизнеса перестали применятся официально не отмененные нормативные акты времен РСФСР и СССР. Среди реформ, осуществленных в 2022 году, наиболее существенными на наш взгляд, являются: упрощение требований к уставу акционерного общества и снижение минимальной численности совета директоров непубличных акционерных обществ; предоставленная акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью возможность по проведению любых общих собраний заочно; возможность регистрации общества с ограниченной ответственностью всего за один день, а также усиление защиты компаний от злоупотреблений акционеров [3]. В 2023 году были установлены правила принудительного перевода учета прав на ценные бумаги; изменена норма о повышенном пороге владения голосующими акциями для получения ряда сведений и документов, а также была предоставлена возможность избрания совета директоров акционерного общества на больший срок [4]. Отметим, что приведенные нами изменения корпоративного законодательства не являются исчерпывающими, некоторые из них были запланированными, а другие явились ответом на внешние вызовы.
Нельзя не признать, что большинство из предпринятых мер по трансформации законодательства расширили диспозитивные начала в регулировании корпоративных отношений. Безусловно, в сложившихся реалиях, указанное является необходимой мерой для поддержания отечественного бизнеса. Однако, на наш взгляд, это не должно становиться основной целью законодателя и подлежит реализации с большой осторожностью. Требующиеся на сегодняшний день послабления должны характеризоваться наличием разумных пределов, защищающих права всех участников гражданского оборота от произвола недобросовестных лиц. На наш взгляд, следует обеспечить оптимальное соотношение императивных и диспозитивных норм корпоративного законодательства. Полного отказа от императивной регламентации корпоративных отношений быть не должно, более того, когда это является оправданным, законодателю следует вводить новые нормы такого характера.
Рассматривая тенденции развития отечественного корпоративного законодательства, нельзя обойти и его цифровизацию. Основанием для ее осуществления выступает Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», цель которой состоит в выработке условий для эффективного взаимодействия субъектов корпоративных отношений в цифровой среде. Возможности цифровизации в сфере корпоративных отношений проявились в появлении таких технологии, как блокчейн и связанных с ним смарт-контрактов. И если первая технология уже имеет свою нормативно-правовую базу [1], то вторая, несмотря на их возможность применения к корпоративным договорам и осуществления корпоративной деятельности, к сожалению, не урегулирована современным российским законодательством. Кроме того, на сегодняшний день обсуждается возможность проведения общих собраний акционеров дистанционно, без установления точного места. В данном случае обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по ним должно осуществляться с использованием информационных и коммуникационных технологий. Проект Федерального закона о внесении соответствующей возможности в федеральное законодательство был подготовлен в 2020 году, но его внесение на обсуждение Государственной Думой РФ так и не состоялось [6].
Таким образом, использование цифровых технологий в корпоративных отношениях не является полностью урегулированным, что требует принятия соответствующий мер со стороны законодателя.
Проведенное исследование позволило выявить несколько тенденция развития корпоративного законодательства в России, среди которых расширение диспозитивных начал, а также его цифровая трансформация. При всем при этом, нельзя забывать, что совершенствование корпоративного законодательства не должно быть направлено на приоритетное обеспечение прав и законных интересов только одной определенной группы участников корпоративных отношений. Необходимо создать правовой механизм, посредством реализации которого будет обеспечиваться учет прав всех участников.