Статья:

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ В КУРСАНТСКОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(238)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Гетманцев И.В. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ В КУРСАНТСКОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 15(238). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/238/125740 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ В КУРСАНТСКОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

Гетманцев Игорь Валерьевич
курсант, Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва
Лямзин Евгений Николаевич
научный руководитель, преподаватель, Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Полномочия, возлагаемые на сотрудников силовых ведомств, подразумевают сочетание личностных и профессиональных качеств, формирование которых происходит во время обучения в ведомственном образовательном учреждении, а впоследствии развиваются в профессиональной деятельности. Механизм формирования качеств курсантов подразумевает под собой наличие требований к дисциплинированности курсантов. Поддержание строгой дисциплины – главное условие постоянной готовности сотрудников силовых ведомств к выполнению поставленных задач, обеспечения организованности сотрудников и высокого уровня профессионального мастерства.

Дисциплинированность – это одно из основных профессионально значимых качеств военнослужащего. Она является основой профессиональной деятельности и обеспечивает своевременное и успешное выполнение задач. На этапе учебного процесса в ведомственном учреждении необходимо формирование дисциплинированности на уровне профессионально значимой ценности. Исходя из этого, курсантами должны осваиваться правила воинской дисциплины, формирование выдержки, подчинения, ответственности, исполнительности и ценностного отношения к воинскому долгу.

Понятие «дисциплинированности» следует рассматривать как объединение нескольких аспектов: исполнительность и инициативность, подчинение и самостоятельность. Дисциплинированность курсанта ведомственного образовательного учреждения, а впоследствии сотрудника силовых ведомств – это комплексное качество личности, которое подразумевает под собой данное объединение. Также она включает  в себя навык управления своим поведением в соответствии с требованиями служебной дисциплины в силовых ведомствах, благодаря которому закрепляется должное отношение сотрудника к законам Российской Федерации и нравственным нормам общества.

Капелюшник Р.Е. в своем исследовании о воспитании дисциплинированности курсантов МВД России [1, с. 12] рассматривает следующую теорию: исходя из того, что понятие «дисциплинированность» является комплексным, необходимо рассматривать методы его формирования и повышения до необходимого высокого уровня в совокупности трех важных частей воспитательного процесса: познавательно-ценностная, мотивационно-оценочная и поведенческая. Для более полного понимания вышеуказанных методов требуется рассмотреть каждый блок более детально.

Для того, чтобы приступить к рассмотрению методов, необходимо дать определение данному понятию. Метод (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Первый блок – познавательно-ценностный. Он подразумевает под собой формирование у курсантов ведомственных образовательных учреждений комплекс знаний и умений, которые необходимо применять в ситуациях как учебного характера, так и в служебной деятельности на должном уровне. В рамках данного метода необходимо изучение курсантами основ работы в силовых структурах, профессиональной этики, психологии на занятиях по служебной подготовке. Данный аспект подразумевает осознание важности соблюдения требований служебной дисциплины и обеспечивает положительную динамику в развитии личности курсанта.

Второй блок – мотивационно-оценочный. В вышеуказанной системе методов формирования дисциплинированности курсантов он отвечает за формирование положительного отношения к полученным знаниям, которые входят в состав как нравственного, так и правового аспекта служебной дисциплины. Также данный блок ориентирует курсантов на самостоятельное применения полученных знаний в стандартных и нестандартных ситуациях учебной и служебной деятельности. Основная функция блока направлена на развитие должного поведения в различных ситуациях (необходимость соблюдения требований служебной дисциплины), критичности мышления и возможности давать оценку поведения. 

Третий блок – поведенческий. Он отвечает за самостоятельную реализацию полученных умений и навыков в стандартных и нестандартных ситуациях учебной и служебной деятельности, прогнозировать возможные последствия, разрабатывать наиболее эффективные формы поведения в различных ситуациях, проявлять инициативу и должную исполнительность в выполнении задач, поставленных руководством. Практическая отработка данного блока подразумевает создание реальных условий служебной деятельности в рамках учебного процесса курсантов для отработки моделей поведения в различных ситуациях. Развивающая составляющая блока заключается в формировании навыков самостоятельного поиска курсантами наиболее эффективных форм поведения в различных ситуациях и проявлении инициативности и исполнительности.

По мере поэтапного освоения курсантами вышеуказанных блоков формируется соответствующий уровень дисциплинированности: первый блок формирует низкий уровень, второй блок – средний уровень, третий блок – высокий уровень. Помимо развития определенного уровня дисциплинированности каждый блок создает основу для перехода курсантов ведомственного учреждения на более высокие уровни.  Как упоминалось ранее, «дисциплинированность» — это комплексное понятие, отсюда следует, что все вышеуказанные блоки должны фигурировать в образовательном процессе параллельно друг другу.

Переход на высокий уровень дисциплинированности подразумевает эффективное сочетание подчинения и самостоятельности курсантов. На индивидуальном уровне это проявляется в выделении конкретной позиции курсантов в учебном коллективе: оценка влияния курсанта на коллектив и коллектива на курсанта. На коллективном уровне отражается в самоуправлении учебного коллектива курсантов: доступная самоорганизация и интеграция каждого члена коллектива в учебную и служебную деятельность.

Межличностные отношения, которые складываются между курсантами в процессе общения и совместной деятельности, являются средством воспитания дисциплинированности курсантов. Формирование нравственного климата в коллективе курсантов ведомственных учреждений активизирует появление единства.

Алипханова Ф. Н. и Баланов С. А. [2, с. 110] в своем исследовании утверждают, что для продуктивной воспитательной работы с курсантами ведомственных учреждений, которая меняет целевые приоритеты формирования дисциплинированности с исполнения внешних установок на самоорганизацию, необходимо наличие четырех компонентов: мотивационный, когнитивный, поведенческий и ценностно-смысловой.

Мотивационный критерий подразумевает под собой готовность курсанта к проявлению морально-психологической зрелости в экстремальных ситуациях как во время учебы, так и в профессиональной деятельности. Когнитивный – предполагает достижение высокой профессиональной компетентности. Поведенческий критерий связан с опытом отражения морально-психологической зрелости курсанта в стандартных и нестандартных ситуациях. Ценностно-смысловой – отражает субъективное отношение курсанта к объекту приложения профессиональных знаний, а также эмоционально-волевую регуляцию этого отношения.

Дисциплинированность курсантов ведомственного учреждения может определяться через систему уровней, которая опирается на экспертную оценку. Данная система построена на четырех составляющих: эмпирически-экстенсивный уровень оценки, теоретический, рефлексивно-технологический и уровень компетентного применения.

Эмпирически-экстенсивный уровень достижим в случае, если профессиональный опыт курсантов получен с помощью метода «проб и ошибок» и применим фрагментарно. Теоретический уровень появляется при наличии у курсантов личного опыта теоретических обобщений, который приобретается в результате систематической работы над данным аспектом. Рефлексивно-технологический уровень ориентирован на адресное применение полученных знаний, которое дает оптимальный результат. Уровень компетентного применения ориентирован на наличие мотивации и готовности к решению сложных задач как во время обучения, так и во время профессиональной деятельности.

Вышеописанные условия формирования дисциплинированности в курсантском подразделении складываются в интегральную технологию взаимодействия всех участников процесса. Он направлен на осознание курсантами профессионального содержания образовательного процесса и собственной «Я-концепции», имеющей как служебно-профессиональную, так и морально-психологическую основу.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что параллельная интеграция в образовательный процесс комплекса вышеупомянутых методов может способствовать эффективному развитию и повышению уровня дисциплинированность курсантов ведомственного учреждения. 

 

Список литературы:
1. Капелюшник Р.Е. Воспитание дисциплинированности курсантов институтов МВД России: автореф.дис. … кан.пед.наук. – Екатеринбург, 2002. – 21 с.
2. Алипханова Ф. Н., Баланов С. А. Дисциплинированность как самоорганизация курсанта в структуре профессиональной подготовки военного института // МНКО. 2013. №5 (42). 
3. Дёмина О.В. Совершенствование подготовки курсантов военных вузов на основе использования системы воспитания дисциплинированности как профессионально значимой ценности // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. №2-1. 
4. Николаев А.В. Этапы самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов // Евразийский Союз Ученых. 2020. №2-1 (71).