МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ В КУРСАНТСКОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(238)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(238)
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ В КУРСАНТСКОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
Полномочия, возлагаемые на сотрудников силовых ведомств, подразумевают сочетание личностных и профессиональных качеств, формирование которых происходит во время обучения в ведомственном образовательном учреждении, а впоследствии развиваются в профессиональной деятельности. Механизм формирования качеств курсантов подразумевает под собой наличие требований к дисциплинированности курсантов. Поддержание строгой дисциплины – главное условие постоянной готовности сотрудников силовых ведомств к выполнению поставленных задач, обеспечения организованности сотрудников и высокого уровня профессионального мастерства.
Дисциплинированность – это одно из основных профессионально значимых качеств военнослужащего. Она является основой профессиональной деятельности и обеспечивает своевременное и успешное выполнение задач. На этапе учебного процесса в ведомственном учреждении необходимо формирование дисциплинированности на уровне профессионально значимой ценности. Исходя из этого, курсантами должны осваиваться правила воинской дисциплины, формирование выдержки, подчинения, ответственности, исполнительности и ценностного отношения к воинскому долгу.
Понятие «дисциплинированности» следует рассматривать как объединение нескольких аспектов: исполнительность и инициативность, подчинение и самостоятельность. Дисциплинированность курсанта ведомственного образовательного учреждения, а впоследствии сотрудника силовых ведомств – это комплексное качество личности, которое подразумевает под собой данное объединение. Также она включает в себя навык управления своим поведением в соответствии с требованиями служебной дисциплины в силовых ведомствах, благодаря которому закрепляется должное отношение сотрудника к законам Российской Федерации и нравственным нормам общества.
Капелюшник Р.Е. в своем исследовании о воспитании дисциплинированности курсантов МВД России [1, с. 12] рассматривает следующую теорию: исходя из того, что понятие «дисциплинированность» является комплексным, необходимо рассматривать методы его формирования и повышения до необходимого высокого уровня в совокупности трех важных частей воспитательного процесса: познавательно-ценностная, мотивационно-оценочная и поведенческая. Для более полного понимания вышеуказанных методов требуется рассмотреть каждый блок более детально.
Для того, чтобы приступить к рассмотрению методов, необходимо дать определение данному понятию. Метод (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Первый блок – познавательно-ценностный. Он подразумевает под собой формирование у курсантов ведомственных образовательных учреждений комплекс знаний и умений, которые необходимо применять в ситуациях как учебного характера, так и в служебной деятельности на должном уровне. В рамках данного метода необходимо изучение курсантами основ работы в силовых структурах, профессиональной этики, психологии на занятиях по служебной подготовке. Данный аспект подразумевает осознание важности соблюдения требований служебной дисциплины и обеспечивает положительную динамику в развитии личности курсанта.
Второй блок – мотивационно-оценочный. В вышеуказанной системе методов формирования дисциплинированности курсантов он отвечает за формирование положительного отношения к полученным знаниям, которые входят в состав как нравственного, так и правового аспекта служебной дисциплины. Также данный блок ориентирует курсантов на самостоятельное применения полученных знаний в стандартных и нестандартных ситуациях учебной и служебной деятельности. Основная функция блока направлена на развитие должного поведения в различных ситуациях (необходимость соблюдения требований служебной дисциплины), критичности мышления и возможности давать оценку поведения.
Третий блок – поведенческий. Он отвечает за самостоятельную реализацию полученных умений и навыков в стандартных и нестандартных ситуациях учебной и служебной деятельности, прогнозировать возможные последствия, разрабатывать наиболее эффективные формы поведения в различных ситуациях, проявлять инициативу и должную исполнительность в выполнении задач, поставленных руководством. Практическая отработка данного блока подразумевает создание реальных условий служебной деятельности в рамках учебного процесса курсантов для отработки моделей поведения в различных ситуациях. Развивающая составляющая блока заключается в формировании навыков самостоятельного поиска курсантами наиболее эффективных форм поведения в различных ситуациях и проявлении инициативности и исполнительности.
По мере поэтапного освоения курсантами вышеуказанных блоков формируется соответствующий уровень дисциплинированности: первый блок формирует низкий уровень, второй блок – средний уровень, третий блок – высокий уровень. Помимо развития определенного уровня дисциплинированности каждый блок создает основу для перехода курсантов ведомственного учреждения на более высокие уровни. Как упоминалось ранее, «дисциплинированность» — это комплексное понятие, отсюда следует, что все вышеуказанные блоки должны фигурировать в образовательном процессе параллельно друг другу.
Переход на высокий уровень дисциплинированности подразумевает эффективное сочетание подчинения и самостоятельности курсантов. На индивидуальном уровне это проявляется в выделении конкретной позиции курсантов в учебном коллективе: оценка влияния курсанта на коллектив и коллектива на курсанта. На коллективном уровне отражается в самоуправлении учебного коллектива курсантов: доступная самоорганизация и интеграция каждого члена коллектива в учебную и служебную деятельность.
Межличностные отношения, которые складываются между курсантами в процессе общения и совместной деятельности, являются средством воспитания дисциплинированности курсантов. Формирование нравственного климата в коллективе курсантов ведомственных учреждений активизирует появление единства.
Алипханова Ф. Н. и Баланов С. А. [2, с. 110] в своем исследовании утверждают, что для продуктивной воспитательной работы с курсантами ведомственных учреждений, которая меняет целевые приоритеты формирования дисциплинированности с исполнения внешних установок на самоорганизацию, необходимо наличие четырех компонентов: мотивационный, когнитивный, поведенческий и ценностно-смысловой.
Мотивационный критерий подразумевает под собой готовность курсанта к проявлению морально-психологической зрелости в экстремальных ситуациях как во время учебы, так и в профессиональной деятельности. Когнитивный – предполагает достижение высокой профессиональной компетентности. Поведенческий критерий связан с опытом отражения морально-психологической зрелости курсанта в стандартных и нестандартных ситуациях. Ценностно-смысловой – отражает субъективное отношение курсанта к объекту приложения профессиональных знаний, а также эмоционально-волевую регуляцию этого отношения.
Дисциплинированность курсантов ведомственного учреждения может определяться через систему уровней, которая опирается на экспертную оценку. Данная система построена на четырех составляющих: эмпирически-экстенсивный уровень оценки, теоретический, рефлексивно-технологический и уровень компетентного применения.
Эмпирически-экстенсивный уровень достижим в случае, если профессиональный опыт курсантов получен с помощью метода «проб и ошибок» и применим фрагментарно. Теоретический уровень появляется при наличии у курсантов личного опыта теоретических обобщений, который приобретается в результате систематической работы над данным аспектом. Рефлексивно-технологический уровень ориентирован на адресное применение полученных знаний, которое дает оптимальный результат. Уровень компетентного применения ориентирован на наличие мотивации и готовности к решению сложных задач как во время обучения, так и во время профессиональной деятельности.
Вышеописанные условия формирования дисциплинированности в курсантском подразделении складываются в интегральную технологию взаимодействия всех участников процесса. Он направлен на осознание курсантами профессионального содержания образовательного процесса и собственной «Я-концепции», имеющей как служебно-профессиональную, так и морально-психологическую основу.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что параллельная интеграция в образовательный процесс комплекса вышеупомянутых методов может способствовать эффективному развитию и повышению уровня дисциплинированность курсантов ведомственного учреждения.