ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИУДАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(321)
Рубрика: Психология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(321)
ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИУДАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
EFFECTIVE STRATEGIES FOR BUILDING AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE FOR GIFTED SCHOOLCHILDREN
Anastasia Volkova
Student, Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk
Valeria Krasnoperova
Student, Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk
Zulfiya Aksyutina
Scientific adviser, Cand. Ped. Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk
Аннотация. Статья посвящена исследованию эффективных стратегий создания индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) для одарённых школьников. Рассматриваются теоретические аспекты проблемы, проводится анализ существующих подходов и методов. На основе полученных данных предлагается модель ИОМ, учитывающая особенности обучения талантливых детей. Описаны результаты опроса студентов, подтверждающие значимость и необходимость разработки таких маршрутов.
Abstract. The article is devoted to the study of effective strategies for creating individual educational routes (IOM) for gifted schoolchildren. Theoretical aspects of the problem are considered, an analysis of existing approaches and methods is carried out. Based on the data obtained, the IOM model is proposed, taking into account the features of teaching talented children. Students survey results are described, confirming the significance and need to develop such routes.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), одарённые школьники, образовательные технологии, дифференцированное обучение, мотивация учащихся.
Keywords: individual educational route (IOOM), gifted schoolchildren, educational technologies, differentiated learning, students' motivation.
Введение. Проблема индивидуализации образования становится особенно актуальной в условиях современной образовательной системы, ориентированной на развитие личности каждого ученика. Одним из ключевых направлений этой работы является создание условий для реализации потенциала одарённых школьников через разработку и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов. В данной статье рассматриваются подходы к построению ИОМ для одарённых учеников, а также приводятся результаты исследования, направленного на изучение восприятия студентами данного вопроса.
Современные образовательные стандарты требуют от школы более гибкого подхода к обучению, позволяющего учитывать индивидуальные потребности и способности каждого учащегося. Одаренные дети обладают высоким уровнем познавательной активности, креативности и мотивации к обучению, что требует особого внимания при организации учебного процесса. Однако традиционные учебные программы часто оказываются недостаточно адаптированными под такие нужды, что приводит к снижению интереса к учёбе у талантливых школьников.
Результаты исследования и их обсуждение. Разработке различных аспектов ИОМ в работах последних лет придается большое значение. Так, О. Ю. Ангелова, Т. О. Подольская, М. В. Прохорова считают, что выявление одаренных детей можно начинать с дошкольного возраста [1]. С. О. Домбек и Н. Ю. Шлат в проведенном исследовании уделяли большое внимание точности интерпретации учителями начальной школы одаренности у детей [2]. Е. А. Дудина полагает, что при реализации ИОМ необходимо наставничество. Она пишет: «Целесообразность применения наставничества в работе с одаренными обусловлена такими его сущностными характеристиками, как субъектность, взаимонаправленность, аутентичность обучающей среды, ориентация на личностную самореализацию как подопечного, так и самого наставника» [3, с. 46]. М. А. Дьячкова исходит из необходимости психолого-педагогического сопровождения [4]. С. С. Елифантьева, И. И. Мельникова, Т. Г. Киселева обратили внимание на формирование готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ и одаренностью. Результаты их исследования неоднозначны [5]. Сложность работы с одаренными детьми отражена в учебной литературе [напр., 6; 7].
Подходы к созданию ИОМ. Индивидуальные образовательные маршруты могут быть построены на различных подходах. Среди наиболее распространённых подходов можно выделить следующие:
Дифференцированный подход предполагает дифференциацию содержания учебных программ. Этот подход предполагает адаптацию учебного материала под уровень подготовки и интересы конкретного ученика. Например, введение дополнительных заданий повышенной сложности для тех, кто демонстрирует высокий уровень знаний и навыков.
Обучение на высоком уровне трудности. Например, с использованием проектных и исследовательских методов. Такие методы стимулируют самостоятельность мышления и творческую активность школьников. Они позволяют развивать навыки критического анализа информации, формирования гипотез и проведения экспериментов.
Гибкость в выборе форм обучения. Это может включать дистанционные курсы, участие в научных кружках и конференциях, работу с наставниками и экспертами. Важно предоставить школьникам возможность выбирать те формы обучения, которые соответствуют их интересам и целям.
Факторы разработки программ ИОМ. При разработке программ ИОМ важно учитывать следующие факторы: уровень когнитивного развития ребёнка; интересы и склонности учащегося; готовность к самостоятельной работе; возможность участия в исследовательской деятельности.
Критерии отбора учащихся для реализации ИОМ. Отбор учащихся для разработки и реализации ИОМ должен основываться на следующих критериях:
– результаты психолого-педагогической диагностики;
– успеваемость по профильным предметам;
– участие в олимпиадах и конкурсах;
– мотивация к углублённому изучению предметов.
Методики мониторинга успеваемости. Для успешного функционирования ИОМ необходимо использовать современные методы мониторинга успеваемости, такие как: регулярное тестирование; портфолио достижений; обратная связь от педагогов и родителей.
Для изучения понимания студентами важности ИОМ в марте 2025 года был проведён опрос. Было опрошено 30 студентов, получающих педагогическое образование в ОмГПУ. Результаты опроса показали, что большинство респондентов (70%) считают необходимым введение ИОМ для одарённых школьников.
Основными причинами необходимости ИОМ, студенты считают:
– улучшение качества образования (39%);
– повышение мотивации к учёбе (13%);
– возможность реализации интересов и талантов (18%).
Заключение. На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
– необходимость внедрения ИОМ в образовательную практику подтверждается мнением большинства опрошенных студентов;
– важными аспектами разработки и реализации ИОМ являются гибкость программ и индивидуальный подход к каждому ребёнку;
– педагоги должны обладать высокой квалификацией и способностью работать с одарёнными детьми.
Эффективные стратегии построения ИОМ для одарённых школьников требуют научного подхода, включающего разработку специализированных программ, отбор учащихся на основе объективных критериев и регулярного мониторинга успеваемости. Внедрение ИОМ позволит значительно повысить качество образования и будет способствовать развитию интеллектуального потенциала нации.
