Статья:

ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА В ГОСУДАРСТВАХ – ЧЛЕНАХ ЕАЭС

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(238)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Леонов Д.Ю. ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА В ГОСУДАРСТВАХ – ЧЛЕНАХ ЕАЭС // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 15(238). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/238/125755 (дата обращения: 28.09.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА В ГОСУДАРСТВАХ – ЧЛЕНАХ ЕАЭС

Леонов Дмитрий Юрьевич
студент, Ростовский филиал Российской таможенной академии, РФ, г. Ростов-на -Дону
Евграфова Ольга Владимировна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент кафедры экономической теории и международных экономических отношений, Ростовский филиал Российской таможенной академии, РФ, г. Ростов-на -Дону

 

Аннотация. В статье проанализировано влияние экономической интеграции на ведение бизнеса в государствах – членах ЕАЭС. Автором рассмотрены основные этапы интеграционного развития и становления ЕАЭС, а также исследованы его принципы и направления деятельности. Проведён анализ основных результатов внешнеторговой деятельности в рамках функционирования ЕАЭС, а также рассмотрены проблемы и перспективы ведения бизнеса в ЕАЭС.

 

Ключевые слова: ЕАЭС, региональная экономическая интеграция, бизнес, проблемы и перспективы.

 

Введение

Современный мир стал свидетелем множества событий, изменяющих мировой порядок и образ жизни. В таких условиях все большее значение приобретает экономическая интеграция, которая становится ключевым фактором развития государств, повышения конкурентоспособности регионов и укрепления международных отношений.

Цель статьи - рассмотрение влияния региональной экономической интеграции на ведение бизнеса в государствах-членах Евразийской экономической комиссии (ЕАЭС) и анализ основных тенденций развития этого процесса.

1. Основные этапы интеграционного развития и становления ЕАЭС, принципы и направления деятельности

Рассмотрим факторы, способствовавшие созданию ЕАЭС. Сразу после распада СССР возникла потребность в создании интеграционного экономического союза на территории бывшего СССР. Экономики бывших союзных республик были глубоко взаимозависимы, и имели производственные циклы, в которых различные компоненты были произведены в разных республиках и затем собирались в третьей. Однако внешняя торговля и экономический рост были затруднены политическим суверенитетом и жестким таможенным контролем на границах.

В эпоху СССР перемещение товаров и людей через границы республик не представляло никаких сложностей. Однако после распада Союза стало ясно, что ужесточенные таможенные правила и политический суверенитет на границах не способствуют развитию внешней торговли и, как следствие, росту экономики.

Развитие Европейского союза во второй половине ХХ века стал ярким примером того, что давно уже независимые европейские государства осознали важность экономической интеграции и шли к ней долгие годы.

Поэтому, несмотря на моду на политическую независимость в начале 90-х, в области экономики преобладали интеграционные настроения. В 1994 году Нурсултан Назарбаев впервые высказал идею о создании «Евразийского союза», во время своего первого официального визита в РФ:

«Необходимо перейти на новый уровень взаимоотношений между нашими странами, основанный на равноправном межгосударственном объединении. Евразийский союз мог бы стать таким объединением, руководствуясь принципами добровольного участия и равенства. Он должен быть построен на других принципах, чем СНГ, с созданием наднациональных органов, которые будут решать две основные задачи: формирование единого экономического пространства и совместная оборонная политика.» Создание Всемирной торговой организации в 1995 году также сыграло важную роль, определив информационную повестку для обсуждения евразийской интеграции и приобщение каждой национальной экономики к долгосрочной цели вступления в ВТО.

Региональная экономическая интеграция с ближайшими соседями была рассматриваема как промежуточный этап на пути к вступлению в ВТО [1]. Это объясняется тем, что для того, чтобы претендовать на членство в ВТО, страна-кандидат должна иметь законодательную базу и инструменты таможенного и экономического контроля на определенном уровне, что также необходимо для региональной интеграции. Поэтому Евразийский экономический союз был создан в 2015 году с целью развития национальных законов и инструментов до уровня, необходимого для вступления в ВТО. Образование ЕАЭС проходило в несколько этапов, начиная с подписания Договора о Евразийском экономическом союзе главами государств-участников в 2014 году. Сегодня ЕАЭС включает в себя Россию, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Армению.

Весь путь становление и развития Евразийского экономического союза можно разделить на этапы.

Для большей наглядности отразим этапы в таблице 1:

Таблица 1

Этапы экономической интеграции [2]

Дата

Событие

2010 год

Создание Таможенного союза
(1 этап)

2012 год

Создание Единого экономического пространства

(2 этап)

2015 год

Создание Евразийского экономического союза (3 этап)

2015-2016 годы

Включение других государств в состав ЕАЭС (4 этап)

2017 год

Развитие институциональной базы ЕАЭС (5 этап)

2019 год

Углубление интеграции

(6 этап)

 

Исходя из данных таблицы, необходимо рассмотреть каждый этап более подробно:

Первый этап интеграции. Включал создание Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном в 2010 году. Он предоставил возможность свободно перемещать товары, услуги и капитал между участниками без уплаты таможенных пошлин. В рамках этого этапа осуществлялась работа по согласованию правовой базы и единой таможенной территории.

Второй этап интеграции. Было создано Единое экономическое пространство (ЕЭП) в 2012 году между Россией, Белоруссией и Казахстаном, что предполагал свободное перемещение людей, товаров, услуг и капитала между участниками. Общие правила были установлены в области инвестирования, транспорта, энергетики и секторов экономики. Свободный обмен между участниками этого этапа способствовал упрощению экономических отношений и повышению конкурентоспособности.

Третий этап интеграции. Предполагал создание Евразийского экономического союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном в 2015 году. ЕАЭС расширил свободу обмена товарами, услугами, капиталом и людьми между участниками союза. Более глубокий уровень экономической интеграции, достигнутый на этом этапе, способствовал укреплению экономических связей между государствами-участниками и повысил их конкурентоспособность на мировом рынке.

Четвёртый этап интеграции. Состоялось включение Армении в 2015 году в состав ЕАЭС, а в следующем году присоединилась Киргизия. Этот шаг регулируется заключёнными договорами и соглашениями, которые способствовали расширению рынков сбыта и повышению конкурентоспособности участников на мировой арене. К тому же этот процесс укрепил экономические связи и способствовал обмену опытом между государствами-участниками.

Пятый этап интеграции. Происходит развитие институциональной базы ЕАЭС с созданием органов управления и принятием соответствующей правовой базы. Создание институтов управления и разработка правовой базы являются важными шагами в укреплении интеграционных процессов между государствами-участниками ЕАЭС.

Шестой этап интеграции.

Предполагает углубление интеграции между участниками ЕАЭС с целью создания общего рынка товаров, услуг, капитала и труда, а также совершенствования уже существующих механизмов интеграции и создания новых. Это необходимо для более эффективного использования ресурсов и повышения конкурентоспособности участников на мировых рынках, а также для развития новых областей экономики и повышения эффективности взаимодействия между государствами-участниками ЕАЭС.

Цель Евразийского экономического союза заключается в создании единого экономического пространства, которое позволит государствам-участникам свободно перемещать товары, услуги, капитал и труд.

Для достижения этой цели были установлены принципы и направления деятельности ЕАЭС, которые способствуют развитию интеграционных процессов и укреплению экономических связей между государствами-участниками.

Важным принципом ЕАЭС является равноправие участников, которое гарантирует консенсус при принятии решений, обязательных для всех государств-участников. Свободный обмен товарами, услугами, капиталом и трудом также является важным принципом, который способствует более эффективному использованию ресурсов и повышению конкурентоспособности на мировом рынке, что улучшает качество жизни населения.

Защита интересов участников ¾ это еще один принцип ЕАЭС, который создает условия для развития производства и повышения качества продукции, а также борьбы с недобросовестной конкуренцией.

 Это помогает государствам-участникам укреплять свои экономические позиции и конкурировать на мировом рынке [3].

Еще одним принципом ЕАЭС является сотрудничество в различных областях, таких как экономика, наука, технологии, культура и другие. Благодаря этому, государства-участники обмениваются опытом и применяют лучшие практики, что способствует укреплению экономических связей между ними.

Следующим принципом является развитие институциональной базы, которая позволяет эффективно управлять союзом и реализовывать интеграционные проекты.

Торгово-экономическое сотрудничество также является одним из направлений деятельности ЕАЭС, которое способствует развитию экономики и улучшению условий жизни населения. Они также развивают инфраструктуру и сотрудничество в области науки и технологий, социальной политики и экологии, что способствует укреплению экономических связей и повышению качества жизни населения.

2. Анализ основных результатов внешнеторговой деятельности и проблемы и перспективы ведения бизнеса в ЕАЭС

Внешнеторговая деятельность ЕАЭС является одним из ключевых направлений сотрудничества между государствами-участниками. Она включает в себя экспорт и импорт товаров и услуг между странами-членами ЕАЭС, а также торговлю с третьими странами.

За последние годы внешнеторговый оборот ЕАЭС значительно вырос. В 2021 году он составил 853 миллиарда долларов США, что на 1,6% больше, чем в предыдущем году. Экспорт товаров и услуг из стран-участников ЕАЭС составил 486 миллиардов долларов, а импорт – 367 миллиардов долларов [4].

Основными товарами, экспортируемыми из ЕАЭС, являются нефть и газ, металлы, продукты питания, текстиль и одежда, машины и оборудование. В то же время, основными товарами, импортируемыми в ЕАЭС, являются машины и оборудование, продукты питания, химические продукты, текстиль и одежда.

Также важным направлением внешнеторговой деятельности ЕАЭС является торговля с третьими странами. В 2021 году объем экспорта товаров из ЕАЭС в третьи страны составил 158 миллиардов долларов, а импорта – 198 миллиардов долларов.

ЕАЭС также работает над гармонизацией законодательства в области технического регулирования, стандартизации и сертификации продукции, что позволяет упростить процедуры экспорта и импорта товаров между государствами-участниками.

Кроме того, ЕАЭС сотрудничает с другими региональными и международными организациями, такими как ШОС, БРИКС, ОЭСР и др., для укрепления экономической интеграции и расширения возможностей внешнеторговой деятельности.

Однако, существуют и проблемы внешнеторговой деятельности ЕАЭС, такие как ограничения на экспорт некоторых товаров, проблемы с транспортировкой товаров через границы, а также конкуренция между странами-участниками на внутреннем рынке.

В целом, внешнеторговая деятельность ЕАЭС продолжает развиваться и способствует укреплению экономических связей между государствами-участниками.

Однако, в связи с мировыми экономическими тенденциями и изменением политической обстановки в регионе, возможны изменения в структуре и объемах внешнеторговых потоков.

Проблемы ведения бизнеса в ЕАЭС могут быть связаны с различными факторами, такими как [5]:

1. Различия в законодательстве: каждое государство-участник имеет свою систему правил и норм, что может затруднять ведение бизнеса в регионе. Например, различия в налоговом законодательстве могут привести к повышенным расходам на налоговое сопровождение.

2. Неравномерное развитие экономик: экономический потенциал государств-участников неодинаков, что может привести к конкуренции на внутреннем рынке. Более развитые страны могут получать преимущества в виде доступа к более качественным ресурсам и технологиям, что может затруднять конкуренцию для менее развитых стран.

3. Ограничения на перемещение людей и товаров: хотя ЕАЭС работает над созданием единого рынка труда и свободного перемещения товаров, некоторые ограничения все же остаются. Например, для перевозки товаров между государствами-участниками могут потребоваться разрешения и дополнительные документы, что может затруднить ведение бизнеса.

4. Нестабильность мировой экономики: изменения в мировой экономике могут повлиять на экономики государств-участников и создать нестабильность в регионе.

Однако, перспективы ведения бизнеса в ЕАЭС также могут быть значительными. Некоторые из них включают:

1. Расширение рынка: создание единого рынка позволяет компаниям расширять свой бизнес за пределы национальных границ и получать доступ к новым клиентам и ресурсам.

2. Уменьшение торговых барьеров: ЕАЭС работает над снижением торговых барьеров между государствами-участниками, что может улучшить условия для внешнеторговой деятельности.

3. Развитие инфраструктуры: ЕАЭС содействует развитию инфраструктуры в регионе, что может улучшить условия для ведения бизнеса, включая транспортную и энергетическую инфраструктуру.

4. Улучшение доступа к технологиям: более развитые страны могут предоставлять доступ к новым технологиям и ресурсам менее развитым странам, что может способствовать развитию инноваций и улучшению качества продукции [6, 7].

В целом, ЕАЭС может стать важным инструментом для ведения бизнеса в регионе. Однако, для этого необходимо продолжать работу по гармонизации законодательства и решению проблем, связанных с внешнеторговой деятельностью.

Выводы

В заключении можно отметить, что региональная экономическая интеграция, такая как ЕАЭС, предоставляет компаниям значительные возможности для расширения бизнеса за пределы национальных границ.

Однако, при этом могут возникать проблемы, связанные с различиями в законодательстве, ограничениями на перемещение людей и товаров и нестабильностью мировой экономики.

Для успешного ведения бизнеса в рамках ЕАЭС необходимо продолжать работу по гармонизации законодательства и решению проблем, связанных с внешнеторговой деятельностью.

В целом, ЕАЭС может стать важным инструментом для ведения бизнеса в регионе, если будут устранены препятствия для свободного перемещения товаров и услуг между государствами-членами.

 

Список литературы:
1. Казеннов С. М., Харитонова Н. Ю. Евразийский экономический союз: реалии и перспективы. – Москва, Издательство «Экономика», 2019. – С. 256.
2. Лукин, А. В. Региональная экономическая интеграция: теория и практика. Санкт-Петербург, Издательство «Лань», 2020. – С. 352.
3. Шевченко, А. А. Потенциал Евразийского экономического союза для развития бизнеса. Москва, Издательство «Дело», 2021. – С. 192. 
4. Белоусов, Д. А. Влияние региональной экономической интеграции на международную торговлю. Санкт-Петербург, Издательство «Бизнес-пресса», 2017. – С. 128.
5. Швецов, А. В. Евразийский экономический союз: преимущества и недостатки для бизнеса. Москва, Издательство «Эксмо», 2019. – С. 224.
6. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс] // - URL: https://eec.eaeunion.org/ 
7. Росстат – Евразийский экономический союз [Электронный ресурс] // - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12880