Влияние пандемии на цифровизацию бизнеса в России
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)
Влияние пандемии на цифровизацию бизнеса в России
THE IMPACT OF THE PANDEMIC ON BUSINESS DIGITALIZATION IN RUSSIA
Darya Kononenko
Student, Sochi state University, Russia, Sochi
Аннотация. Кризис мирового масштаба, связанный с COVID-19 не только поставил общество перед лицом новых глобальных проблем, но и стал причиной развития некоторых технологических трендов — к примеру, таких как онлайн-платежи, телемедицина, роботизация. Цифровые технологии помогают сократить распространение коронавируса, одновременно позволяя бизнесам поддерживать свою деятельность. Именно поэтому вопросы цифровизация в экономике на сегодняшний день актуальны как никогда.
Abstract. The global crisis associated with COVID-19 not only put society in the face of new global problems, but also caused the development of some technological trends — for example, such as online payments, telemedicine, and robotics. Digital technologies are helping to reduce the spread of the coronavirus, while allowing businesses to maintain their operations. That is why the issues of digitalization in the economy today are more relevant than ever.
Ключевые слова: цифровизация, онлайн-бизнес, пандемия, цифровые технологии, интернет-продажи.
Keywords: digitalization, online business, pandemic, digital technologies, online sales.
Пандемия, связанная с коронавирусной инфекцией, начавшись в Китае, в начале 2020 г. охватила всю мировую экономику, в том числе, российскую. Оглядываясь немного назад, на время, прошедшее с начала самоизоляции, можно определенно констатировать, что экономический климат, а вместе с ним покупательские привычки и возможности - претерпели существенные изменения.
Наступившая пандемия дала мощный толчок к цифровизации и трансформации экономики. Самоизоляция стимулировала предприятия перейти на удаленный формат работы и оперативно развивать каналы и сервисы для построения бизнеса в режиме онлайн. Компании, которые ранее продвигали формат интернет-торговли лишь по остаточному принципу, концентрируясь в основном только на «оффлайне», теперь небезуспешно переориентируются на «онлайн».
В мае 2020 года компания Advantshop провела исследование о влиянии коронавируса на рынок онлайн-продаж. Это исследование показало, что в апреле произошел кардинальный скачок количества открываемых интернет-магазинов. Первый пик активности пришелся на апрель и май уходящего года, второй – на сентябрь-октябрь, когда люди поняли, что коронавирус с нами надолго, и нужно переводить свою работу в онлайн [2].
По данным исследовательского агентства Nielsen, свыше 75% россиян увеличили потребление цифрового контента. Появилась новая категория онлайн-покупателей из числа людей старше 55 лет. Немаловажен и тот факт, что 15% из числа опрошенных стали намного чаще пользоваться интернет-магазинами и службами доставки [1].
Как следствие, оборот российского онлайн-ритейлера Ozon во II квартале 2020 г. вырос на 188% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 45,8 млрд руб. с НДС, сообщили в компании. Таким образом, квартальный оборот маркетплейса превысил оборот 2018 г. За первое полугодие оборот вырос на 152% – до 77,4 млрд руб. Однако объемы продаж Wildberries превышают Ozon более чем вдвое. Wildberries за II квартал 2020 года продал товаров на 103,4 млрд руб [4].
Банк «Открытие» и Московская школа управления «Сколково» провели исследование готовности малого и среднего бизнеса к цифровой экономике (Business Digitalization Index). Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.
За период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. уровень цифровизации предприятий в России вырос: сегодня индекс цифровизации бизнеса равен 50 пунктам по шкале от 0 до 100 (рост на 5 пунктов с прошлого года).
Индекс цифровизации бизнеса интегрирует пять частных индексов:
- каналы передачи и хранения информации – использование облачных технологий, корпоративной почты, мессенджеров, систем автоматизации и т.д;
- интеграция цифровых технологий уровень внедрения в компании таких технологий, как искусственный интеллект, интернет вещей, 3D печать, использование онлайн документов, электронный документооборот и т.д;
- использование интернет-инструментов для продвижения и развития компании;
- информационная безопасность – внедрение культуры защиты цифровой информации, использование специализированных антивирусных программ;
- человеческий капитал – вовлечение руководства в саморазвитие и развитие персонала в области цифровых технологий.
В связи с осложненной эпидемиологической ситуацией и, как следствие, перехода многих предприятий на удаленную работу, вопросы цифровизации весьма актуальны. Многие владельцы бизнеса понимают, что цифровые технологии сейчас – неотъемлемая часть жизнеспособности и успешности компании. Но не всем представителям бизнеса удалось в короткие сроки подстроить бизнес-процессы под удаленный формат работы: те, кто не успел, терпят большие убытки или разоряются.
Ниже рассмотрим динамику частных индексов за 2019 и 2020 год [3].
Рисунок 1. Частные индексы цифровизации в 2019-2020 гг. (индекс может принимать значения от 0 п.п. до 100 п.п.)
Из данных, представленных на рисунке, можно сделать вывод о том, индекс «каналы передачи и хранения информации» увеличился на 2 п.п в 2020 году. Индекс, связанный с интеграцией цифровых технологий, в 2020 больше на 31 п.п, в сравнении с 2019 годом. Предприятия стали чаще использовать интернет-инструменты: индекс увеличился на 5 п.п. Индексы «человеческий капитал» и «информационная безопасность» снизились на 3 п.п и 13 п.п соответственно.
Компании стали чаще использовать цифровые технологии и интернет-инструменты в работе. Больше компаний завели собственные сайты (75% в 2020 году против 54% в 2019 году).
Многие предприниматели стали все чаще использовать социальные сети, через которые осуществляется продвижение различных товаров или услуг [3].
Рисунок 2. Социальные сети, используемые предпринимателями для продвижения бизнеса
Лидером среди всех социальных сетей является ВКонтакте. На втором месте расположился Instagram. В качестве продвижения Facebook и Одноклассники используют гораздо реже, а замыкает пятерку социальная сеть Twitter.
В целом высоким уровнем цифровизации отличается лишь 8% российского бизнеса. Среди компаний среднего бизнеса эта доля достигает 20%, среди ИП и микрокомпаний — 7–8%, среди малых предприятий — 17%.
По мнению владельцев бизнеса, главный барьер цифровизации – отсутствие средств, бюджетные ограничения (24%). Другой немаловажный препятствующий фактор – незаинтересованность в цифровизации руководителей компаний (14%), низкий уровень их знаний и навыков в цифровой среде (9%). Руководители часто не осознают преимущества, которые цифровизация открывает перед бизнесом.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что тенденция пандемия мирового масштаба оказала значительное влияние на цифровизацию экономики в нашей стране. Информационные технологии позволяют совершать сделки прямо дома, сидя за компьютером или телефоном. Это делает процесс совершения покупки удобным и безопасным. Со временем ситуация нормализуется, но продажи через интернет останутся и будут так же актуальны.