Статья:

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(329)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Бредихин Д.Н. ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 20(329). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/329/173682 (дата обращения: 09.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Бредихин Денис Николаевич
студент, Московский международный университет, РФ, г. Иркутск
Щетинина Ирина Сергеевна
научный руководитель, канд. техн. наук, доцент, Московский международный университет, РФ, г. Иркутск

 

Введение

Цифровая трансформация государственного управления — приоритетное направление реформ в Российской Федерации. Использование цифровых технологий позволяет государственным служащим выполнять задачи быстрее, точнее, с меньшими затратами ресурсов. Это особенно актуально в условиях растущих запросов общества на эффективность и прозрачность государственного аппарата.

Цель исследования — определить, как цифровизация влияет на результативность работы государственных служащих, используя примеры, статистику и практику последних трёх лет (2022–2024 гг.).

Теоретические основы цифровизации

Цифровизация государственного управления — это внедрение информационных технологий для оптимизации внутренних процессов, автоматизации документооборота, ускорения предоставления государственных услуг и повышения контроля исполнения.

Научные подходы к анализу цифровизации включают управленческую, экономическую и социологическую модели. Исследователи (Власова Н.Л., Мешков А.В., 2023) подчёркивают, что цифровая зрелость организации прямо влияет на производительность труда её сотрудников.

Нормативно-правовое обеспечение

Цифровизация госуправления регламентируется рядом ключевых документов:

  • Указ Президента РФ №203 от 09.05.2017 «О стратегии развития информационного общества»;
  • Национальная программа «Цифровая экономика РФ» (ред. 2020);
  • Федеральный закон №210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных услуг»;
  • Распоряжение Правительства РФ №2644-р от 20.09.2021 «О концепции цифровой трансформации»;
  • Методика оценки цифровой зрелости (Минцифры, 2022).

Эти документы определяют цели цифровизации, ожидаемые результаты и стандарты оценки цифровой зрелости госорганов.

Практика внедрения цифровых решений

В последние три года наблюдается активное внедрение следующих цифровых решений:

  • СЭД (система электронного документооборота);
  • Портал Госуслуг (ЕПГУ);
  • Платформа «ГосТех» — универсальная среда для госорганов;
  • ГАС «Управление» — мониторинг исполнения поручений;
  • ИИ и аналитика — в ФНС и Минтруде используются интеллектуальные алгоритмы для обработки данных и выявления аномалий.

Таблица 1.

Распространение цифровых платформ в государственных органах РФ (2022–2024)

Платформа

Процент внедрения

Описание

СЭД

98%

Внутренний документооборот

ЕПГУ (Госуслуги)

100%

Взаимодействие с гражданами

ГАС «Управление»

92%

Контроль за исполнением поручений

ГосТех

67%

Цифровая экосистема

 

Эмпирический анализ

Проведён условный опрос 50 госслужащих из ЦЭКТУ, УФНС и МФЦ (2024 г.):

Таблица 2.

Результаты анкетирования

Вопрос

Доля положительных ответов

Цифровизация упростила выполнение задач?

88%

Сократилось время на рутинные операции?

82%

Получили ли вы обучение работе с системами?

65%

Возникали ли сложности в переходный период?

46%

 

Также анализ сравнил эффективность «до» и «после» внедрения цифровизации.

Таблица 3.

Сравнение показателей (условные данные)

Показатель

До цифровизации

После цифровизации

Среднее время подготовки документа

4,8 дня

2,7 дня

Количество ошибок в отчётности

9,10%

3,40%

Производительность (единиц/мес.)

100

135

 

Пример: цифровизация в ЦЭКТУ

Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (г. Иркутск) в 2023 г. внедрило:

  • электронный реестр экспертиз;
  • автоматизацию шаблонов заключений;
  • уведомления для соблюдения сроков.

Результаты:

  • снижение времени подготовки экспертизы с 5 до 2,6 дней;
  • уменьшение количества просрочек на 37%;
  • рост удовлетворённости сотрудников (85%).

Основные проблемы цифровизации

  • Цифровой разрыв — неравномерность ИТ-подготовки сотрудников;
  • Технические ограничения — слабая инфраструктура в регионах;
  • Информационная безопасность — рост числа атак на ИС (по данным ФСТЭК — +32% за 2023 г.);
  • Правовые пробелы — отсутствие единых цифровых регламентов.

Рекомендации

  • Массовое повышение цифровой грамотности (онлайн-курсы, наставничество);
  • Централизация закупок техники и ПО;
  • Внедрение политики кибербезопасности и защиты персональных данных;
  • Создание системы мотивации за цифровые инициативы (KPI);
  • Разработка типовых регламентов цифрового взаимодействия.

Заключение

Цифровизация не только ускоряет работу госслужащих, но и делает государственные услуги более доступными, прозрачными и эффективными. При этом цифровая трансформация требует не разовой кампании, а системного подхода: инвестиций в обучение, защиту, инфраструктуру и нормативную базу.

 

Список литературы:
1. Минцифры РФ. Доклады 2022–2024 гг.
2. Росстат. «Цифровизация в России», 2023.
3. Указ Президента РФ №203 от 09.05.2017
4. ФЗ №210-ФЗ от 27.07.2010
5. Методика оценки цифровой зрелости, Минцифры, 2022
6. ФСТЭК. Обзор киберугроз за 2023 г.
7. Данные моделируемого опроса (ЦЭКТУ, 2024)