Статья:

РОМАН ГЕРМАНА ГЕССЕ «СТЕПНОЙ ВОЛК»: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОСТЬ, СИМВОЛИЗМ И ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ XX ВЕКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(239)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Мардеева А.И. РОМАН ГЕРМАНА ГЕССЕ «СТЕПНОЙ ВОЛК»: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОСТЬ, СИМВОЛИЗМ И ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ XX ВЕКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 16(239). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/239/126090 (дата обращения: 01.09.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОМАН ГЕРМАНА ГЕССЕ «СТЕПНОЙ ВОЛК»: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОСТЬ, СИМВОЛИЗМ И ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ XX ВЕКА

Мардеева Аделина Ильясовна
студент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Роман "Степной волк" (Der Steppenwolf) Г. Гессе является одним из наиболее известных произведений немецкой литературы XX века. Это произведение, написанное в 1927 году, исследует темы одиночества, идентичности, духовности и смысла жизни в условиях модернизации общества. В данной статье будет рассмотрена история создания произведения «Степной волк», а также его контекст в эпохе, в которой оно было написано [5, c. 20].

Герман Гессе (1877-1962) –– немецкий писатель и лауреат Нобелевской премии по литературе в 1946 году. Он родился в Кальве, в Германии, и вырос в семье пастора. В 1891 году Гессе начал работать учеником в книжной лавке, а в 1895 году Гессе ушел из школы и начал свою литературную карьеру.

В начале своей карьеры Гессе был под сильным влиянием философии нирваны, которую он изучал в ходе своих путешествий в Индию. Это влияние проявляется во многих его произведениях, включая «Сиддхартху» и «Демиана». В своих поздних произведениях Гессе начал исследовать темы, связанные с идентичностью, духовностью и смыслом жизни. Определенные темы и образы прослеживаются на протяжении всего его творчества — герой, противопоставленный окружающей среде; тема путешествия, побега от общества и поисков себя [6, c. 427].

Роман «Степной волк» был написан в период между двумя мировыми войнами, когда в Европе происходили существенные изменения в обществе и культуре. В тот период многие люди чувствовали себя чужими в мире и искали свое место в жизни. В этом контексте «Степной волк» исследует темы одиночества, идентичности и смысла жизни. Гессе начал работу над «Степным волком» в 1924 году, после того как его семья переехала в Швейцарию. Контекст создания «Степного волка» был также связан с личными переживаниями Германа Гессе. В 1920-х годах он столкнулся с серьезными проблемами в личной жизни, в том числе с разводом и самоубийством своей первой жены. Эти события оказали сильное влияние на его творчество и помогли ему исследовать темы одиночества, потери и смысла жизни.

Сюжет «Степного волка» рассказывает о Гарри Голле, главном герое, который чувствует себя чужим в мире и ищет свое место в жизни. Он переживает кризис среднего возраста и сталкивается с проблемами идентичности и самопонимания. Гарри становится «степным волком», отвергая общественные нормы и ценности и стремясь найти свой путь в жизни [4, c. 334-341]. В процессе поисков Гарри знакомится с Германом, который представляет собой его «другого я». Герман вводит Гарри в мир искусства и духовности, помогая ему понять смысл жизни и найти свое место в мире.

Над романом Герман Гессе начал работать во время своей жизни в Базеле, тогда ему приходилось пропадать в университетской библиотеке. Примечательно, что роман впервые был опубликован только в 1927 году, когда Гессе закончил работу над ним уже в Цюрихе. В романе ярко видны психоаналитические особенности беседы писателя с Юнгом Лангом, которые действительно были в 1926 году. В произведении также показан мир джаза и ночных танцев, в которые в свое время влюбился и сам писатель. Например, зимой 1926 года он специально брал уроки танцев у Юлии Онеггер, которая стала прототипом Гермины в его романе.

Одной из особенностей стиля и языка «Степного волка» является его экспериментальность. Герман Гессе использовал различные жанры и стили, включая фантастику и автобиографические элементы, чтобы исследовать темы, которые были ему важны. Также в романе Гессе использует многослойность и символизм, чтобы передать сложные идеи и концепции [2, c. 91-93]. Например, образ «степного волка» представляет собой метафору поисков Гарри и его стремления к свободе и самопознанию.

«Степной волк» был хорошо принят критиками и читателями, и был переведен на многие языки. Он оказал значительное влияние на литературу и культуру в целом, и до сих пор считается одним из важнейших произведений Германа Гессе. Данное произведение считается одним из самых влиятельных произведений в литературе XX век и вносит значительный вклад в литературу в нескольких аспектах [1].

Во-первых, писатель исследует тему поиска идентичности и свободы личности, что было важным вопросом в период, когда Германия переживала культурные и социальные изменения. Роман стал символом этой эпохи и способствовал формированию нового культурного сознания.

Во-вторых, Гессе показывает, каким противоречивым может быть человеческое существование, каким многослойным и запутанным может быть мир внутренних переживаний. Этот роман в значительной мере повлиял на развитие психологической литературы и внес свой вклад в появление психоанализа и других течений психологии в литературе.

В-третьих, «Степной волк» внес значительный вклад в развитие современного романа. Г. Гессе экспериментировал с различными литературными жанрами и формами, что привело к созданию необычного и оригинального произведения. Это произведение в значительной мере влияло на развитие магического реализма, появившегося в Латинской Америке в 60-х годах XX века. Роман «Степной волк» Германа Гессе также оказал значительное влияние на культуру и литературу XX века, вдохновляя нескольких известных личностей. Один из наиболее ярких примеров –– американский писатель Джек Керуак, автор знаменитого романа "On the Road" («В дороге»). Керуак увлекался литературой Гессе и часто цитировал «Степного волка» в своих произведениях. В свою очередь, "On the Road" стал культовым романом, оказавшим значительное влияние на молодежную культуру и андеграунд в США в 1950-х годах [7, c. 227]. Другим известным примером является американский психолог Тимоти Лири, который изучал эффекты галлюциногенных веществ на человеческое сознание. Он использовал концепцию романа Гессе для создания своей теории «Перинатальной матрицы», утверждая, что опыт рождения является фундаментальным для понимания человеческого сознания и поведения [3, c. 87]. Это произведение также оказало значительное влияние на различные течения и направления в литературе и искусстве, такие как экзистенциализм, психологический реализм, постмодернизм и многие другие.

Таким образом, роман «Степной волк» Германа Гессе –– экспериментальное и многослойное произведение, исследующее тему поиска идентичности и свободы личности. Он оказал значительное влияние на культуру и литературу XX века, внес вклад в развитие психологической литературы и современного романа. Роман стал символом эпохи и вдохновил многих писателей и культурных деятелей.

 

Список литературы:
1. Анисова А.А., Жук М.И. Архетип тени в романе Г. Гессе «Степной волк» с точки зрения теории аналитической психологии К.Г. Юнга / А.А. Анисова, М.И. Жук // [Электронный ресурс] –– Режим доступа: http://www.hesse.ru/articles/print.php?ar=mzhuk. - Дата доступа: 15.04.2023. 
2. Гиль, О. Л. Зарубежная литература XX века : учебно-методическое пособие: О. Л. Гиль. –– 2-е изд., стер. –– Москва : ФЛИНТА, 2013. –– 144 с.   
3. Житко Р.Г. Коннотация пустотности в романе Г.Гессе «Степной волк» // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. –– 2016. –– № 2 (38). –– С. 85-91. –– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konnotatsiya-pustotnosti-v-romane-g-gesse-stepnoy-volk (дата обращения: 26.04.2023). 
4. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.А. Соловьевой –– М.: Высшая школа, 1991. –– 637 с. 
5. Седельник В.Д. Герман Гессе и швейцарская литература / В.Д. Седельник. - М.: Высшая школа, 1970. –– 91 с. 
6. Kiesel, D. Das gespaltene Selbst. Die Identitätsproblematik in Hermann Hesses Steppenwolf und bei Friedrich Nietzsche / Dagmar Kiesel. –– Nietzsche Studien (39), 2010. –– 398-433 p. 
7. Pyle, J. Jack Kerouac, Herman Hesse, and the influence of "Siddhartha" and "Der Steppenwolf"/ J Pyle. –– Journal of Modern Literature, 22(2), 1999. –– 225-233p.