Фискальная функция таможенных пошлин как инструмент защиты российской экономики
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(24)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(24)
Фискальная функция таможенных пошлин как инструмент защиты российской экономики
Таможенные пошлины – важная составная часть системы экономического регулирования ввоза и вывоза товаров. Они используются государством как инструмент для стимулирования внешнеторговых поставок и закупок или, наоборот, сдерживания экспорта и импорта – это зависит от целей экономической политики. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что эффективная система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства [2, c. 21].
Изначально таможенные пошлины, выполняя функции фискальной политики государства для формирования и увеличения доходной части федерального бюджета, оказывали глубокое воздействии прежде всего на национальную экономику, что обуславливалось их тесной связью с ценами. Однако, по мере развития мирового хозяйства, увеличения объемов внешней торговли и усиления ее влияния на экономическое развитие, значение таможенных пошлин как фискального инструмента постепенно снижается и возрастает их значимость как эффективного средства осуществления торгово-экономической политики.
Между тем в России в условиях финансово-экономического кризиса роль фискального инструмента повышается, собираемость таможенных пошлин возрастает.
Таможенные пошлины выполняют несколько основных функций, таких как фискальная, протекционистская и балансирующая:
1) фискальная – функция пополнения доходной части государственного бюджета. Данная функция относится как к импортным, так и к экспортным товарам. За счет фискальной функции они формируют и увеличивают доходную часть бюджета. Сейчас во многих странах роль фискальной функции понизила свою значимость, но в России в условиях кризиса сбор таможенных платежей только возрастает. Но в 2015 г. сумма таможенных платежей снизилась в силу нескольких факторов. Например, высокие тарифы на грузоперевозки, нерешенная ситуация с книжками МДП, введение российской системы взимания платы с грузовиков с массой более 12 тонн – «Платон». Нельзя оставить без внимания динамику курса рубля и цен на нефть [7, с. 184].
По итогам 2016 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 406,9 млрд. рублей. Задание по формированию доходов федерального бюджета выполнено на 101,1% [8] (см. график 1).
Ввозные таможенные пошлины составили 489,8 млрд. рублей (в 2015 году – 484,2 млрд. рублей); вывозные таможенные пошлины – 2 054,1 млрд. рублей (в 2015 году – 2 780,4 млрд. рублей); таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами, – 5,6 млрд. рублей (в 2015 году – 8,8 млрд. рублей).
Общее снижение поступлений обусловлено снижением на 26,1% поступлений вывозной таможенной пошлины.
Рисунок 1. Формирование доходов федерального бюджета (2011-2016гг.)
Следует отметить, что вывозная таможенная пошлина занимает самую большую долю в сумме таможенных платежей, что обусловлено сырьевой направленностью экспорта из Российской Федерации, так как наша страна богата природными ресурсами. Структуру доходов, которые перечислены в бюджет Российской Федерации в 2015 году, можно увидеть на рис. 1.
Рисунок 2. Доходы в федеральный бюджет за 2015 г.
Рисунок говорит о том, что таможенные пошлины занимают одно из лидирующих мест в перечислениях государственному бюджету и составляют большую часть консолидированного бюджета.
В доказательство того, что вывозная таможенная пошлина играет большую роль в пополнении бюджета России, представлена и раскрыта динамика перечислений импортных и экспортных пошлин с 2011-го по 2016 г. на рис. 2,3.
Рисунок. 3. Динамика поступлений вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет за 2011–2016 гг.
Рисунок 4. Динамика перечислений таможенных пошлин, налогов при импорте в доход федерального бюджета в 2011–2016 гг.
Рис. 3 показывает, что федеральный бюджет за счет ввозных таможенных пошлин пополняется на миллиарды рублей. Можно смело сделать вывод, что импортные пошлины являются неотъемлемой частью, составляющей государственный бюджет.
Исследуя динамику перечислений, представленную на рис. 3, видим, что по сравнению с 2011 г. ввозные таможенные пошлины значительно возросли, а последние три года (2014-2016) сумма держится на практически одном уровне.
Исследуя поступления таможенных пошлин в государственный бюджет, можно сказать, что они играют немалую роль в выполнении фискальной функции. Важно упомянуть, что для России эта функция является злободневной, потому что таможенные платежи определяют большую часть федерального бюджета.
Таможенные пошлины, выполняя фискальную функцию, оказывает большое влияние на структуру экспорта, т.е. выполняют регулирующую роль.