ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДИСЦИПЛИНАРНЫМ ДЕЛАМ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДИСЦИПЛИНАРНЫМ ДЕЛАМ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
Государственный аппарат - это одна из главных составляющих любого государства, существование которой не зависит от формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Чтобы механизм этого аппарата работал слаженно, необходимо обеспечить реализацию прав, свобод и законных интересов такой его составляющей, как государственных служащих, в том числе и в случаях привлечения их к дисциплинарной ответственности. Ведь именно от правильности построения и проведения производства по дисциплинарным делам зависит, насколько верным будет итоговое решение о наложении либо освобождении на служащего взыскания, которое, несомненно, должно быть законным и обоснованным.
Однако до настоящего момента законодательно не закреплено понятие производства по дисциплинарным делам государственных служащих (далее – дисциплинарное производство), а в науке не сформировалось единого мнения по этому поводу.
Так, А.А.Гришковец пишет: «дисциплинарное производство – это регламентируемый нормами административного права порядок привлечения виновного к дисциплинарной ответственности и наложения на него дисциплинарного взыскания, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом» [1, с.70].
В данном случае ученый считает, что дисциплинарное производство по своей сути является определенным порядком, процедурой. В противовес ему В.С. Бялт полагает, что дисциплинарное производство – это «нормативно урегулированная деятельность полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению дел о дисциплинарных проступках, заключающаяся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненным по службе мер дисциплинарной ответственности» [2, с.97].
При этом нельзя отметить, что какое-то одно определение является единственно верным, поскольку в каждом из них присутствует доля верного истолкования.
Проанализировав обе точки зрения, представляется возможным их объединить в следующем определении: дисциплинарным производством признается регламентируемый административно-правовыми нормами порядок деятельности уполномоченных субъектов по рассмотрению, разрешению дел о дисциплинарных проступках, и применению к виновному мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как и в любом другом производстве, в дисциплинарном есть свои особенности, которые нельзя оставить без внимания.
Одной из таких особенностей является подразделение данного вида производства на обычное и упрощенное, в зависимости от того, каким образом накладывается дисциплинарное взыскание. Так, когда оно связано с изданием письменного правоприменительного акта, применяется обычное производство со стадиями возбуждения производства, рассмотрения, принятия и исполнения решения, пересмотра в случае обжалования решения. Если же виновному служащему объявляется устное взыскание, производство упрощается до разбирательства по сути дела и объявления дисциплинарного взыскания [3, с.79].
Еще одной отличительной чертой является то, что при проведении служебной проверки в составе комиссии нет возможности участия независимого представителя. Законодательство нам говорит о том, что ее проведением занимаются такие подразделения государственного органа, как кадровый, юридический отделы и профсоюз [4, ст.59]. По своей сути, это не гарантирует беспристрастность проведения данной процедуры, и фактически у членов комиссии все же может быть предвзятое отношение к проверяемому государственному служащему.
Статус определенных участников дисциплинарного производства также имеет свою специфику. Например, у военнослужащих, в отличие от других видов государственных служащих, процессуальные права несколько шире. Так, для них законодательно закреплена возможность присутствия при рассмотрении дела судом, возможность пользоваться юридической помощью защитника. В свою очередь, правовой статус защитника определен только для судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке судьей гарнизонного военного суда и является аналогичным статусу защитника в судопроизводстве по административным правонарушениям [5, ст.6].
Таким образом, в работе были рассмотрены несколько подходов к понимаю определения дисциплинарного производства (производства по дисциплинарным делам), на основе которых сделана попытка вывести единое определение, согласно которому дисциплинарное производство является порядком деятельности полномочных субъектов по разрешению дел о дисциплинарных проступках и применению мер дисциплинарной ответственности. Также изучены некоторые особенности данного производства, среди которых его виды, правовой статус определенных участников производства и состав комиссии по проведению служебной проверки.