Статья:

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Владимирова Е.Г. РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭТНОПЕДАГОГИКИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 17(240). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/240/126206 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

Владимирова Елена Геннадьевна
студент, ФГАОУВО Казанский (Приволжский) Федеральный Университет Елабужский институт(филиал), РФ, г. Елабуга
Галич Татьяна Николаевна
научный руководитель, ФГАОУВО Казанский (Приволжский) Федеральный Университет Елабужский институт(филиал), РФ, г. Елабуга

 

THE DEVELOPMENT OF TOLERANCE IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN THROUGH ETHNOPEDAGOGY

 

Elena Vladimirova

Student, FGAOUVO Kazan (Volga Region) Federal University Yelabuga Institute (branch), Russia, Yelabuga

Tatyana Galich

Scientific adviser, FGAOUVO Kazan (Volga Region) Federal University Yelabuga Institute (branch), Russia, Yelabuga

 

Аннотация. В статье рассказывается роль этнопедагогики в развитии толерантности у младших школьников. Описывается формирующий эксперимент, в котором проводилась работа по развитию толерантности у младших школьников с применением народных традиций, игр, сказок и др.

Abstract. The article describes the role of ethnopedagogy in the development of tolerance among younger schoolchildren. A formative experiment is described in which work was carried out on the development of tolerance among younger schoolchildren using folk traditions, games, fairy tales, etc.

 

Ключевые слова: толерантность младших школьников, этнопедагогика, народные традиции, показатели толерантности, когнитивный компонент толерантности, эмоциональный компонент толерантности, поведенческий компонент толерантности

Keywords: tolerance of younger schoolchildren, ethnopedagogy, folk traditions, tolerance indicators, cognitive component of tolerance, emotional component of tolerance, behavioral component of tolerance

 

В рамках Федерального государственного стандарта II поколения разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Основу данной Концепции составляет идея о том, что «современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1, с. 11]. Этнопедагогика и является той наукой, которая занимается изучением возможностей использования и развивающего потенциала средств культурных традиций и народной педагогики в развитии толерантности младших школьников [2, с. 11].

Нами была проведена экспериментальная работа по развитию этнической толерантности посредством этнопедагогики проводилась с обучающимися младших классов в средней общеобразовательной школе. В ходе констатирующего эксперимента были использованы критерии:

1. Когнитивный компонент этнической толерантности (знания обучающихся о понятии толерантности).

2. Эмоциональный компонент этнической толерантности (эмпатические способности, способность сочувствовать и сопереживать другим).

3. Поведенческий компонент этнической толерантности (толерантное поведение).

Рассмотрим результаты диагностики по каждому компоненту этнической толерантности младших школьников экспериментальной и контрольной групп. Результаты исследования когнитивного компонента т этнической толерантности у младших школьников позволило выявить, что большинство младших школьников с низким уровнем сформированности когнитивного компонента этнической толерантности. С высоким уровнем сформированности когнитивного компонента этнической толерантности не было выявлено ни одного человека. У каждого второго ребенка представления о толерантном отношении к сверстникам разной национальности беспорядочны, характеризуя толерантность, младшие школьники опираются на незначительные признаки толерантного отношения к сверстникам, нейтральное отношение к толерантным категориям. Результаты исследования эмоционального компонента этнической толерантности младших школьников позволили заключить, что большинство младших школьников с низким уровнем сформированности эмоционального компонента этнической толерантности. С высоким уровнем сформированности эмоционального компонента этнической толерантности не было выявлено ни одного ребенка. Младшие школьники положительно относятся к толерантным категориям, но у них наблюдается слабые дифференцированные эмоции по отношению к толерантным категориям и антиподам. Результаты исследования поведенческого компонента этнической толерантности младших школьников позволили заключить, что большинство младших школьников с низким и средним уровнями сформированности поведенческого компонента этнической толерантности. С высоким уровнем сформированности поведенческого компонента этнической толерантности младших школьников не было выявлено. У обучающихся наблюдается неустойчивая тенденция положительного поведения по отношению к сверстникам. У другой половины младших школьников поверхностные представления о толерантности к сверстникам разной национальности, а поведение к сверстникам неустойчивое, разрозненное.

Таким образом, у младших школьников выявлен низкий уровень сформированности этнической толерантности. С ними необходима дополнительная работа, направленная на воспитания этнической толерантности младших школьников. Чтобы воздействовать на все компоненты этнической толерантности, необходимо применить этнопедагогику, применять народные традиции. На формирующем этапе мы разработали календарно-тематический план по воспитанию толерантного отношения к сверстникам разной национальности обучающихся младших классов посредством этнопедагогики. Первое занятие заключалось в знакомстве младших школьников со школой, ее традициями, Была проведена сюжетно-ролевая игра «Школа». Мы дали название школы, назвали улицу, где она расположена. По окончании экскурсии вместе с младшими школьниками мы обсудили нашу школу, труд людей разных профессий в школе: учителей, библиотекарей, поваров, техничек, сторожей и других. Важным моментом в воспитании толерантного отношения к сверстникам разной национальности является формирование любви к природе своего края, в другим людям. Во внеурочное время мы сходили с детьми на экскурсию, которая называлась «Эта моя улица…». Гуляя по своей улице, мы играли с сюжетно-ролевые игры «Мы-пассажиры», «Транспорт на улице». После прогулки по улице мы в совместной деятельности изготовили макет улицы, на которой находится школа. Совместно с родителями мы изучали предметы русской старины. Знакомили младших школьников с домашней утварью, мебелью, посудой, русскими и татарскими народными костюмами, Работа велась посредством чтения потешек и загадок, обсуждений пословиц о труде и семье, рассматривания иллюстраций. Мы посетили Музей Истории Города, в котором познакомились не только с животными и растениями нашего края, но и с народным бытом, по материалам татарского и русского фольклора.

Рассматривая рукоделие наших предков, бытовые предметы того времени, обучающимся объяснялось их назначение, подчеркивалась мастерство человеческих рук, делался акцент на красоте. Младшим школьникам рассказывался образ жизни предков своего народа в зависимости от местности проживания (в лесу, в местностях богатой глиной и др.). Например, если народ жил в лесу, то посуда, украшения и мебель была из дерева. Если они проживали на местности, где много глины, то посуду и украшения делали из глины. На уроках по изобразительной деятельности мы закрепляли полученные знания, делали выставку работ. Во время праздников, мы знакомили детей с традиционными праздниками русских и татарских народов. Для знакомства мы организовывали и подготавливались к проведению традиционных праздников, например, «8 марта», «Новый год», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «День защитника Отечества и др. На занятиях по изобразительному искусству мы готовили открытки для своих родителей, разучивали танцы, песни и стихотворения по теме праздника. В Масленицу мы играли в народные игры, пели песни, ели блины, которые дети принесли из дома, которые они сами там пекли. На Пасху мы раскрашивали яйца и знакомили с традициями этого праздника. Для формирования целостного, толерантного взгляда на мир мы раскрыли на уроке окружающего мира тему «наши ближайшие государственные соседи», где по карте с детьми просматривали границы нашей страны, страны граничащие с нашей страной (Эстония, Белоруссия, Литва, Латвия, Абхазия, Япония и другие). На уроке, посвященного теме «В центре Европы», мы познакомили детей со странами Центральной Европы (Германия, Австрия, Швейцария), рассматривая природный ландшафт местности, тем самым формируя целостный взгляд на разнообразие природы. Изучая тему «Что такое Бенилюкс?», формировании у обучающихся уважительное отношение к чужому мнению, так как они узнают, когда и как сформировался этот Альянс, какие страны в него входят, и какие вопросы и проблемы обсуждаются на заседаниях. «Такие разные праздники» - где дети знакомили с праздниками своей страны и других народностей, вырабатывая толерантный взгляды разнообразие культуры нашей страны. Воспитание этнической толерантности у младших школьников заключалось в разработке и реализации календарно-тематического плана посредством этнопедагогики. Проведенная работа была направлена на воспитание когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов толерантного отношения младших школьников. Повторная диагностика позволила достичь положительной динамики воспитания этнической толерантности у младших школьников. На контрольном срезе количество детей с высоким уровнем этнической толерантности увеличилось на 30%, количество детей со средним уровнем составило 60%, а количество детей с низким уровнем - 10%, что говорит об эффективности проведённой работы с младшими школьниками.

Таким образом, этнопедагогика является эффективным средством воспитания этнической толерантности у младших школьников. Результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов в работе с детьми младшего школьного возраста в воспитании толерантного отношения к сверстникам разной национальности.

 

Список литературы:
1. Асмолов, А. Г. Слово о толерантности / А. Г. Асмолов // Век толерантности: Научно-публ. вестн. - 2011. - № 1. - С. 4.
2. Богданова, В. В. Толерантность младших школьников: понятие, модель формирования / В. В. Богданова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2016. – № 2. – С. 87–91.
3. Коротких, О. В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики / О.В. Коротких. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 128 c.
4. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - Москва.: Просвещение, 2011. - 224 c.
5. Лебедева, Н. М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность / Н. М. Лебедева. - М. : Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 2012. - С. 35.
6. Лебедева, Н. М. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. - М. : Изд-во РУДН, 2012. - 296с.
7. Латышина, Д. И. Этнопедагогика. Учебник / Д.И. Латышина, Р.З. Хайруллин. - М.: Юрайт, 2016. - 532 c.
8. Мамышева, З. З. Проблема становления толерантности младшего школьника в контексте поликультурной образовательной среды / З. З. Мамышева // Вестник адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. – 2010. – № 4. – С. 38–42.
9. Нездемковская, Г. В. Зарождение и развитие этнопедагогики России / Г.В. Нездемковская. - М.: Эдитус, 2021. - 645 c.
10. Хухлаева, О. В. Этнопедагогика. Социализация детей и подросков в традиционной культуре. Учебное пособие / О.В. Хухлаева. - М.: МПСИ, 2018. - 248 c.