Статья:

ПРОБЛЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В РАМКАХ ВТО

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Щепин Р.Е. ПРОБЛЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В РАМКАХ ВТО // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 17(240). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/240/126294 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В РАМКАХ ВТО

Щепин Роман Евгеньевич
студент, Оренбургский Институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), РФ, г. Оренбург
Жукова Светлана Михайловна
научный руководитель, Оренбургский Институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), РФ, г. Оренбург

 

Механизм разрешения споров в рамках ВТО имеет довольно существенную роль в поддержании стабильности экономики мира. Это связано с тем, что данный механизм основывается на одинаковых правилах для всех его стран-участников, при том без привязки к экономической и политической мощи какого-либо государства. Таким образом, данный принцип в процессе разрешения разногласий между участниками позволяет даже небольшому государству осуществить защиту своих прав и законных интересов.

Длительная практика существования этой модели разрешения споров отлично демонстрирует квалифицированность и объективность рассмотрения, поднимаемых вопросов. Соответственно, формируются довольно благоприятные условия для предпринимательской деятельности на международном рынке.

Однако данный механизм сложно назвать безупречным. Существуют определенные проблемы, которые препятствуют защите прав и законных интересов стран-участников.

Например, одной из таких проблем является ограниченный доступ слабо развитых и развивающихся государств к участию в процедуре разрешения споров в рамках Всемирной торговой организации.  В данных государствах отсутствует механизм взаимодействия государственных органов и компаний, а также, стоит отметить, дефицит административных и финансовых ресурсов. Но необходимо сказать, что в ДРС отсутствует норма, устанавливающая взимание пошлины или сбора. То есть государство не обязывается платить какую-либо сумму за участие в процедуре разрешения спора в рамках ВТО. Но тем не менее, на этапе подготовительной стадии государство обязано проводить определенный перечень мероприятий, требующих существенных финансовых трат, которые, как правило, непосильны для слабо развитых стран.

С целью помощи и содействия в защите прав и законных интересов слабо развитых стран существует Консультативный центр по праву Всемирной торговой организации [1]. Цель этой организации заключается в предоставлении правовой помощи странам, у которых имеется потребность в обращении в орган разрешения споров. Также таким странам предоставляется консультация по праву Всемирной торговой организации, оказывается поддержка сторон и третьих лиц в процедуре разрешения споров, осуществляется посредством различных семинаров обучение праву ВТО должностных лиц государства. Развитые государства не имеют доступ к вышеперечисленным услугам центра. А сам центр является финансово-независимым. Он функционирует на основе ежегодных пожертвований своих членов.

Таким образом, можно сказать, что существует определенный инструмент помощи слабо развитым странам, который успешно функционирует и стремится устранить проблему доступа к механизму разрешения споров в рамках ВТО.

Следующая проблема, которую стоит выделить, заключается в трудности защите прав и интересов слабо развитых стран от незаконных действий развитых.  Срок разбирательства конфликта затягивается на длительный период, и, тем самым, рассмотрение спора утрачивает какую-либо перспективу на разрешение.

К примеру, разрешение спорной ситуации Евросоюза с латиноамериканскими странами. В данном случае Евросоюз отказывался от предоставления льгот на импорт бананов. Рассмотрения спора шло около двух десятилетий и завершился лишь в 2012 году. Данная ситуация получила даже свое название в СМИ - «банановая война» [2].

Также можно привести в пример спор между США и Евросоюзом, который рассматривается около десяти лет. Участники спора обвиняют друг друга в незаконном предоставлении субсидий, которые нарушают правила Всемирной торговой организации.

Подобные примеры в практике рассмотрения спорных ситуаций в рамках ВТО могут быть аргументов для слабо развитых стран не обращаться за защитой своих прав и законных интересов в орган по разрешению споров, так как они будут считать, что смысла в этом не будет. Таким образом, в перспективе может сложиться ситуация безнаказанности совершения незаконных действий развитых стран по отношению к развивающимся странам, что как следствие приведет к правовому неравенству.

Также среди проблем механизма разрешения спора в ВТО можно выделить процедуру составления заявки о создании третейской группы. Она составляется и подается исключительно в письменной форме. В заявку необходимо внести данные о том проводили ли стороны консультации, также нужно указать особые черты проблемы, которая подлежит рассмотрению и необходимо предоставить изложение правовой основы для жалобы в краткой форме [3]. Соответственно в случае, если не был составлен вопрос в заявке о формировании третейской группы, то его будет невозможно поднять в процессе разбирательства. Но зачастую невозможно заранее выявить предполагаемые варианты развития событий, в следствие чего, как правило, отсутствует ясность понимания в процессе составления заявки о создании третейской группы. Неизвестно какие именно детали и в каком количестве должны быть прописаны для того, чтобы точно быть уверенным в том, что поднимаемый вопрос в разбирательстве будет рассмотрен всесторонне.

Подводя итог, всему вышесказанному необходимо отметить, что невзирая на те довольно существенные проблемы, которые были перечислены, механизм разрешения споров успешно функционирует. Развивающиеся страны, которые присоединяются к организации, постепенно учатся использовать эту процедуру с целью защиты своих прав и интересов.

Стоит сказать, что важным условием успешной работы этой процедуры является необходимость соблюдения правил со стороны всех государств-членов. И можно сказать, что данное понимание находит свое отражение в действиях различных стран. Так например, даже такие крупные с политической и экономической точки зрения страны, как Канада, США, Европейский союз, ликвидируют меры, по применению которых проиграли дело. 

 

Список литературы:
1. Article 2 of The Agreement Establishing the Advisory Centre on WTO Law, November 13, 1999
2. WTO Dispute Settlement: A New International Judicial Process. Certificate in Commercial Diplomacy. Course Modules. Ottawa, 2006. P. 15.
3. Understanding on Rules and Proceedings Governing the Settlement of Disputes. Article 6.2. The results if the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations. The Legal Text. Cambridge University Press. 1999. P. 359