ПРОБЛЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В РАМКАХ ВТО
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)
ПРОБЛЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В РАМКАХ ВТО
Механизм разрешения споров в рамках ВТО имеет довольно существенную роль в поддержании стабильности экономики мира. Это связано с тем, что данный механизм основывается на одинаковых правилах для всех его стран-участников, при том без привязки к экономической и политической мощи какого-либо государства. Таким образом, данный принцип в процессе разрешения разногласий между участниками позволяет даже небольшому государству осуществить защиту своих прав и законных интересов.
Длительная практика существования этой модели разрешения споров отлично демонстрирует квалифицированность и объективность рассмотрения, поднимаемых вопросов. Соответственно, формируются довольно благоприятные условия для предпринимательской деятельности на международном рынке.
Однако данный механизм сложно назвать безупречным. Существуют определенные проблемы, которые препятствуют защите прав и законных интересов стран-участников.
Например, одной из таких проблем является ограниченный доступ слабо развитых и развивающихся государств к участию в процедуре разрешения споров в рамках Всемирной торговой организации. В данных государствах отсутствует механизм взаимодействия государственных органов и компаний, а также, стоит отметить, дефицит административных и финансовых ресурсов. Но необходимо сказать, что в ДРС отсутствует норма, устанавливающая взимание пошлины или сбора. То есть государство не обязывается платить какую-либо сумму за участие в процедуре разрешения спора в рамках ВТО. Но тем не менее, на этапе подготовительной стадии государство обязано проводить определенный перечень мероприятий, требующих существенных финансовых трат, которые, как правило, непосильны для слабо развитых стран.
С целью помощи и содействия в защите прав и законных интересов слабо развитых стран существует Консультативный центр по праву Всемирной торговой организации [1]. Цель этой организации заключается в предоставлении правовой помощи странам, у которых имеется потребность в обращении в орган разрешения споров. Также таким странам предоставляется консультация по праву Всемирной торговой организации, оказывается поддержка сторон и третьих лиц в процедуре разрешения споров, осуществляется посредством различных семинаров обучение праву ВТО должностных лиц государства. Развитые государства не имеют доступ к вышеперечисленным услугам центра. А сам центр является финансово-независимым. Он функционирует на основе ежегодных пожертвований своих членов.
Таким образом, можно сказать, что существует определенный инструмент помощи слабо развитым странам, который успешно функционирует и стремится устранить проблему доступа к механизму разрешения споров в рамках ВТО.
Следующая проблема, которую стоит выделить, заключается в трудности защите прав и интересов слабо развитых стран от незаконных действий развитых. Срок разбирательства конфликта затягивается на длительный период, и, тем самым, рассмотрение спора утрачивает какую-либо перспективу на разрешение.
К примеру, разрешение спорной ситуации Евросоюза с латиноамериканскими странами. В данном случае Евросоюз отказывался от предоставления льгот на импорт бананов. Рассмотрения спора шло около двух десятилетий и завершился лишь в 2012 году. Данная ситуация получила даже свое название в СМИ - «банановая война» [2].
Также можно привести в пример спор между США и Евросоюзом, который рассматривается около десяти лет. Участники спора обвиняют друг друга в незаконном предоставлении субсидий, которые нарушают правила Всемирной торговой организации.
Подобные примеры в практике рассмотрения спорных ситуаций в рамках ВТО могут быть аргументов для слабо развитых стран не обращаться за защитой своих прав и законных интересов в орган по разрешению споров, так как они будут считать, что смысла в этом не будет. Таким образом, в перспективе может сложиться ситуация безнаказанности совершения незаконных действий развитых стран по отношению к развивающимся странам, что как следствие приведет к правовому неравенству.
Также среди проблем механизма разрешения спора в ВТО можно выделить процедуру составления заявки о создании третейской группы. Она составляется и подается исключительно в письменной форме. В заявку необходимо внести данные о том проводили ли стороны консультации, также нужно указать особые черты проблемы, которая подлежит рассмотрению и необходимо предоставить изложение правовой основы для жалобы в краткой форме [3]. Соответственно в случае, если не был составлен вопрос в заявке о формировании третейской группы, то его будет невозможно поднять в процессе разбирательства. Но зачастую невозможно заранее выявить предполагаемые варианты развития событий, в следствие чего, как правило, отсутствует ясность понимания в процессе составления заявки о создании третейской группы. Неизвестно какие именно детали и в каком количестве должны быть прописаны для того, чтобы точно быть уверенным в том, что поднимаемый вопрос в разбирательстве будет рассмотрен всесторонне.
Подводя итог, всему вышесказанному необходимо отметить, что невзирая на те довольно существенные проблемы, которые были перечислены, механизм разрешения споров успешно функционирует. Развивающиеся страны, которые присоединяются к организации, постепенно учатся использовать эту процедуру с целью защиты своих прав и интересов.
Стоит сказать, что важным условием успешной работы этой процедуры является необходимость соблюдения правил со стороны всех государств-членов. И можно сказать, что данное понимание находит свое отражение в действиях различных стран. Так например, даже такие крупные с политической и экономической точки зрения страны, как Канада, США, Европейский союз, ликвидируют меры, по применению которых проиграли дело.