Статья:

РЕЧЕВЫЕ ТРЕНИНГИ В ДЕТСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Конева В.А. РЕЧЕВЫЕ ТРЕНИНГИ В ДЕТСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 17(240). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/240/126397 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕЧЕВЫЕ ТРЕНИНГИ В ДЕТСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ

Конева Виктория Андреевна
студент, Орловский государственный институт культуры, РФ, г. Орёл
Титов Александр Юрьевич
научный руководитель, профессор кафедры режиссуры, мастерства актера и экранных искусств, Орловский государственный институт культуры, РФ, г. Орёл

 

SPEECH TRAININGS IN CHILDREN'S THEATER STUDIO

 

Victoria Koneva

Student, Orel State Institute of Culture, Russia, Orel

Alexander Titov

Scientific director, Ph.D., Acting and Screen Arts, Orel State Institute of Culture, Russia, Orel

 

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме владения сценической речью, так как она является средством театрального воплощения драматургического произведения на сцене, с помощью которого актер передает основные черты воплощаемого образа.  В данной статье доказывается необходимость развития техники речи, постоянной работы над правильностью произношения. Затрагивается важность речевых тренингов в работе с детьми и их отличия от речевых тренингов для взрослых актеров.

Abstract. This article is devoted to the problem of stage speech, as it is a means of theatrical embodiment of a dramatic work on stage, with the help of which the actor conveys the main features of the embodied image. This article proves the need for the development of speech technology, constant work on the correct pronunciation. The importance of speech trainings in working with children and their differences from speech trainings for adult actors are touched upon.

 

Ключевые слова: Сценическая речь, художественное слово, спектакль, речевые тренинги, актёр.

Keywords: Stage speech, artistic word, performance, speech trainings, actor.

 

Сценическая речь – одно из важнейших средств театрального мастерства актера. Именно благодаря сценической речи, актер может донести до зрителя идеи, мысли и чувства, заложенные в тексте. Сценическая речь является одним из основных профессиональных средств выразительности актера.

Хорошо развитая сценическая речь актера, позволяет раскрыть внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа.

Сценическая речь, как предмет изучения ребенком, несколько отличается от сценической речи профессионального актера. В методике обучения ребенка правилам сценической речи существуют свои особенности: преподавание ведется исключительно в игровой форме, которая, способствует более органичному раскрытию особенностей речи ребенка и помогает в сплочении коллектива. Дети воспринимают урок как игру, забаву и кривляния, тем самым увеличивает вовлеченность и результативность.

Главная задача во время проведения речевого тренинга – развитие навыков владения ясной, осмысленной, грамотной речью как во время исполнения роли в спектакле, так и при исполнении произведений в жанре художественного слова.

В основы техники звучащей речи входит работа с дикцией, дыханием, голосом и орфоэпией. Одним из самых существенных и важных элементов в постановке речевого голоса и правильного произношения звуков речи является дыхание. Без правильно поставленного дыхания, чтец не будет держать необходимый темпоритм, будут неправильно выделены главные слова и фразы, и в целом он может быть неправильно понят зрителем. От того, как актёр пользуется своим дыханием, зависят красота, сила и лёгкость голоса, музыкальность и мелодичность его речи. Так же, одним из ванных элементов, является дикция. «Вялый рот», «невнятные слова», «сжевывание и проглатывание букв и даже слов», без тренировки, тренинга, поставить дикцию не возможно. Таким образом речевые тренинги являются не отъемлемой частью процесса в обуздании сценической речи. Тренинги включают в себя упражнения, целью которых является устранение «каши во рту», улучшение дикции, четкости произносимых слов и словосочетаний. Одним из самых важным упражнений в тренинге являются: произношение скороговороки с разным темпоритмом, произношение звуков, совмещая их с пластическими упражнениями, а также артикуляционная гимнастика, которая служит для разогрева и тренировки речевого аппарата актера. Без базовых упражнений все старания будут бесполезны.

Природа театра, особое внимание уделяет на взаимодействие всех средств театральной выразительности. Сценическая речь теснейшим образом связана с пластикой, движением, ритмикой, мастерством актера. Быстро овладеть умением говорить поможет педагог по технике речи. Важно не только регулярно посещать занятия, но и проводить тренировки дома. Это позволит максимально быстро добиться хороших результатов. Педагог научит правильно дышать, покажет упражнения. Они не сложные, но эффективные. Составляющими компонентами уроков являются проговаривание скороговорок, чтение текстов с правильной расстановкой интонаций, дыхательная гимнастика.

Основная задача сценической речи - раскрыть, развить и воспитать речевой голос. С помощью специально подобранного комплекса упражнений как дети, так и взрослые актёры раскрывают все лучшие качества речевого звука, расширяют возможности своего голоса, свойственно их индивидуальности.

Обращаясь к материалам К.С. Станиславского, мы можем понять, что помимо выше перечисленных элементов, важнейшим является – логика звучащей речи и словесное действие. Когда мы разговариваем в жизни, почти всегда мы говорим ради какой-то цели, задачи или необходимости, ради подлинного продуктивного и целесообразного действия. На сцене все происходит иначе. Проговаривая речь на сцене, актёр говорит чужой текст, который дан автором постановки. Повторяясь на многочисленных репетициях, текст забалтывается и это приводит к механическому бессмысленному произношению выученных слов. Возвращаясь к сценической природе театра, необходимо обратить особое внимание на взаимодействие всех средств театральной выразительности. Сценическая речь теснейшим образом связана с пластикой, движением, ритмикой, мастерством актера. Быстро овладеть умением говорить поможет педагог по технике речи. Важно не только регулярно посещать занятия, но и проводить тренировки дома. Это позволит максимально быстро добиться хороших результатов. Педагог научит правильно дышать, покажет упражнения. Они не сложные, но эффективные. Составляющими компонентами уроков являются проговаривание скороговорок, чтение текстов с правильной расстановкой интонаций, дыхательная гимнастика.

Неотъемлемой часть сценической речи является выбор материала который должен полностью соответствовать возрасту ребенка, осознанности и понимаю. Так же, очень важно, что бы ребенок был максимально задействован в подборе чтецкого материла, так как очень важно, что бы чтецу материал был близок и интересен. Проблемы, поднимаемые в тексте, должны быть максимально понятны и точно сформулированы. Что бы в полной мере донести мысль и картинку до зрителя. Работая с голосом, обязательно нужны систематизация, терпение и предельное внимание к точности выполнения упражнений. Тренинг и муштра обязательны, без системы не будет результата.

Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, освобождение от зажимов, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой систем, совершенствованием речевого слуха, постановкой голоса. Легкости и полетности голоса.

На речевых тренингах необходимо добиваться того, чтобы «голос, речь и интонации оставались и на сцене в полной зависимости от внутреннего чувства и являлись бы его непосредственным, точным и рабским выразителем.»(К. С. Станиславский) Для грамотного и гармоничного создания сценического образа актера, необходимо развивать свои речевые и пластические навыки, уметь снимать мышечные зажимы и контролировать их так как они чаще всего могут мешать в работе с голосом. В современном мире, речь неотъемлемая часть жизни человека, само ораторское искусство облегчает жизнь. С помощью грамотной речи человек правильно выражает свои мысли и чувства. В основу обучения ораторского искусства а в частности сценической речи, легли речевые тренинги. Они как и актерские позволяют раскрыться в полной мере, делая речь конкретной, целенаправленной. Подведя итоги вышесказанного, можно сказать, что главные задачи речевого тренинга – развитие и обогащение голоса, усовершенствование дикционной чистоты и четкости, возможность сделать голосо-речевой аппарат послушным инструментом. Сценическая речь, актуальна не только в театральной сфере, но и в повседневности, тем самым имея большой спрос в современности. Сценическая речь на данном этапе значительно отличается от сценической речи прошлого столетия, не говоря уже о столетиях прошлых, как и актёрское мастерство, и театр в целом. Вследствие инновационного развития в мире, на сегодняшний день, существует огромное количество технических средств, в частности световых и звуковых технологий, усиливающих эффект и образность используемых актёром, ораторов, ведущим средств сценической речи в той или иной постановки, выступлении, и т.д.

 

Список литературы:
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок. Серия "Мозаика детского отдыха". – М. : ВАКО, 2006. г
2. Станиславский К. С. Работа актера над собой. – М., 1980г5. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под ред. Никитиной А. Б. Серия "Театр и дети". – М.: ВЛАДОС, 2001г
3. Сценическая речь. Учебник. /Предисловие и научное редактирование И. П. Козляниновой, И. Ю. Промптовой/ М., ГИТИС, 1995г
4. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под ред.Никитиной А.Б.Серия «Театр и дети». – М.: ВЛАДОС, 2001г.  
5. Моргунов Б.Г. Проблемы звучащей речи (Основные принципы воспитания речевого мастерства чтеца и актёра). – Москва:«Советская Россия», 1980г